Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
статья ( группа) на тему
Опыт работы по развитию познавательной активности у детей в процессе ознакомления с окружающим миром
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Латина Варвара Сергеевна,
старший воспитатель
МАДОУ № 29 «Сказка»
г. Ковдор, Мурманская обл.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.
На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей ФГОСДО и предполагает:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.
Что такое познавательная активность?
В педагогике активность определяется:
-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);
-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т.е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Характерными чертами познавательной активности являются:
- многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);
- динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;
- действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).
Цель работы: развивать умение детей познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представление детей о предметах, явлениях природы и окружающей жизни.
2. Способствовать формированию в сознании детей целостной картины мира через постижение различных связей и зависимостей.
3. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности.
Основные направления работы:
1. мир природы: живая и неживая (приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям, пониманию экологических связей, влиянию природы на жизнь человека и т.д.);
2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, права человека, труд людей);
3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей).
Поставленные задачи можно решить через разные виды деятельности:
- обучение (непосредственно - образовательная деятельность: ознакомление с природой, окружающим миром)
- игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические строительно-конструктивные);
- индивидуальная работа (по разным видам познавательной деятельности);
- самостоятельная деятельность детей (умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы, применять уже усвоенные в повседневной жизни опыт, знания в свободной деятельности)
Используются следующие принципы:
- Принцип развития;
- Принцип природосообразности (учет возрастных особенностей);
- Принцип психологической комфортности;
- Принцип взаимодействия («ребенок-ребенок», «родители-ребенок», «педагог-родители»);
- Принцип формирования деятельности;
- Принцип смыслового отношения к окружающему миру;
- Принцип здоровьесбережения.
Формы работы с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность 4-х типов:
- информационная, детей знакомят с неизвестными ранее фактами и сведениями о мире;
- занятие – практикум (с детьми проводятся опыты, эксперименты);
- в интегрированной деятельности детям дается максимум представлений о предметах, явлениях, отношениях в процессе разных видах деятельности;
- на итоговых занятиях обобщаются полученные знания по определенной теме;
Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. В группах создана развивающая предметно-игровая среда: имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которая постоянно пополняла новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).
Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. педагоги старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.
В познавательных беседах «Сейчас узнаем» воспитатели читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.
Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.
Основные методы и приемы, которые, педагоги используют в работе с детьми по развитию познавательной активности:
Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.
Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.
Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).
Приемы по развитию познавательной активности:
Через моделирование «маленькими человечками» (ТРИЗ) знакомили детей с физическим состоянием веществ, моделированием процессов, происходящих в окружающем мире.
Из дидактических игр чаще других использовали такие игры, как «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).
Системный анализ помог педагогам знакомить детей с настоящим, прошлым и будущим предметов, объектов, явлений через системный оператор.
Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.
Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать.
Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.
С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).
Часто вносили для рассматривания картины, плакаты.
При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм)).
Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля.
Конечно, окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»
Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....
Обобщение опыта: « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.»
обобщение опыта...
Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
laquo;Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и б...
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...