Конспект занятия по основам науки и естествознания " Свойства снега и льда" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est._i_nauka_04.02.20dokument_microsoft_office_word.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Дошкольное отделение, структурное подразделение №6
Конспект занятия по основам науки и естествознания
в подготовительной группе
« Свойства снега и льда»
Подготовила и провела
Щелокова О.А.
Москва 2020
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах снега и льда через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- уточнить и расширить знания детей о сходствах и различиях снега и льда, характерных признаках зимы;
- активизировать словарь детей по лексической теме «Зима»;
- учить детей делать выводы;
- развивать связную речь детей, навыки исследовательской деятельности, логическое мышление;
Предварительная работа: наблюдение за приметами зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о диких животных, зимующих птицах, зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление описательных рассказов по картине, проведение экспериментов.
Оборудование: письмо, емкости со снегом и льдом, пустые стаканчики, тарелочки, кусочки пленки, картинки, салфетки, лупы, ложки, емкость со снегом для лепки снеговика, варежки, фартуки, емкость со снегом с участка, воронки, марля.
Ход занятия:
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
(Стук в дверь. Входит почтальон Печкин, в руках держит конверт.)
Печкин: Здравствуйте, у меня для вас заказное письмо. Распишитесь в получении. До свидания, ребята, мне еще нужно много писем доставить.
Уходит.
Воспитатель: Откуда пришло письмо? Обратного адреса нет.
(дети рассматривают конверт, высказывают предположения)
- Давайте вскроем конверт и узнаем откуда и от кого пришло письмо.
«Здравствуйте, дети! Пишет вам львенок из далекой и жаркой Африки. Недавно я узнал о существовании вашей страны, а в интернете нашел много-много фотографий с изображением вашей природы. Что же случилось с деревьями и травой в вашей стране, почему все вокруг белое? Это белое везде: на земле, на домах, на деревьях, на машинах, даже на людях. Пожалуйста, объясните мне, что же это такое?»
- Как вы думаете, почему львенка удивили фотографии нашей природы в зимнее время года?
- Как вы думаете, он знает, что такое зима?
- Почему не знает? Как вы думаете, в Африке бывает зима? Конечно, бывает, только она не такая, как у нас.
- Как вы определяете, что сейчас у нас зима, по каким признакам?
- Что особенно удивило Львенка, когда он увидел фотографии нашей природы зимой? Знает ли он, что такое снег и лед? Почему он этого не знает?
Воспитатель: Конечно в Африке нет такой зимы, которую знаем мы, там нет снега и льда, он не мог его ни увидеть, ни потрогать.
Хотите написать письмо львенку и рассказать ему о Русской зиме, а ещё про снег и лед?
Что же такое снег? Лед? Как вы думаете? Из чего состоит снег? А лед? Для того, чтобы объяснить львенку, что такое снег и лед, нам самим надо в этом разобраться (проверить свои предположения, а для этого нам надо отправиться в лабораторию. Проходите, занимайте свои места, (наденьте фартучки, помогайте друг другу)
(проход к столам, где на подносах лежит снег и лед, рассаживаются)
Вот теперь вы настоящие ученые. Готовы изучить свойства снега и льда?
- Давайте возьмем в руки небольшие кусочки снега и льда. Какие они? Что чувствуют ваши ладошки? Тепло или холод?
Правильно, снег и лед холодные, это их сходство/ этим они похожи (Отметим это на мольберте- поставить значок термометра с синим столбиком и снежинкой)
- Вот вы немного подержали на ладошке снег и лед. Что-то изменилось или все осталось по-прежнему? А что произошло? Что появилось/осталось на ладошке? Почему это произошло, почему снег и лед растаяли?
Правильно, снег и лед, от тепла тают и превращаются в воду, то есть из твердого состояния под действием тепла они могут перейти в жидкое состояние. В этом их сходство/ этим они похожи.
(Отметим это на мольберте-поставить значок термометра с красным столбиком и капелькой воды)
Сходства снега и льда мы определили, а теперь постараемся выяснить их различия.
Попробуйте посмотреть сквозь кусочек льда. Видите что-нибудь? (да) А теперь посмотрите сквозь снег. Видно что-то? (нет)
Кусочек льда – прозрачный, а комочек снега – нет, он белый. Этим они отличаются друг от друга.
(Отметим это на мольберте. у льда значок глаза открытого, у снега глаз закрытый)
- Предлагаю внимательно рассмотреть снег. (Рассматривают через лупу) Что вы видите? Из чего состоит снег?
Правильно снег состоит из маленьких снежинок. А что такое снежинка? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос предлагаю вам посмотреть, как образуются снежинки и какими они бывают.
(просмотр видеоролика и фотографий макросъемки).
Высоко в небе, где очень холодно, капли воды замерзают и превращаются в крошечные кристаллики льда. Когда эти кристаллы соединяются друг с другом, получается снежинка/ рождается снежинка.
Красиво, правда? Волшебница природа создала удивительные снежинки, разные, непохожие друг на друга. Но, все- таки, что- то общее у них есть. Как думаете, что в их строении повторяется? Правильно, у каждой из них всегда шесть лучиков, ледяные кристаллики так соединяются.
А теперь рассмотрите кусочек льда, Состоит ли он из снежинок? Кусочек льда это своего рода кристалл, а кристалл всегда прозрачен.
Если на отдельную снежинку посмотреть в микроскоп, то мы сможем увидеть, что её кристаллы тоже прозрачны, Тогда почему снег кажется нам белым?
Предлагаю вам провести опыт. У вас на столах есть маленькие кусочки пленки. Возьмите один, можете ли вы видеть сквозь него? Если сквозь него все видно, значит он какой? (бесцветный, прозрачный). Представьте, что это маленькие прозрачные кристаллики. А теперь возьмите много кусочков пленки и соедините их в комочек. Можете ли вы теперь увидеть, что- то сквозь него? Почему, какого он цвета?
В комочке снега снежинок очень много, они наслаиваются друг на друга, лежат друг к другу не плотно, и солнечный свет запутывается в миллиардах крошечных кристалликов, не может пройти сквозь комок и поэтому отражается от кристаллических снежинок /поверхности снега, поэтому он кажется нам белым / это и придает снегу белый цвет, а сквозь кусочек льда свет проходит насквозь / беспрепятственно. Если измельчить ледяную глыбу, она станет белой, так как кристаллики будут не спрессованы в одно целое. Мы с вами, как настоящие ученые, сделали маленькое научное открытие. (Отметим это различие на мольберте: Лёд- это один кристалл, он прозрачный, снег это множество кристаллов, поэтому наши глаза воспринимают снег белым, а не прозрачным.)
Возьмите в руки снег и лед. Попробуйте постучать ими по столу, раздавить пальцами. Что можете сказать о твердости снега и льда?
Правильно, лед твердый, а снег рыхлый. Наверное, теперь вы знаете почему. Лед - это кристалл, а снег - это множество кристалликов, между которыми есть воздух.
(Отметим это различие на мольберте: лед -твердый, как камень; снег -рыхлый, как губка)
А мы продолжаем наши эксперименты. Как вы думаете, где снег и лед быстрее растают – если просто их оставить на подносе в комнате или опустить в холодную воду? Правильно, в воде снег и лед тают быстрее, чем просто на воздухе.
Вот и весной солнце начнет пригревать, от тепла снег будет таять, но если пройдет дождь, то снег растает еще быстрее.
А сейчас предлагаю сравнить, что растает в воде быстрее снег или лед. Давайте опустим в один стакан с водой кубик льда, в другой комочек снега и понаблюдаем, что произойдет.
Что растаяло быстрее лед или снег?
А как думаете, почему снег быстрее растаял?
Вы правильно подметили: у комка снега и кусочка льда разная плотность. Комок снега рыхлый, вода проникает в него, как в губку и растапливает его снаружи и изнутри одновременно. А кусочек льда твердый, вода не может проникнуть во внутрь и подтапливает его только снаружи, поэтому он и тает медленнее, чем снег. (Отметим это различие на мольберте: лед тает медленнее снега, снег тает быстрее льда)
Можно слепить снеговика изо льда? Конечно нет, потому, что он…
А из снега снеговика слепить можно? Почему?
Правильно, изо льда снеговика слепить не получится, потому что он твердый, а вот из снега запросто.
Из любого снега можно слепить снеговика? А какой снег для этого подойдет?
Правильно, из сырого снега слепить получится, а из сухого? Почему из сухого не получиться? Правильно, он будет рассыпаться.
Творческое задание:
Как вы думаете, из снега, который лежит у нас на подносе, можно слепить снеговика? Хотите попробовать слепить снеговика? Тогда надевайте варежки и смело приступайте. (лепят маленьких снеговиков или одного)
- Как вы думаете, что произойдет со снеговиком, если его оставить в группе?
Почему он растает?
- Что же делать? Как можно сохранить нашего снеговика?
- Как долго он простоит на улице?
- А может ли снеговик прожить все лето?
- Что же можно сделать, чтобы сохранить его? (отправить в Антарктиду, на Северный полюс)
Наверное, мы можем отправить его в Антарктиду или на Северный полюс, но пока он будет туда добираться, может растаять или сломаться, ведь путь не близкий.
(если дети не назовут холодильник, то загадать им загадку про холодильник)
Да, в морозилке снеговик может переждать лето. А мы пока отправим наших снеговиков на улицу, там как раз погода для них – подходящая, холодная и морозная.
- Как вы думаете, можно ли есть снег?
- Почему нельзя есть снег?
Предлагаю провести эксперимент. Перед вами снег с нашего участка. Как вы думаете, он чистый? На вид, он, конечно. чистый, предлагаю проверить, так ли это на самом деле. Нам потребуется стакан с водой. Посмотрите вода в стакане какая?
Возьмите немного снега и положите его в стакан с водой, растворите его хорошенько. А теперь получившуюся воду надо профильтровать. Как это можно сделать? Возьмите воронку и вложите в неё кусочек марли, затем осторожно перелейте воду через воронку в другой стакан. Внимательно рассмотрите марлю, что вы видите на ней?
Откуда взялись грязь и мусор на марле?
- А теперь вы хотите попробовать снег на вкус? Почему теперь не хотите?
- А может быть сосульки можно есть, они ведь не на земле, а на крыше вырастают?
Сосульки есть нельзя, потому что в воде, стекающей по крыше, тоже содержатся частички грязи, пыли, мелкого мусора, и того, что птицы после себя на крыше оставляют.
Сосульки и снег конечно есть нельзя, но, если очень хочется, мы можем заморозить компот (получится фруктовый лед, сделать мороженое и вот это есть.
Сегодня мы сделали множество открытий. Узнали свойства снега и льда.
- Что же мы выяснили про снег и лед? Сможем ли объяснить это львенку в письме? Давайте я буду писать, а вы будите мне диктовать текст письма. Повторение по мольберту
Воспитатель начинает «Дорогой львенок, не пугайся, наши деревья и трава совершенно здоровы, просто у нас наступила зима. Зима -это такое время года, когда становится очень холодно, реки покрываются льдом, а земля и деревья снегом. Снег и лёд похожи называют сходства: они холодные, и то и другое это замерзшая вода, когда будет тепло снег и лед растают. Кроме сходств у снега и льда есть различия называют различия: снег белый, а лед прозрачный; снег состоит из снежинок, а лед –это кристалл; снег – рыхлый, как губка, а лед –твердый, как камень.»
- Думаю львенку будет все понятно про снег и лед, когда он прочитает ваше письмо. (заполняет текст письма, пишется адрес, заклеивается)
- Письмо я отнесу на почту.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по Основам науки и естествознания
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»...
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»...
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»Цель: создание условий для формирования представлений у детей о детском саде как, дружном колле...
Конспект занятия по основам науки и естествознания
методическая разработка занятия во второй младшей группе...
Конспект занятия по основам науки и естествознания «Русская народная игрушка»
Учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов...
Конспект занятия по основам науки и естествознания для детей 3-4 лет Тема: «День народного единства.»
Цель: Ознакомление детей с праздником - «День народного единства. Задачи:Образовательные: Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей...
КОНСПЕКТ занятия по основам науки и естествознания в подготовительной группе на тему:"День Земли"
quot;Международный День Земли"- воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, экологической культуры поведения в природе, любви к Родине....