Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: «Ознакомление с миром природы» Тема «Почему идёт дождь?» Возрастная группа: подготовительная к школе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел: «Ознакомление с миром природы»
Тема «Почему идёт дождь?»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Выполнил:
воспитатель Саитгареева Э.Р.
имеющаяся квалификационная категория: без категории
стаж работы: 3 л.
Туймазы 2016 г.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление детям о круговороте воды;
- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;
- обогащать активный словарный запас детей;
- учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-
следственные связи;
- в ходе экспериментирования, показать детям, как образуется дождь.
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей;
- развивать наблюдательность, любознательность, мышление, внимание, память;
- развивать связную речь, умение правильно строить предложение;
- совершенствовать умения и навыки восприятия на слух;
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Работа со словарем:
-ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания:
природные явления, народные приметы; рябинник, листопадник, зимник
Предварительная работа: рассматривание картин об осени, беседа про осень, отгадывание загадок про осень.
Оборудование: телевизор, мольберт, мяч, смайлики (хмурая туча, весёлое солнце)
Ход занятия:
1 Организационный момент.
Воспитатель: - Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Возьмёмся за руки:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Садитесь на свои места, спины выпрямите, ноги вместе, руки на колени. (дети садятся полукругом)
2. Основная часть:
Воспитатель: - Сейчас, я включу мелодию, а вы послушайте.
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень» (3-5 мин)
Воспитатель: - Какая музыка по характеру?
Дети: - Грустная, спокойная, тихая.
Воспитатель: - К какому времени года, вы бы отнесли эту музыку?
Дети: - Осень.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Музыка спокойная, тихая, грустная.
Воспитатель: - Подходит ли эта музыка к сегодняшней погоде?
Дети: - Да. (нет)
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Сегодня погода дождливая и скучная. (Погода солнечная, яркая и весёлая)
Воспитатель: - Эту мелодию написал композитор Петр Ильич Чайковский назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
Воспитатель: - Дети, подойдите ко мне, поиграем в игру и вспомним признаки осени.
Правила игры: Дети и воспитатель встают в круг. Воспитатель, бросая мяч, называет приметы осени, которые определяют время года, дети, возвращая мяч воспитателю, дополняют предложение.
Воспитатель: - Я, бросая мяч говорю начало предложения, вы возвращая мне мяч договариваете предложение. Например:
Воспитатель: - Осенью день короче, а ночь ……..
Дети: - Длиннее
Воспитатель: - На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается ………
Дети: - Листопад.
Воспитатель: - Осенью часто идут, что ……..?
Дети: - Дожди.
Воспитатель: - Перелетные птицы улетают, куда? …….
Дети: - в тёплые края.
Воспитатель: - Дикие звери на зиму делают запасы, чего?…….
Дети: - еды.
Воспитатель: - Осенью в лесу собирают, что?…
Дети: грибы.
Воспитатель: -Осенью люди надевают ………
Дети: - тёплую одежду.
Воспитатель: -Осенью, люди в садах и огородах собирают урожай, чего?
Дети: - Овощей, фруктов .
Воспитатель: - Осенние месяца называются………
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: - Вот, мы с вами вспомнили признаки осени.
Воспитатель: - Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: – Сейчас, мы с вами посмотрим каждый месяц отдельно. (Показ слайдов).
Воспитатель: - Как вы думаете, какой это месяц?
Дети: - Сентябрь.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Листья желтеют, …….
Воспитатель:- В сентябре поспевает рябина, поэтому, так и называют рябинник.
Воспитатель: - Следующий месяц какой?
Дети: - Октябрь.
Воспитатель: - Почему вы так считаете?
Дети: - Листья опадают, ……
Воспитатель: - Да. Поэтому, так и называют - листопадник.
Воспитатель: – И последний осенний месяц?
Дети: – Ноябрь.
Воспитатель: - Что происходит в ноябре?
Дети: - Идет снег,…….
Воспитатель: Да. Поэтому, так и называют - зимник.
Воспитатель: - Какие новые слова вы услышали?
Дети: - Рябинник, листопадник, зимовник.
Физ. минутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель: - Садитесь на свои места. Спины выпрямили, ноги вместе, руки на колени..
Воспитатель: - Дети, какое явление природы можно часто наблюдать осенью?
Дети: - Дождь.
Воспитатель: -А, как вы думаете, почему идёт дождь?
Дети: ……….
Воспитатель: Много предположений я услышала. А хотите узнать, как на самом деле появляется дождь?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Нам об этом расскажет кот Кеша.
Воспитатель показывает видео «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: - Дети, как образуется дождь? Что происходит?
Дети: (по семе) - Солнце своими лучами нагревает реки, озёра, моря и океаны вода в них испаряется и попадает на небо, так получаются облака. Облака – это тоже пар, но на небе холодно, пар остывает, облака собираются в кучи и падают на землю в виде капелек. Дождь капает и на земле появляются лужи. Лужи собираются в ручейки и стекают обратно в пруд или высыхают
Воспитатель: - А что происходит с дождём зимой, когда холодно?
Дети: - Капли воды пока летят замерзают и превращаются в маленькие , пушистые льдинки-снежинки. Этот процесс называется – круговоротом воды в природе.
Воспитатель: - Может, мы с вами сами попробуем сделать дождь?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Оденьте фартуки.
Воспитатель: - Сначала, я вам покажу, а вы посмотрите. (вос-ль садится за стол)
Воспитатель:- Для этого нам понадобиться: бутылка с водой, мусс для волос, пипетка, окрашенная вода.
В бутылку нальём воды примерно на 2/3. Выдавим мусс прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на мусс накапаем окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну бутылки.
Воспитатель: - Вот так, получается дождь.
Воспитатель: - К опыту нужно отнестись серьёзно, это важно. Я сделаю вам облака из мусса, а вы тихо посидите.
Воспитатель: - Теперь, вместе проделаем этот опыт.
Воспитатель: - Мы наглядно увидели, как образуется дождь.
Опыт подошёл к концу, пипетку уберите, салфеткой протрите руки.
5.Итог занятия.
Воспитатель: - Что нового, интересного, познавательного вы узнали?
Дети: - Беседовали об осени, её признаках, явлениях. Узнали, как образуется дождь, пробовали сами делать дождь.
6.Оценивание.
Воспитатель: - Хочу отметить работу ………Мне понравились ваши мнения, выводы, рассуждения.
Воспитатель: - Подойдите к мольберту. Если вам было интересно, разместите солнце, а если не понравилось –тучку. Дежурные уберите со стола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема «Как животные помогают человеку» Возрастная группа старшая
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема «Как животные помогают ч...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область « Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы»
Дать детям представление о новом комнатном растении...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема: «Поиграем с Матрёшкой» (средняя группа)
обобщение знаний и умений детей, полученные в течение учебного года....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: «Ознакомление с миром природы» Тема «Птичий двор» Возрастная группа: младшая
знакомить детей с внешним видом и повадками петуха; закрепить знания детей о курице и цыпленке; учить различать петуха и курицу по внешнему виду; узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыпленок...
Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Ознакомление с миром природы» Тема: «Кто живет в лесу?»
Образовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Ознакомление с миром природы»Тема: «Кто живет в лесу?»...
Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» разделы «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным окружением», «Ознакомление с предметным окружением» по теме «День рождение м
Непосредственно образовательная деятельность в старшейгруппе по познавательному развитию.Тип: непрерывно образовательной деятельностиВид: итоговый.Тема: «День рождение мишки»Цель: Обобщени...