месяц | Лексическая тема | Образовательная деятельность | Программное содержание |
Сентябрь | 4 нед. Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. | Экология «Жизнь осеннего леса» (Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.83) | Цели: дать представления о лесе как природном сообществе, научить понимать причины листопада, называть часть листа, передавать свои ощущения, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса. Способствовать воспитанию интереса к природе. |
Октябрь | 1нед. Овощи. Труд взрослых на полях огородах.
| Ознакомление с окружающим миром «Во саду ли, в огороде: овощи» (О.А. Скоролупова «Осень» 2ч. ст.8)
| Цели Образовательные: • Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи, названия различных овощей и фруктов • Рассказать детям о пользе овощей для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания • Ознакомить детей со способами заготовки овощей: консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков Воспитательные: • Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров; умение договариваться Развивающие: • Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, находить альтернативные решения • Развивать внимание детей
|
2 нед. Фрукты. Труд взрослых в садах.
| Экология «В стране овощей и фруктов» (Приложение №1)
| - Цели: познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
- Углублять знания детей об овощах и фруктах.
- Развивать логическое мышление, упражнять в классификации предметов.
- Развивать связную речь детей, их словарный объём.
- Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение.
- Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.
- Формировать познавательный интерес к полезному питанию, желание быть здоровым.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать позитивного отношения к ответам друг друга. Привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.
|
3нед. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.
| Ознакомление с окружающим миром «Шестиногие малыши» (О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые», ст.8)
| Цели Образовательная • Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков). Воспитательные • Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете. • Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты. Развивающие • Развитие творческих способностей, речи, мышления. • Совершенствование навыков творческого рассказывания; учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
|
4нед. Перелетные птицы, водоплавающие птицы.
| Экология «Беседа о птицах» (Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.86) | Цели: рассказать о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
|
Ноябрь | 1 нед.. Поздняя осень. Грибы, ягоды.
| Ознакомление с окружающим миром «Царство растений: грибы» (О.А. Скоролупова «Осень» 2ч. ст.57)
| Цели Образовательные: • Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов • Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых • Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы Воспитательные: • Воспитывать бережное отношение к природе • Формировать умение грамотно излагать свое мнение • Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе Развивающие: • Развивать словарь детей, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок - опята, масленок – маслята
|
2. нед. Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.
| Экология «Сравнение домашних и диких животных» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.110) | Цели: уточнить признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях) |
3. нед. Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.
| Ознакомление с окружающим миром «Животные зимой» (О.А. Скоролупова «Зима» ст.13)
| Цели Образовательная. Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц. Развивающая. Словообразование по теме «Животные и их детеныши»: белка - бельчонок - бельчата; заяц - зайчиха - зайчонок - зайчата; лис - лиса - лисенок - лисята; волк - волчица - волчонок - волчата; медведь - медведица - медвежонок - медвежата; еж - ежиха - ежонок - ежата.
|
4. нед. Одежда, обувь, головные уборы.
| Экология «Экологически чистая обувь» Приложение №2 | Цели: 1. Расширять знания детей о многообразии обуви, дать представление детям о понятиях «экологически чистая обувь», её предназначении; закреплять с детьми ранее полученные навыки по самообслуживанию, навык составления описательного рассказа. 2. Развивать мыслительную деятельность, творческое воображение и фантазию, мелкую моторику пальцев и кисти рук. 3. Прививать любовь к природе, желание заботиться о чистоте воздуха и почвы путём создания экологически чистой обуви, воспитывать уважительное отношение к труду учёных, стремление создать нечто подобное.
|
Декабрь | 1 нед. Зима.
| Ознакомление с окружающим миром «Зима» (О.А. Скоролупова «Зима» ст.8)
| Цели Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Развивающая. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»); вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах. Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.
|
2. нед. Зимующие птицы.
| Экология «Жизнь птиц зимой» Приложение №3 | Цели: обобщить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания детей. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
|
3. нед. Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.
| Ознакомление с окружающим миром «Мебель» (Приложение №4) | Цель: Закрепить знания о мебели и ее назначении. Познакомить детей с этапами производства мебели. Систематизировать представления о профессиях: столяр, дизайнер, лесоруб. Задачи: Коррекционно-развивающие Уточнить знания детей о видах, назначении мебели, материалах, из которых она производится. - учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы. - упражнять детей в назывании частей мебели; - закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа; - расширять и активизировать словарь по теме. - развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение. Коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес и уважение к труду.
|
4. нед. Новый год.
| Экология «Беседа о гололеде» (Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.109)
| Цели: дать представление о гололеде как явлении природы, рассказать, что гололед появляется, если после оттепели начинаются заморозки. Объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололедом. Научить правильно вести себя при гололеде. |
Январь | 1. нед. Каникулы. 2. нед. Транспорт. Виды транспорта. Профессии в транспорте.
| Ознакомление с окружающим миром «Грузовой и пассажирский транспорт» Тема: «Грузовой и пассажирский транспорт» (О.А. Скоролупова «Транспорт», ст.9)
| Цели: Образовательные: • Закрепить названия различных видов транспорта, выделив грузовой и пассажирский; • Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения; • Рассказать о труде людей, создающих различные транспортные средства и эксплуатирующих их; • Рассказать о значении транспорта в жизни современного общества. Воспитательные: • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера; • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту; • Воспитывать любознательность; • Формировать знание о человеке — творце рукотворного мира; • Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте; • Закрепить у детей правила дорожного движения, правила поведения в транспорте; научить безопасному поведению на улицах большого города. Развивающие: • Работа по словообразованию: автомобиль — автомобилист — автомобильный; троллейбус - троллейбусный; такси — таксист - таксомоторный; • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один автобус, три автобуса, пять автобусов и т.д.); • Знакомить с несклоняемым словом «такси»: одно такси, два такси, десять такси; такси приехало; вызвать такси; говорить о такси. Обогащение словаря: цистерна, рефрижератор; вагоновожатый, проводник и т.д.
|
| 3. нед. Профессии взрослых. Трудовые действия.
| Экология «Планета Земля в опасности» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.11) | Цели: дать представление о том, что планете Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды, есть материки — твердая земля — суша, где живут люди. Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чиста вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спала нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
|
4. нед. Зимние развлечения. | Ознакомление с окружающим миром «Новый год шагает по планете» (О.А. Скоролупова «Зима» ст.60) | Цели: познакомить с традициями и разнообразием зимних гуляний на Руси. Уточнить и расширить знания у детей о зимних развлечениях в современном мире. |
Февраль | 1. нед. Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.
| Экология «Что делает человек из глины?» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.40) | Цели: познакомить с различными изделиями, созданные из глины (сувениры, посуда). Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. |
2. нед. Животные жарких стран, повадки, детеныши.
| Ознакомление с окружающим миром «Вот так Африка!» (О.А. Скоролупова «Животный мир жарких стран» ст.8)
| Цели Образовательные • Объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом — Африкой; • Рассказать о природных зонах Африки: тропических экваториальных лесах, саваннах, пустынях; • Объяснить, как животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды. Воспитательные • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера; • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту; • Воспитывать любознательность; • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Развивающие • Обогащение словаря: джунгли, саванна, оазисы, львиный прайд.
|
3. нед. Наша Армия.
| Экология «Через добрые дела можно стать юным экологом» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.55) | Цели: раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
|
4. нед. Рыбы.
| Ознакомление с окружающим миром «Рыбы» (Приложение 5) | Цели: пополнить знания детей о рыбах. Задачи: • Образовательная: -формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; -учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах); -учить выделять признаки различия и сходства между рыбками; -вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними. • Развивающая: -развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; -развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей. • Воспитательная: -воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле; -воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
|
Март | 1. нед. Ранняя весна. 8 марта.
| Экология Весна-красна» (Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.129)
| Цели: познакомить детей с весенними изменениями в природе и научить определять деревья по описанию, перечислять перелетных птиц, определять их по внешнему виду, тренировать в устной речи, употребляя новые слова, обогащать их словарь (почки, перелетные, птенцы, оживление, верба, признаки, скворечник, чудодейственная). Способствовать эмоциональным реакциям на пробуждение природы, наступление тепла.
|
2 нед. Моя страна (моя малая родина)
| Ознакомление с окружающим миром «Мое Отечество – Россия» (О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. ст.29)
| Цели: формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа. |
3.нед. Семья
| Экология «Цепочки в лесу» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.89)
| Цели: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество (семья) растений и животных, которые не могут жить друг без друга. |
4.нед. Весенние цветы.
| Ознакомление с окружающим миром «Царство растений: травы» О.А. Скоролупова. «Цветущая весна. Травы» . ст.56)
| Цели: образовательные • Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. • Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нем есть три «государства» — деревьев, кустарников, а также травянистых растений. • Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы — это пища для многих видов травоядных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки. • Рассказать детям о великом многообразии цветов — дикорастущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. Воспитательные: воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе. Рассказать детям о Красной книге растений, в которую занесены редкие и исчезающие виды. Развивающие: развивать навыки творческого рассказывания. Учить детей придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании, правильно сочетать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.
|
Апрель | 1. нед. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского
| Экология «Кому нужна вода?» (на примере «Путаницы» К.И. Чуковского) (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.144)
| Цели: уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода — из родника, колодца, водопровода. Самая чистая — это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.)
|
2. нед. Космос
| Ознакомление с окружающим миром «Космос» (О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. ст.32)
| Цели: расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
|
3. нед. Знакомство с творчеством А.Л. Барто
| Экология «Как обнаружить воздух в помещениях» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.90) | Цели: показать, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; его можно почувствовать кожей лица – это будет легкий веторок. |
4. нед. Продукты | Ознакомление с окружающим миром «Полезная пища» (Приложение №6) | Цели: рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание» Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
|
Май | 1.нед. Каникулы 2. нед. День Победы.
| Экология «Воздух нужен для жизни» (С.Н. Николаева. Юный эколог ст.98)
| Цели: дать представление о том, что люди дышат, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находится, легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего воздуха в проветренном помещении.
|
3. нед. Скоро в школу.
| Ознакомление с окружающим миром «Школа. Учитель» (О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. ст.17)
| Цели: познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.
|
4. нед. Лето. | Экология «Природоведческая викторина» (Н.В. Коломина. Воспитание основ эк.культуры в д.саду ст.142) | Цели: сформировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить правилам поведения в природе, понимать связи, существующие в природе, перечислить охраняемые растения и животных, вписанные в Красную книгу, отгадывать загадки, быстро находить правильный ответ, задавать вопросы друг другу. |