В гостях у бабушки Арины
материал по окружающему миру на тему

Чалова Людмила Геннадьевна

В гостях у бабушки Арины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гостях у бабушки Арины20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Первая Ханенёвка Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности                                  познавательное развитие  

 в старшей группе

Тема: «В гостях у бабушки Арины»

                                                     

                                                                               

  Составила воспитатель:

Чалова Л.Г

Конспект НОД

Цель НОД: знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1 формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у воспитанников интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами, Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол, познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.  

2 обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу,

безлика, оберег), развивать связную, грамматически правильную речь. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, развивать творческие и познавательные способности  

3  воспитывать эмоционально - положительное отношение к использованию образных явлений под музыку.  Способствовать  развитию, мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов,  координация речи с движением, согласованности действий, ловкости).  Воспитывать желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом, способствовать общему развитию воспитанников,  прививая им любовь к Родине (русской культуре)

Оборудование: Ткань белого цвета 20-30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для платья, цветная нить, ленточка, русский костюм для воспитателя, сундучок,  игрушки, сделанные из разных материалов (машинка, кукла мячик), музыка русская народная, выставка русских народных кукол.

Предварительная работа  с воспитанниками: - чтение русских народных сказок, рисование любимых героев из русских народных сказок,

-Заучивание пословиц, потешек ,поговорок.

-Изготовление родителями русских народных кукол.

 

 

 

 

Ход НОД:

Вводная часть.

Звучит русская народная песня и воспитатель заходит в  русском народном сарафане. Низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут бабушка Арина.

Здравствуйте девчонки - веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте ребята-молодцы, озорные удальцы! Здравствуйте гости дорогие! Улыбнитесь всем вокруг, руку дайте другу слева, и скорей вставайте в круг. А теперь соседу справа мячик передай, друга по имени называй, утра доброго желай! (дети передают мяч друг другу, называя имена и желая доброго утра).

 Сегодня ребята я  приглашаю вас в путешествие, в мою старинную избу. Куда я вас приглашаю?  (в избу). Моя горница не большая, но в ней много интересного. Как в старину называли комнату? (горница). Воспитанники рассаживаются на лавочку.

     В  старину люди очень любили петь песни, водить хороводы, играть в русские народные игры. Было много мастеров, у каждого мастера было своё любимое увлечение. Мастера сами мастерили мебель, посуду, а для детей  делали игру. Один мастер сделал мне вот такой сундучок. Как называется эта вещь? В нём у меня много интересного. Давайте откроем его и посмотрим, что в нём хранится.

Основная часть.

-Но его не так просто открыть, нужно ласково попросить: «Сундучок, мой сундучок, приоткрой нам свой бочок» (отрыть сундучок).  Ребята  в нем хранится какое-то письмо, давайте его прочитаем.

Загадки:1.  Есть кабина, кузовок,

                     Откидной на нём борток,

                     Есть колёсики и шинки

                     У игрушечной (машинки).

2.Круглый, цветной,

    Прыгает и скачет

    А называется (мячик)

      3.Я хорошая игрушка

         Буду девочкам подружкой.

         Я могу сидеть в коляске

        Закрывать умею глазки.

         Я прошу меня любить,

       Не ронять меня, не бить. (Кукла)

О чём эти загадки? Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?

Физминутка: « Пальчики» Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка. Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,  этот пальчик – я  А. вот это вся моя семья.

Предлагаю из сундучка взять по игрушки.

Ребята,  а что это у вас в руках? (игрушки)  

Вот диво дивное! Что за игрушки такие, из какого материала они сделаны?

Скажите, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (машинка) А из какого материала она сделана? (из пластмассы). Значит, машина, какая? (пластмассовая). Спросить 3-4 детей. Где делают такие игрушки? (на игрушечной фабрики).

А вот в старину делали игрушки сами  своими руками. Я их храню тоже в моём волшебном сундучке (показываю куклу стариную). Вот сегодня  я вам расскажу об одной такой кукле  интересной  которую можно сделать самим.  Но сначала поиграем.

Игра «У Маланьи, у старушки»

Я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Отдохнули гости дорогие.

Приглашает детей в мастерскую

Проходите, гости дорогие,  не стесняйтесь, будьте как дома!

Вот это и есть моя мастерская,  здесь я делаю свои игрушки.

У меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Игрушки, которые я делаю,  хранятся в  сундучке. Посмотрите, как много здесь кукол.

Эти куклы тряпичные, их не купишь в магазине, они сделаны своими руками, называются рукотворными. Такие игрушки родители делали своим детям, когда дети подрастали, они сами начинали делать кукол.

Показ слайдов о русских куклах (воспитатель в это время рассказывает о куклах). Ребята, а чем отличаются современные куклы, от старинных?

У старинных кукол нет лица

Безликой куклу делали потому, что боялись навредить человеку, так как  в старину считали,  что кукла с лицом обретала душу и могла навредить ребёнку. Такая «безликая» кукла, выполняла роль оберега. Оберег-это волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Мама помещала такую  куклу в колыбель малышу. Люди верили, что она отгоняет дурные сны ребёнка. А вы хотели, бы научится делать такую куклу  своими руками?

Вот сегодня мы с вами сделаем куклу «Скрутку». Посмотрите, какая она нарядная, яркая. Как вы, думаете, почему у этой куколки нет лица? (высказывания детей). Эта кукла - игрушка, обрядовая или кукла - оберег.

Прежде чем приступить к изготовлению куклы,  мы с вами немного разомнём наши ручки и ножки

Русская народная игра: «Золотые ворота».

Приглашаю вас в мастерскую. Проходите,  садитесь за столы  по  удобнее. Сейчас, я вас научу делать куклу «Скрутку» своими руками»

1этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку складываем пополам, а затем сворачиваемеё в столбик, перевязываем ее ниточкой вверху и внизу, чтобы она не распалась.

2 этап: Берём прямоугольник, заворачиваем скрутку и завязываем ленточкой – это будет платье. Затем берём косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу куколку и завязываем платочек. Наша кукла готова. А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

3этап: дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости)  Во время работы звучит спокойная русская мелодия.

Ребята, как можно играть с куклой?

Давайте споём кукле  колыбельную песенку:

 Люли- люли – люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

 Надо деткам засыпать.

У всех куклы уснули? Давайте уложим их в кроватки. Чтобы малыш спал спокойно, мама такие слова: « Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с куколкой». Теперь вы в любое время с можете изготовить такую куклу и поиграть с ней.

Пока наши куклы спят, мы с вами тоже отдохнём

Русская музыкальная игра: « Плетень»

Рефлексия

Сегодня мы с вами  попутешествовали в прошлое, когда жили наши прабабушки? Что нового вы узнали? Чему на учились?  Что вам запомнилось больше всего? В какие игры сегодня играли?

Сейчас давайте попрощаемся с волшебным сундучком и скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская мелодия. Дети уходят из мини - музея.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе " В гости к бабушке Арине"

Каждый педагог ищет новые формы организации и проведения занятий, развивающие познавательную активность детей ....

В гости к бабушке Арине

 Конспект досуга с детьми для студентов педколледжа  г.Зарайска...

Конспект комплексного занятия «В гостях у бабушки Арины».

Занятие проводится во второй младшей группе и построено в форме путешествия в деревню к бабушке Арине. На занятии формируются   представления детей о внешнем виде и повадках дом...

Развлечение для детей средней группы «В гости к бабушке Арине»

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Занятие по развитию речи "В гости к бабушке Арине".

Занятие по развитию речи в первой младшей группе "В гости к бабушке Арине"....

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гости к бабушке Арине"

Программное  содержаниеУчить: внимательно, слушать речь воспитателя; рассматривать игрушку вязаные вещи, клубочки ниток; отвечать на вопросы по содержанию потешки, договаривать текст, запом...

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гостях у бабушки Арины"

Программное содержание:Учить  детей  слушать потешку, подговаривать  слова; отвечать на вопросы;  упражнять  в  подборе  существительных  к  глаголу...