План-конспект проведения НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе«Как поссорились март и февраль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьминых Светлана Ивановна

План-конспект   проведения непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в подготовительной к школе группе

 

Вид деятельности: познавательная деятельность

 

Тема : «Как поссорились март и февраль»

 

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое  развитие», «Физическое развитие». 

 

Цель:  дать знания об «особенном» дне года: дне весеннего (21 марта) равноденствия, когда день и ночь равны по длительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kuzminyh_2023.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

 проведения  непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Воспитатель ГБОУ СОШ с.Курумоч

СП «Детский сад «Белочка»»

Кузьминых Светлана Ивановна.

Первая квалификационная категория

с.Курумоч, 2023 год

                             

Вид деятельности: познавательная деятельность

Тема : «Как поссорились март и февраль» 

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое  развитие», «Физическое развитие».  

Задачи:

1. продолжать формировать у детей представление о марте, как месяце пробуждения природы;

2. развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе;

3.  дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: в середине марта прилетают грачи в конце марта, прилетают скворцы, у диких животных появляются детеныши;

4. дать знания об «особенном» дне года: дне весеннего (21 марта) равноденствия, когда день и ночь равны по длительности («Познавательное развитие»).

5. продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей («Речевое развитие»).

5. развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других («Социально – коммуникативное развитие»).

6. привлекать детей к созданию предметных и сюжетных композиций с целью закрепления знаний о первом весеннем месяце («Художественно – эстетическое развитие»).

7. формировать умения использовать специальные  упражнения для укрепления своих органов и систем («Физическое развитие»).

Методы и приемы:        

- практические: д/ игры, физкультминутка (дых. гимнастика)

- наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов, пособия

- словесные: ситуативный разговор, вопросы

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: USB колонка для воспроизведения мелодий звук природы «Звуки весны», «Звуки метели и хруст снега», Пособие «Модель увеличения светового дня».  Декорации: подснежники, ручей- ткань, ветки с почками, белый шарфик. Карточки с признаками наступления весны. Иллюстрации для игр: «Какая птица лишняя?»,  Игра «Назови детенышей животных».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

физкультминутки, дыхательная гимнастика

Игровая

Дидактические игры "Скажи со словом "весенний", «Что зимой, а что весной?» , «Какая птица лишняя?»,  «Назови детенышей животных», отгадывание загадок

Изобразительная

Изготовление панно модель  первого весеннего месяца Март

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций,

дидактические игры

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы

Музыкальная

Музыкальное сопровождение

Восприятие художественной литературы и фольклора

Рассказывание, чтение, обсуждение

Логика образовательной деятельности

Структурные компоненты деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

время

1.Мотивация

(вводная часть)

Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, вам необходимо отгадать загадку:

Тает снежок, Зеленеет лужок, День прибывает, Когда это бывает?

Правильно действительно, все это бывает весной. И сегодня я хочу поздравить вас с наступлением долгожданной весны, Посмотрите, как все повеселело вокруг, какие ясные солнечные деньки стоят. Вы рады приходу  весны?  Я тоже этому очень рада.

Стоят в кругу, слушают. Отгадывают загадку

Весной

Да

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

1,5 мин

2. Проблемная ситуация (для детей старшего дошкольного возраста)

Действительно, всё это бывает весной. Но если мы посмотрим в окно, то увидим, что кругом лежит снег, деревья стоят голые. Мне кажется, что зима никак не хочет от нас уходить, насылает на нас пурги и метели и не пускает к нам весну.

Ребята, Вы помните мы вчера читали историю,  может действительно, Март и Февраль поссорились, и теперь Март спит и не может проснуться? Ребята, я думаю, мы должны вспомнить всё, что знаем о марте и весне. О том, что уже произошло и что произойдёт. Мы должны доказать, что пришло время Марта, а не Февраля и возможно тогда Март проснётся и порадует нас своим теплом. Справимся?  Давайте  с вами вспомним, и соберем на мольберте  все признаки наступления весны

Дети внимательно слушают, соглашаются

Имеют  представление о марте, как месяце пробуждения природы

1,5 мин

3. Основная часть

Посмотрите, на столе лежат карточки с изображением сезонных изменений, выберите те, которые соответствуют весенним признакам.

Совершенно верно. Весной солнце поднимается выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, а в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины.

Дети берут карточки и рассказывают о том, что на них изображено.
Относящиеся к весне выкладывают на мольберт

День стал длиннее, вокруг деревьев появляются проталины, с крыш свисают сосульки, звенит капель, по дорогам бегут ручьи и т. д.

Умеют анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор

20 мин

А сейчас предлагаю поиграть в Игру "Скажи со словом "весенний".
Я говорю слово "погода", а вы мне отвечаете "весенняя погода" и т.д. Слова: день, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы, веснушки. простуда

А что это мы вспомнили про простуду? Ведь мы с вами выучили очень полезную дыхательную гимнастику. После  выполнения наших упражнений отходит мокрота, дыхательные пути  освобождаются, становится легче дышать, укрепляется мускулатура трахей и бронхов.

(показывает картинки)

 Обращается к детям:

Ребята, научим наших гостей  делать эти волшебные упражнения?

Ребенок ловит  мяч  и говорит слово

Умеют согласовывать слова в предложении.

Физминутка

И так, начинаем «Урок дыхательной гимнастики».

Его всегда

следует начинать с выработки правильного носового дыхания.

1) Дети выполняют упражнение «Носик».  

И.п. – стоя, медленно вдыхать и выдыхать, воздух то правой, то левой ноздрей.  

Пояснения:

Рот закрыт, при этом другую ноздрю надо прижать пальцем.

Поглаживайте нос от кончика вверх средними пальцами, делайте вдох, затем при

выдохе похлопывайте этими же пальцами по ноздрям (3раза)

2) «Ладошки»

Опустите руки, чтобы они свободно лежали вдоль туловища, затем согните их так, чтобы локти «смотрели» вниз, а кисти рук были обращены на себя. В таком положении делайте короткие шумные вдохи, на каждом сжимая кулачки. Одна серия включает 8 вдохов, за ней следует пауза 3–5 секунд и повторение серии вдохов1,3.

3) «Погончики»

Согните руки в локтях, кисти сожмите в кулаки и расположите на уровне талии. На вдохе резко выпрямите руки, одновременно разжав кулаки и растопырив пальцы. В этот момент вы ощутите напряжение в мышцах предплечья, кистей и плеч. На выдохе снова согните руки и сожмите ладони в кулак. Серия коротких вдохов — 8 повторов. Пауза 3–5 секунд, затем повторение серии вдохов1,3.

4) «Насос»

При этом упражнении нужно делать легкие поклоны, одновременно выполняя шумные и короткие вдохи. Поклоны должны быть не глубокими — наклон вперед до пояса будет в самый раз. Не старайтесь держать спину и голову прямо. При каждом поклоне спина должна округляться, а голова опускаться — такие движения напоминают накачивание шины насосом1,3.

5)«Повороты головы»

Стойте прямо, опустив руки вдоль туловища. Поворачивайте голову поочередно влево и вправо, при каждом движении делая шумный и короткий вдох. После каждого вдоха выдыхайте ртом. Помните, что останавливать голову посередине или напрягать шею нельзя1,3.

Ну что, уважаемые гости, запомнили наши упражнения?

Мы с ребятами желаем вам здоровья и веселого настроения.

Выполняют движения согласно текста.

Сформировано умение использовать специальные  упражнения для укрепления своих органов и систем

5 мин

 Весной в природе всё не такое, как зимой. Давайте поиграем в игру «Что зимой, а что весной?». Я буду начинать предложение, а вы его закончите.

• Зима ушла, а весна…пришла,

• Зима холодная, а весна…тёплая,

• Зимой надевают шубы, а весной…куртки,

• Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.

• Зимой снег чистый, а весной -…грязный.

• Зимой солнце тусклое, а весной -…яркое.

• Зимой дни холодные, а весной -…тёплые.

• Зимой погода часто пасмурная, а весной -…ясная.

• Зимой медведь спит, а весной - …. просыпается.

• Зимой снег выпадает, а весной - …. тает.

• Зимой заяц белый, а весной - …. серый.

• Зимой дни короткие, а весной - …. длинные.

• Зимой деревья спят, а весной - …. Просыпаются

Вот еще один признак наступления весны.

Дети слушают и заканчивают предложение

Выкладывают карточку на мольберт

Умеют  образовывать прилагательные в сравнительной степени

Молодцы!

 Ребята! В марте есть один особенный день. Посмотрите, как он выглядит.

Чем похожи половинки круга? А чем они отличаются? Чёрной половинкой я обозначила ночь. Что обозначает белая половинка? На самом деле эти две половинки одинаковые. Значит, в тот день, о котором я говорю, день и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это случается 21 марта, это день весеннего равноденствия.

С этого числа день будет прибывать, а ночь убывать, становиться короче.

Вопросы к детям:

- Что было длиннее до 21 марта – день или ночь?

- А что короче?

- Какие дни будут теперь у нас?

- А ночи?

 День весеннего равноденствия бывает только в марте, и это ещё одна из примет и особенностей марта.

Ребята, как вы думаете, все ли весенние приметы мы с вами вспомнили? Смогли ли мы доказать Февралю, что его время прошло и настало время Марта?

 Ребята, чтобы Февраль разбудил Март, давайте ему расскажем, за что мы любим зиму.

Круг разделён на две равные половинки – чёрная и белая.

Размером, они одинаковые.

Цветом, одна чёрная, а другая - белая.

День.

Ответы детей.

Умеют создавать предметные и сюжетные композиции

Но не только в природе происходят изменения, но и в жизни птиц, зверей тоже происходят перемены, давайте  с вами вспомним о них.

- Какие птицы возвращаются к нам из теплых стран?

- Послушайте загадку и вы узнаете, какая птица весну открывает.

- Почему в народе говорят «Грач весну открывает»?

-  Послушайте еще одну загадку про птицу, которая приносит человеку большую пользу

- Как называется домик у скворца?

- Кто его строит?

- А почему все птицы сами строят гнездо, а скворцам человек помогает?

Игра «Какая птица лишняя?» 

Вот вам еще один признак наступления весны.

Слушают и отвечают на вопросы, отгадывают загадки

Выкладывают карточку на мольберт

Умеют слушать и отгадывать загадки , знают об изменениях в жизни птиц

- А как меняется жизнь у животных весной?

Игра «Назови детенышей животных»

Еще один признак наступления весны мы с вами вспомнили.

Дети называют детенышей животных.

Выкладывают карточку на мольберт

знают об изменениях в жизни животных

4. Итог. Рефлексия

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, собрали все признаки весны и слышите…

Март (голос в аудиозаписи): Спасибо, что помогли мне победить февраль, но чтобы быстрее растаяли снега, ожила природа, проснулись животные, давайте позовем еще раз солнышко.

Закличка «Солнышко»

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка.

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек

- А теперь ребята возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, передадим тепло души друг другу.

Дети стоят в кругу, держась за руки

Созданы условия для логичного завершения путешествия.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Запомните  и расскажите своим родным и близким. Веселые, аккуратные, добрые и люди живут долго, а злые, хмурые, неряшливые – наоборот, часто болеют....

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План-конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух помогает рыбам плавать»

С помощью экспериментальной деятельности стараюсь донести детям знания об окружающем мире. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группе. Тема: «Здоровое питание»

1. Сформировать представление о зависимости здоровья человека от способа питания («Физическое развитие»).2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах («Познавательное развитие»).3.Разви...