Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»

Цель:

Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Задачи:

1.Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

2. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

3. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

4. Поддержание у детей инициативности, сообразительности, самостоятельности, критичности.

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Ребятки, сегодня нам на почту сада пришло письмо от детей, которые живут в Африке. Они спрашивают у нас о снеге, ведь вы помните мы с вами говорили о том, что в Африке никогда не бывает снега. И вот дети из Африки хотят как можно больше узнать, что такое снег. Они просят нас с вами снять фильм про снег.

Будем с вами сегодня снимать фильм про снег?

Вы будете актерами, а я оператором. Вот моя волшебная камера и микрофон. Знаете, почему моя камера волшебная? Потому что она снимает сама, но только тех ребят, кто ведет себя хорошо.

Для того, чтобы начать снимать фильм, нужно сначала отгадать загадки.

Загадки:

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? 
(Зима)

Схватил за щеки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Все это делает… 
(Мороз)

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. 
(Снежинка)

На всех садится,
Никого не боится.
(Снег)

- Молодцы! Лихо справились с загадками. Ну что же приступим к нашему исследованию.

- Я вижу - у вас тоже в группе есть снег? (дети с утра ставят мисочку со снегом). Но оказывается там вода, а где же снег? ( ответы детей).

Исследование талой воды. Выясняется, что она не имеет запаха, бесцветна и прозрачна и содержит частички мусора.

Журналист просит помощника отнести мисочку с водой на улицу, чтоб вода замерзла и опять превратилась снег. А у детей выясняет - получится ли сейчас из воды обратно снег? И откуда берется снег? ( ответы детей)

Помощник приносит миски со снегом и льдом.

Исследования и опыты со снегом и льдом. Дети поочередно проводят эксперименты со снегом и со льдом.

Опыт №1. «Определение цвета, запаха, температуры»

-Какого цвета снег ? (белый) –Без запаха. Холодный

-Какого цвета лед ? (бесцветный) – Без запаха. Холодный

Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.

Опыт №3. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега ? (Сыпучий). А лед ? Я случайно уронила лед, что с ним случилось ? (Он раскололся, он хрупкий).

Опыт №4. «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед ? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут

Опыт №5. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли ? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Физкультминутка

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И Снегурочку лепим мы, лепим мы .                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Выводы (словесная игра «Снег какой, лед какой?»)

Ребята, давайте теперь поиграем со снежинкой. К кому снежинка на ладошку упадет, тот скажет снег какой.... лед какой.....

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду....

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду......

Молодцы, ребята! Я думаю, наш фильм очень понравится детям из Африки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_snega_i_lda.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»

Цель:

Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Задачи:

1.Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

2. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

3. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

4. Поддержание у детей инициативности, сообразительности, самостоятельности, критичности.

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Ребятки, сегодня нам на почту сада пришло письмо от детей, которые живут в Африке. Они спрашивают у нас о снеге, ведь вы помните мы с вами говорили о том, что в Африке никогда не бывает снега. И вот дети из Африки хотят как можно больше узнать, что такое снег. Они просят нас с вами снять фильм про снег.

Будем с вами сегодня снимать фильм про снег?

Вы будете актерами, а я оператором. Вот моя волшебная камера и микрофон. Знаете, почему моя камера волшебная? Потому что она снимает сама, но только тех ребят, кто ведет себя хорошо.

Для того, чтобы начать снимать фильм, нужно сначала отгадать загадки.

Загадки:

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? 
(Зима)

Схватил за щеки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Все это делает… 
(Мороз)

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. 
(Снежинка)

На всех садится,
Никого не боится.
(Снег)

- Молодцы! Лихо справились с загадками. Ну что же приступим к нашему исследованию.

- Я вижу - у вас тоже в группе есть снег? (дети с утра ставят мисочку со снегом). Но оказывается там вода, а где же снег? ( ответы детей).

Исследование талой воды. Выясняется, что она не имеет запаха, бесцветна и прозрачна и содержит частички мусора.

Журналист просит помощника отнести мисочку с водой на улицу, чтоб вода замерзла и опять превратилась снег. А у детей выясняет - получится ли сейчас из воды обратно снег? И откуда берется снег? ( ответы детей)

Помощник приносит миски со снегом и льдом.

Исследования и опыты со снегом и льдом. Дети поочередно проводят эксперименты со снегом и со льдом.

Опыт №1. «Определение цвета, запаха, температуры»

-Какого цвета снег ? (белый) –Без запаха. Холодный

-Какого цвета лед ? (бесцветный) – Без запаха. Холодный

Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.

Опыт №3. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега ? (Сыпучий). А лед ? Я случайно уронила лед, что с ним случилось ? (Он раскололся, он хрупкий).

Опыт №4. «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед ? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут

Опыт №5. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли ? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Физкультминутка

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И Снегурочку лепим мы, лепим мы .                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Выводы (словесная игра «Снег какой, лед какой?»)

Ребята, давайте теперь поиграем со снежинкой. К кому снежинка на ладошку упадет, тот скажет снег какой.... лед какой.....

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду....

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду......

Молодцы, ребята! Я думаю, наш фильм очень понравится детям из Африки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Знакомство с магнитом и его свойствами".

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе " Знакомство с магнитом и его свойствами."Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи: З...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства Воды».

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: Закрепление и обогащение знаний детей о воде и ее свойствах через экспериментальную деятельность. Задачи.Образовательные:- познакомит...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Искусственный снег»

Цель: создание условий для формирования представлений о проведении опытов через экспериментальную деятельность.Детская цель: приготовление детьми искусственного снегаЗадачи:Образовательные: создать де...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»

Цель:Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспер...