Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие познавательной направленности в старшей группе
«Лекарственные растения»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Задачи
* уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;
*закреплять умение ловить мяч двумя руками (ладошками);
*развивать мелкую моторику;
* развивать умение размышлять, делать логические выводы
* развивать речь, логическое мышление, память.
*развивать умение работать в парах;
* воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический кабинет Управления образования
Администрации города Новочеркасска
Тематическая неделя
«Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учётом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей в группах различной направленности»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62
Занятие познавательной направленности в старшей группе
«Лекарственные растения»
Тема: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Подготовила
Осокина Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 62
г.Новочеркасск
2018 г.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности, любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Задачи
* уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;
*закреплять умение ловить мяч двумя руками (ладошками);
*развивать мелкую моторику;
* развивать умение размышлять, делать логические выводы
* развивать речь, логическое мышление, память.
*развивать умение работать в парах;
* воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказки Г-Х Андерсена «Дикие лебеди», стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях; труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним; беседы о природе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, мяч, мнемотаблица, разрезные картинки, отвар шиповника, письмо и конверт с заданиями.
Ход НОД
- Вводная часть. Организационный момент. Мотивация.
Воспитатель: дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а лиса порезала лапку. И они просят у нас помощи? Как помочь бедным животным? (Дети рассуждают).
Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это всё, что нас окружает, но не сделано руками человека.
Воспитатель: Посмотрите в окно, что можно назвать природой?
Дети: Деревья, кусты, небо, земля..
Воспитатель: А в группе у нас что можно назвать природой? (цветы, луковицы,..)
Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?
Дети: Нет.
Звучит красивая музыка. (Шум моря и Музыка ВАЛЬС ЦВЕТОВ П. И. Чайковского)
Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее задания.. Воспитатель берет конверт с заданием.
Отгадайте загадку про растение
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(крапива). (Слайд №1, на котором изображена крапива)
Правильно, о крапиве. Что вы знаете о крапиве? (Ответы детей: Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, промыть, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы)
Воспитатель: Также из нее делают веревки и мешковину. Вспомните сказку Г-Х Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. (Слайд № 1 , на нём появляется изображение увеличенного волоска крапивы) Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Это своего рода защита от травоядных животных. Дотронулся – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.
Когда её заготавливают, одевают перчатки.
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
(Слайд № 2, на котором изображён подорожник.)
Воспитатель: Почему его так называют? (Ответы детей)
-Да, ребята, растёт вдоль дорожек и тропинок, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к обуви людей и шерсти животных, это помогает семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.
Подорожник ещё называют зелёным бинтом. Ребята, а вы знаете как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране).
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ... (Малиной)
(Слайд № 3, на котором изображён куст малины и ягоды)
Воспитатель: Что же это за растение? (Ответ детей)
Воспитатель: правильно, малина - ягода, полукустарник. В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство. Много ягод полезных.
А мы знаем пальчиковую гимнастику про ягоды (Встали возле стульчиков)
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Воспитатель: послушайте следующую загадку:
Стоят сестрички-
Желтый глазок,
Белые реснички.
(ромашка).
Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты. Но не каждая ромашка является лекарственной.
Давайте поиграем в игру «Найди отличие лекарственной ромашки от другой, которая никого не лечит и называется поповником».
(Слайд № 4, на котором изображены лечебная и декоративная ромашки)
(Ответы детей)
Дети приходят к выводу о том, что у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок.
Воспитатель: вот и следующая загадка:
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился... (Одуванчик)
Слайд № 5, на котором изображён одуванчик.
Игра с мячом. «Что ты знаешь про одуванчик» (Воспитатель кидает ребёнку мяч, о его ловит ладошками и отвечает: «Я знаю, что одуванчик можно употреблять в пищу, что из молодых побегов делают салат, предварительно вымачивают их в подсоленной воде….)
Воспитатель: я хочу вам рассказать стихотворение про одуванчик (З. Александрова)
Одуванчик молодой
Был красивый, золотой
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик молодой
Постарел и стал седой
И как только поседел.
Вместе с ветром улетел (учим по мнемокарте)
Воспитатель: Ребята, выходите, с вами отдохнем. (Физминутка)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Деревцо всё выше, выше.
Ветерок всё тише, тише.
Воспитатель: Очень много растений , которые могут помочь справиться с болезнями. Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы и разделиться по парам.
Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Собери и узнай растение»)
Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Можем отправить их зверятам.
Итог.
Ребята, давайте вспомним о каких лекарственных растениях мы сегодня говорили? Ответы детей.
Воспитатель: это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы!
Люди, животные, птицы, могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть! Я предлагаю вам в виде подарка от Природы пройти и выпить витаминный напиток из шиповника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"
Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками
Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Отчет по проекту «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Опыт работы по развитию познавательной активности у детей в процессе ознакомления с окружающим миром...
Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования."
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования....
Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отража...
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами овощей. Занятие –игра «Готовим винегрет»
Закрепление знаний об основных овощных культурах...