План конспект по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Знаменитые люди земли Нижегородской»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елена Гаврилова

План конспект по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Знаменитые люди земли Нижегородской»

 

Цель: Расширить знания дошкольников о знаменитых земляках Нижнего Новгорода.

 

Задачи:

1.     Учить узнавать и называть по фотографии знаменитых людей  Нижнего Новгорода;

2.     Продолжать знакомить с  интересными фактами из жизни известных нижегородцев;

3.     Расширять пассивный и активный словарь дошкольников;

4.     Закреплять понятия старорусских слов;

5.      Вводить в активный словарь слова –  ополчение, Русь, княже, сума,  котомка, грош, дьячиха, четвертак, купчиха, инженер самоучка, изобретатель, штабс-капитан, профессор, ученый, помор, исследования, наука, академия, университет, монастырь;

6.     Воспитывать чувство уважение к своему знаменитому земляку, желание быть похожим на него;

7.     Вызвать интерес воспитанников к историческому прошлому Нижнего Новгорода;

8.     Систематизировать и обобщить знания воспитанников о жизни лётчиков  В.Чкалова, П. Нестерова; изобретателя И. Кулибина;

9.      Обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве М. Горького, продолжать знакомить детей с его творчеством писателя, земляка;

10.     Систематизировать и обобщить знания дошкольников о жизни К. Минина, как народного героя, защитника земли русской.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znamenitye_zemlyaki_nizhnego_novgoroda_-_kopiya.docx356.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 город Саров, Нижегородской области

План конспект по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Знаменитые люди земли Нижегородской»

Подготовила воспитатель:

Гаврилова Елена Владимировна

Саров, 2018

План конспект по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Знаменитые люди земли Нижегородской»

Цель: расширить знания дошкольников о знаменитых земляках Нижнего Новгорода.

Задачи:

  1. Учить узнавать и называть по фотографии знаменитых людей  Нижнего Новгорода;
  2. Продолжать знакомить с  интересными фактами из жизни известных нижегородцев;
  3. Расширять пассивный и активный словарь дошкольников;
  4. Закреплять понятия старорусских слов;
  5.  Вводить в активный словарь слова –  ополчение, Русь, княже, сума,  котомка, грош, дьячиха, четвертак, купчиха, инженер самоучка, изобретатель, штабс-капитан, профессор, ученый, помор, исследования, наука, академия, университет, монастырь;
  6. Воспитывать чувство уважение к своему знаменитому земляку, желание быть похожим на него;
  7. Вызвать интерес воспитанников к историческому прошлому Нижнего Новгорода;
  8. Систематизировать и обобщить знания воспитанников о жизни лётчиков  В.Чкалова, П. Нестерова; изобретателя И. Кулибина;
  9.  Обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве М. Горького, продолжать знакомить детей с его творчеством писателя, земляка;
  10. Систематизировать и обобщить знания дошкольников о жизни К. Минина, как народного героя, защитника земли русской.

Демонстрационный материал: видео фильм http://youtu.be/7wldxtxYWzM  ;

фотографии знаменитых людей Нижнего Новгорода; дидактические игры: «Расскажи, что знаешь», «История на ладошке», «Доскажи словечко»; мнемотаблицы для составления рассказа.  Иллюстрации видов города.

 Методы и приёмы: наглядный метод, словесный метод, использование технических средств, художественное слово.

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города Нижнего Новгорода» (памятник Чкалову, Горькому, Минину и Пожарскому). Изучение детской энциклопедии. Беседа о городе, его социально – значимых местах с использованием карты.

 Индивидуальная работа: заучивание стихотворения.

Ход НОД:

      Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Мы сегодня отправимся в путешествие по родному краю и побываем на экскурсии в Нижнем Новгороде и гостей наших приглашаем.

       Наш Нижегородский край – один из самых больших регионов. Нижний Новгород, основанный в XIII веке, был центром самобытной культуры и просвещения, на основе которой сформировалась современная Нижегородская земля.

       Город расширялся, развивался во всех направлениях научной и культурной сферы, и конечно же этому способствовали люди жившие раньше и живущие сейчас. Было много сделано открытий в науке.

    У каждого человека есть малая Родина, то место, где мы родились, где находится наш родной дом. Наша малая Родина, где жили и живут известные учёные, исследователи, лётчики испытатели, писатели, музыканты.  И мы, должны знать, помнить и уважать их труд, вклад в развитие Нижегородского края. Ребята, каких известных людей Нижегородского края вы знаете?

Ответы детей: (Маша)Иван  Петрович Кулибин

Механик-самоучка, Иван Кулибин. Он изготовил уникальные часы, заключенные в яйцеобразный корпус.

Эти часы хранятся до сих пор в музее Эрмитажа. Он сконструировал «планетные» карманные часы.

hello_html_m4dbc266e.jpg

Иван Кулибин

Воспитатель: http://youtu.be/7wldxtxYWzM  (просмотр отрывка видео фильма о Кулибине)

     В каких ещё областях проявил себя этот замечательный человек?

Ответы детей: Кулибин интересовался строительством мостов.

Известно, что Иван Петрович разработал конструкцию моста в Петербурге.

Воспитатель:

Изобрел и изготовил фонарь-прожектор для сигнальных маяков и для кораблей; он сконструировал повозку –  самокат, с тормозами и маховым колесом приводилась в движение нажимом на педали.

hello_html_m6fd6e830.jpg

Кузьма Минин

Воспитатель: О Кузьме Минине мало что известно, но его подвиг для Руси неоценим. http://youtu.be/7wldxtxYWzM  (просмотр отрывка видео фильма о Кузьме Минине) Ребята, вы посмотрели отрывок из фильма. Расскажите, чем занимался и почему стал известен этот человек?

Ответы детей: (Ваня) Он был земским старостой, обратился к людям Нижегородским с речью.

 Ответы детей: (Алёна) В Смутное время собрал всенародное ополчение и спас Русь от захвата и гнёта.

Ответы детей: (Саша) По окончании борьбы за спасение Отечества гражданин Минин сделал много полезного для восстановления Руси, укрепления государства.  

Физкультминутка: (Подвижная игра: «Мы разведчики»)

 Воспитатель: Ребята, наши земляки не только совершали выдающиеся открытия, но и прославляли нашу Родину, совершая героические поступки. Одним из таких людей был лётчик Валерий Чкалов

. http://youtu.be/7wldxtxYWzM  (просмотр отрывка видео фильма о Чкалове)

Давайте вспомним и поговорим об этом чудесном человеке.

Ответы детей: (Никита) Валерий Павлович Чкалов это человек легенда. Он перелетел без остановки через океан.

hello_html_m340b20b.jpg

Валерий Павлович Чкалов

Воспитатель: Будущий летчик, Герой Советского Союза, с юных лет был влюблен в небо. Окончил авиационную школу, училище, работал сборщиком самолетов. С 1930г. стал летчиком-испытателем.  

Его имя обессмертили беспосадочный перелет по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский – о.Удд (1936г.) и беспримерный подвиг: перелет из столицы СССР до канадского Ванкувера через Северный полюс (1937г.). Вот какие люди являются наши земляки.

hello_html_m63f14946.jpg 

Петр Николаевич Нестеров

Воспитатель: Петр Николаевич, военный летчик и штабс-капитан. Именно он исполнил «мертвую петлю». За свою жизнь он неоднократно совершал длительные перелеты, не удававшиеся ранее никому. Героически погиб в бою.

hello_html_m376cc2db.jpg 

Милий Алексеевич Балакирев

Воспитатель: Ещё один известный человек родился в Нижегородском крае. О нём нам расскажет Арина.

Ответы детей (рассказ Арины): Дирижер, композитор, М. А. Балакирев в начале 60-х годов XIX века собрал наиболее выдающихся мастеров музыки и создал  музыкальный кружок.

В своих произведениях Балакирев создавал картины русской жизни, природы, народные образы. Балакирев открыл и обеспечивал средствами музыкальную школу. С его именем связан целый этап в развитии русской музыкальной культуры.

 

hello_html_m37011537.jpg

Алексей Максимович Горький

Воспитатель: Самобытный писатель, уроженец Нижнего Новгорода. В творчестве Алексея Максимовича есть и детские произведения. Описывал  непростую жизнь людей.

Без сомнения, М.Горький – крупнейший мастер художественного слова XX века в России.

Какие произведения Горького мы с вами читали в группе и дома?

 Ответы детей: (Катя)  Сказка «Воробьишко» - близость её к произведениям устного народного творчества. Сказочные персонажи. Образ Пудика, его стремление жить «своим умом»

Просмотр мультфильма. https://youtu.be/_krKcz3kMt4 

Ответы детей: (Диана) Горький написал. Бытовая сказка «Самовар». Осмеяние тупости, самодовольства, пустоты. Чередование в сказке прозаического и стихотворного текста. Сатирический характер сказки

Ответы детей: (Илья ) Горький написал для детей немало произведений:  «Рассказ-сказка «Случай с Евсейкой».  Сказочный фантастический образ Евсейки,

Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предлагаю нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему: «Если бы я был изобретателем», «Самолёт будущего» или придумайте свою тему и выразите её в творчестве.

Дети выбирают и выполняют задание.

Рефлексия: Ребята, что понравилось, что запомнилось, что нового вы узнали?

Ответы детей…

 


Используемая литература/ Интернет ресурсы:

  1. Славное прошлое Нижегородской земли Год издания: 2013Издательство: Деком Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/selection/691342-kraevedenie-nizhegorodskaya-oblast 
  2. Остановившиеся мгновения истории Год издания: 2013Издательство: Дятловы горы; https://www.livelib.ru/selection/691342-kraevedenie-nizhegorodskaya-oblast  livelib.ru;
  3. Автор: Улыбышева Марина Алексеевна, Художник: Громова Ольга, Редактор: Легойда Владимир Романович. Издательство: Фома, 2014 г.
  4. Книга М. Горького «Воробьиша»  http://diplomba.ru/work/95082 ;
  5. http://wp.wikiwiki.ru/wp/index.php/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD 
  6. http://wp.wikiwiki.ru/wp/index.php/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 
  7. http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 
  8. Мультфильм «Воробьишька» https://youtu.be/_krKcz3kMt4 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Конспект разработан для ознакомления детей с правилами поведения в общественном транспорте в игровой форме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты знакомых предметов»

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир.  Детское экспериментирование сосуществует не только с известными  видам...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие по родному городу»

Развивать  интерес детей к  родному городу Серпухову. Углублять представления об окружающей действительности. Уточнять и закреплять знания о городе и его достопримечательностях; закрепить на...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родной мой край-земля нижегородская"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Родной мой край- земля нижегородская» О проекте.Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Участники проекта: Дети по...

План конспект по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Знаменитые люди земли Нижегородской»

План конспект по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Знаменитые люди земли Нижегородской» Цель: расширить знания дошкольников о знаменитых земляках...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"

Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пя...