Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Осокина Татьяна Владимировна

Занятие познавательной направленности в старшей группе

«Лекарственные растения»

 Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

 

Задачи

* уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть;

*закреплять умение ловить мяч двумя руками (ладошками);

*развивать мелкую моторику;

* развивать умение размышлять, делать логические выводы

* развивать речь, логическое мышление, память.

*развивать умение работать в парах;

* воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методический кабинет Управления образования

Администрации города Новочеркасска

Тематическая неделя

«Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учётом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей в группах различной направленности»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62

Занятие познавательной направленности в старшей группе

«Лекарственные растения»

 Тема: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Подготовила

Осокина Татьяна Владимировна,

воспитатель МБДОУ детского сада № 62

г.Новочеркасск

2018 г.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности, любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Задачи

* уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть;

*закреплять умение ловить мяч двумя руками (ладошками);

*развивать мелкую моторику;

* развивать умение размышлять, делать логические выводы

* развивать речь, логическое мышление, память.

*развивать умение работать в парах;

* воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказки  Г-Х Андерсена «Дикие лебеди», стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях; труд в уголке  природы, наблюдение  за  ростом  и  состоянием  комнатных  растений, рассматривание  схем - моделей, составление  рассказов по ним; беседы о природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Оборудование и материалы:  презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, мяч, мнемотаблица, разрезные картинки, отвар шиповника, письмо и конверт с заданиями.

Ход НОД

  1. Вводная часть. Организационный момент. Мотивация.

Воспитатель: дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а лиса порезала лапку. И они просят у нас помощи? Как помочь бедным  животным? (Дети рассуждают).

Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это всё, что нас окружает, но не сделано руками человека.

Воспитатель: Посмотрите в окно, что можно назвать природой?

Дети: Деревья, кусты, небо, земля..

Воспитатель: А в группе у нас что можно назвать природой? (цветы, луковицы,..)

Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?                

Дети: Нет. 

Звучит красивая музыка. (Шум моря и Музыка ВАЛЬС ЦВЕТОВ П. И. Чайковского)

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа  говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее задания.. Воспитатель  берет конверт с заданием.

Отгадайте загадку про растение

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(крапива). (Слайд №1, на котором изображена крапива)

Правильно, о крапиве. Что вы знаете о крапиве? (Ответы детей: Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, промыть, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы)  

Воспитатель:  Также из нее делают веревки и мешковину. Вспомните сказку Г-Х Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. (Слайд № 1 , на нём появляется изображение увеличенного волоска крапивы) Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Это своего рода защита от травоядных животных. Дотронулся – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.

Когда её заготавливают, одевают перчатки.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

(Слайд № 2, на котором изображён подорожник.)

Воспитатель: Почему его так называют? (Ответы детей)

-Да, ребята, растёт вдоль дорожек и тропинок, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к обуви людей и шерсти животных, это помогает семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.

Подорожник ещё называют зелёным бинтом. Ребята, а вы знаете как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране).

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с ... (Малиной)

(Слайд № 3, на котором изображён куст малины и ягоды)

Воспитатель: Что же это за растение? (Ответ детей)

Воспитатель: правильно, малина - ягода, полукустарник. В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство. Много ягод полезных.

А мы знаем пальчиковую гимнастику про  ягоды  (Встали возле стульчиков)

Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

Воспитатель: послушайте следующую загадку:

Стоят сестрички-

Желтый глазок,

Белые реснички.

(ромашка).

Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.

Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты. Но не каждая  ромашка является лекарственной.

Давайте поиграем в игру «Найди отличие лекарственной ромашки от  другой, которая никого не лечит и называется поповником».

  (Слайд № 4, на котором изображены лечебная и декоративная ромашки)

(Ответы детей)

Дети приходят к выводу о том, что у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок.

Воспитатель: вот и следующая загадка:

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился... (Одуванчик) 

Слайд № 5, на котором изображён одуванчик.

 Игра с мячом. «Что ты знаешь про одуванчик» (Воспитатель кидает ребёнку мяч, о его ловит ладошками и отвечает: «Я знаю, что одуванчик можно употреблять в пищу, что из молодых побегов делают салат, предварительно вымачивают их в подсоленной воде….)

Воспитатель: я хочу вам рассказать стихотворение про одуванчик (З. Александрова)

Одуванчик молодой

Был красивый, золотой

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик молодой

Постарел и стал седой

И как только поседел.

Вместе с ветром улетел (учим по мнемокарте)     

Воспитатель: Ребята, выходите, с вами отдохнем. (Физминутка)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Деревцо всё выше, выше.

Ветерок всё тише, тише.                                                                                                                                                                                                          

Воспитатель:  Очень много растений , которые могут помочь  справиться с болезнями. Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы и разделиться по парам.

Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра  «Собери и узнай растение»)

Воспитатель:  Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Можем отправить их зверятам.

Итог.

Ребята, давайте вспомним о каких лекарственных растениях мы сегодня говорили?  Ответы детей.

Воспитатель:  это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы!

Люди, животные, птицы,  могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам  все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли  ее и понапрасну  не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть! Я предлагаю вам в виде подарка от Природы пройти и выпить витаминный напиток из шиповника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"

Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Отчет по проекту  «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром...

Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....

Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".

     Проблема познавательной активности – одна из наиболее  трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической  характеристикой человека, отража...