Перспективный план по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Плотникова Марина Николаевна

Данный материал может быть использован при планировании занятий по  познавательму развитию (окружающий мир/ экология), на основе лексических тем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt.plan_po_okr.miru_.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

месяц

Лексическая тема

Образовательная деятельность

Программное содержание

Сентябрь

4 нед. Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

Экология

«Жизнь осеннего леса»

(Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.83)

Цели: дать представления о лесе как природном сообществе, научить понимать причины листопада, называть часть листа, передавать свои ощущения, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса. Способствовать воспитанию интереса к природе.

Октябрь

1нед. Овощи. Труд взрослых на полях огородах.

Ознакомление с окружающим миром

 «Во саду ли, в огороде: овощи» (О.А. Скоролупова «Осень» 2ч. ст.8)

Цели

Образовательные:

• Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи, названия различных овощей и фруктов

• Рассказать детям о пользе овощей для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания

• Ознакомить детей со способами заготовки овощей: консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков

Воспитательные:

• Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров; умение договариваться

Развивающие:

• Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, находить альтернативные решения

• Развивать внимание детей

2 нед. Фрукты. Труд взрослых в садах.

Экология

«В стране овощей и фруктов»

(Приложение №1)

  • Цели: познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
  • Углублять знания детей об овощах и фруктах.
  • Развивать логическое мышление, упражнять в классификации предметов.
  • Развивать связную речь детей, их словарный объём.
  • Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение.
  • Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.
  • Формировать познавательный интерес к полезному питанию, желание быть здоровым.
  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  • Воспитывать позитивного отношения к ответам друг друга. Привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.

3нед. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Ознакомление с окружающим миром

 «Шестиногие малыши»

(О.А. Скоролупова  «Весна. Насекомые»,  ст.8)

Цели

Образовательная

• Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).

Воспитательные

• Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.

• Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

Развивающие

• Развитие творческих способностей, речи, мышления.

• Совершенствование навыков творческого рассказывания; учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

4нед. Перелетные птицы, водоплавающие птицы.

Экология

«Беседа о птицах»

(Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.86)

Цели: рассказать о птицах как  о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Ноябрь

1 нед.. Поздняя осень. Грибы, ягоды.

Ознакомление с окружающим миром

 «Царство растений: грибы»

(О.А. Скоролупова «Осень» 2ч. ст.57)

Цели

Образовательные:

• Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов

• Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых

• Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе

• Формировать умение грамотно излагать свое мнение

• Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе

Развивающие:

• Развивать словарь детей, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок - опята, масленок – маслята

2. нед.  Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Экология

«Сравнение домашних и диких животных» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.110)

Цели: уточнить признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях)

3. нед. Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.

Ознакомление с окружающим миром

«Животные зимой» (О.А. Скоролупова «Зима» ст.13)

Цели

Образовательная. Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.

Развивающая. Словообразование по теме «Животные и их детеныши»: белка - бельчонок - бельчата; заяц - зайчиха - зайчонок - зайчата; лис - лиса - лисенок - лисята; волк - волчица - волчонок - волчата; медведь - медведица - медвежонок - медвежата; еж - ежиха - ежонок - ежата.

4. нед. Одежда, обувь, головные уборы.

Экология

«Экологически чистая обувь»

Приложение №2

Цели: 1. Расширять знания детей о многообразии обуви, дать представление детям о понятиях «экологически чистая обувь», её предназначении; закреплять с детьми ранее полученные навыки по самообслуживанию, навык составления описательного рассказа. 2. Развивать мыслительную деятельность, творческое воображение и фантазию, мелкую моторику пальцев и кисти рук.

3. Прививать любовь к природе, желание заботиться о чистоте воздуха и почвы путём создания экологически чистой обуви, воспитывать уважительное отношение к труду учёных, стремление создать нечто подобное.

Декабрь

1 нед. Зима.

Ознакомление с окружающим миром

«Зима» (О.А. Скоролупова «Зима» ст.8)

Цели

Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Развивающая. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»); вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах. Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.

2. нед. Зимующие птицы.

Экология

«Жизнь птиц зимой»

Приложение №3

Цели: обобщить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания детей. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

3. нед. Мебель.

Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

Ознакомление с окружающим миром

«Мебель» (Приложение №4)

Цель: 

Закрепить знания о мебели и ее назначении.

Познакомить детей с этапами производства мебели.

Систематизировать представления о профессиях: столяр, дизайнер, лесоруб.

Задачи:

Коррекционно-развивающие

 Уточнить знания детей о видах, назначении мебели, материалах, из которых она производится.                                                                                                              - учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы.

- упражнять детей в назывании частей мебели;

- закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- расширять и активизировать словарь по теме.

 - развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес и уважение к труду.

4. нед. Новый год.

Экология

«Беседа о гололеде»

(Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.109)

Цели: дать представление о гололеде как явлении природы, рассказать, что гололед появляется, если после оттепели начинаются заморозки. Объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололедом. Научить правильно вести себя при гололеде.

Январь

1. нед. Каникулы.

2. нед. Транспорт. Виды

транспорта. Профессии в транспорте.

Ознакомление с окружающим миром

«Грузовой и пассажирский транспорт»

Тема: «Грузовой и пассажирский транспорт»

(О.А. Скоролупова  «Транспорт»,  ст.9)

Цели:

Образовательные:

• Закрепить названия различных видов транспорта, выделив грузовой и пассажирский;

• Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения;

• Рассказать о труде людей, создающих различные транспортные средства и эксплуатирующих их;

• Рассказать о значении транспорта в жизни современного общества.

Воспитательные:

• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

• Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;

• Воспитывать любознательность;

• Формировать знание о человеке — творце рукотворного мира;

• Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте;

• Закрепить у детей правила дорожного движения, правила поведения в транспорте; научить безопасному поведению на улицах большого города.

Развивающие:

• Работа по словообразованию: автомобиль — автомобилист — автомобильный; троллейбус - троллейбусный; такси — таксист - таксомоторный;

• Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один автобус, три автобуса, пять автобусов и т.д.);

• Знакомить с несклоняемым словом «такси»: одно такси, два такси, десять такси; такси приехало; вызвать такси; говорить о такси.

Обогащение словаря: цистерна, рефрижератор; вагоновожатый, проводник и т.д.

3. нед. Профессии взрослых. Трудовые действия.

Экология

«Планета Земля в опасности»

(С.Н. Николаева. Юный эколог ст.11)

Цели: дать представление о том, что планете Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды, есть материки — твердая земля — суша, где живут люди. Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в  океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чиста вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спала нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

4. нед. Зимние развлечения.

Ознакомление с окружающим миром

«Новый год шагает по планете» (О.А. Скоролупова «Зима» ст.60)

 Цели: познакомить с традициями и разнообразием зимних гуляний на Руси. Уточнить и расширить знания у детей  о зимних развлечениях в современном мире.

Февраль

1. нед. Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Экология

«Что делает человек из глины?» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.40)

Цели: познакомить с различными изделиями, созданные из глины (сувениры, посуда). Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду.

2. нед. Животные жарких стран, повадки, детеныши.

Ознакомление с окружающим миром

«Вот так Африка!» (О.А. Скоролупова «Животный мир жарких стран» ст.8)

Цели

Образовательные

• Объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом — Африкой;

• Рассказать о природных зонах Африки: тропических экваториальных лесах, саваннах, пустынях;

• Объяснить, как животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды.

Воспитательные

• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

• Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;

• Воспитывать любознательность;

• Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Развивающие

• Обогащение словаря: джунгли, саванна, оазисы, львиный прайд.

3. нед. Наша Армия.

Экология

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

(С.Н. Николаева. Юный эколог ст.55)

Цели: раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных)  детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

4. нед. Рыбы.

Ознакомление с окружающим миром

«Рыбы»

(Приложение 5)

Цели:  пополнить знания детей о рыбах.

Задачи:

• Образовательная:

-формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

-учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);

-учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

• Развивающая:

-развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

• Воспитательная:

-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

-воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Март

1. нед. Ранняя весна. 8 марта.

Экология

Весна-красна» (Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.129)

Цели: познакомить детей с весенними изменениями в природе и научить определять деревья по описанию, перечислять перелетных птиц, определять их по внешнему виду, тренировать в устной речи, употребляя новые слова, обогащать их словарь (почки, перелетные, птенцы, оживление, верба, признаки, скворечник, чудодейственная). Способствовать эмоциональным реакциям на пробуждение природы, наступление тепла.

2 нед. Моя страна (моя малая родина)

Ознакомление с окружающим миром

«Мое Отечество – Россия» (О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. ст.29)

Цели: формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

3.нед. Семья

Экология

«Цепочки в лесу» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.89)

Цели: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество (семья) растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

4.нед.  Весенние цветы.

Ознакомление с окружающим миром

«Царство растений: травы»

О.А. Скоролупова. «Цветущая весна. Травы»

. ст.56)

Цели: образовательные

• Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

• Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нем есть три «государства» — деревьев, кустарников, а также травянистых растений.

• Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы — это пища для многих видов травоядных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.

• Рассказать детям о великом многообразии цветов — дикорастущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

Воспитательные: воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе. Рассказать детям о Красной книге растений, в которую занесены редкие и исчезающие виды.

Развивающие: развивать навыки творческого рассказывания. Учить детей придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании, правильно сочетать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.

Апрель

1. нед. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского

Экология

«Кому нужна вода?» (на примере «Путаницы» К.И. Чуковского) (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.144)

Цели: уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода — из родника, колодца, водопровода. Самая чистая — это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.)

2. нед. Космос

Ознакомление с окружающим миром

«Космос» (О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. ст.32)

Цели: расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

3. нед. Знакомство с творчеством А.Л. Барто

Экология

«Как обнаружить воздух в помещениях» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.90)

Цели: показать, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; его можно почувствовать кожей лица – это будет легкий веторок.

4. нед. Продукты

Ознакомление с окружающим миром

«Полезная пища»

(Приложение №6)

Цели: рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»

Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания.

Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Май

1.нед. Каникулы

2. нед. День Победы.

Экология

«Воздух нужен для жизни» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.98)

Цели: дать представление о том, что люди дышат, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находится, легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего  воздуха в проветренном помещении.

3. нед. Скоро в школу.

Ознакомление с окружающим миром «Школа. Учитель» (О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. ст.17)

Цели: познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

4. нед. Лето.

Экология

«Природоведческая викторина» (Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.142)

Цели: сформировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить правилам поведения в природе, понимать связи, существующие в природе, перечислить охраняемые растения и животных, вписанные в Красную книгу, отгадывать загадки, быстро находить правильный ответ, задавать вопросы друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ПДД, ППБ в подготовительной к школе группе

Планирование на год по ПДД, ППБ в подготовительной к школе группе...

План – конспект НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Мой дом - Россия»

План – конспект НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе...

План -конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Мой родной поселок»

План -конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Мой родной поселок»...

Примерный план конспект непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Спорт – это жизнь!» по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Зимние виды спорта».

Примерный план конспект  непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Спорт – это жизнь!» по  познавательному развитию в подготовитель...

План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в природный мир Урала»

Расширить знания детей об Урале, уточнить представления о писателе П. Бажове.Активизировать словарный запас детей по теме «Природный мир Урала».Развивать чувство прекрасного через украшени...

План кружковой работы по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Скоро в школу мы пойдём"

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей и речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект проведения НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе«Как поссорились март и февраль»

План-конспект   проведения непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в подготовительной к школе группе Вид деятельности: познавательная деятельнос...