Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Программное содержание:
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».
Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.
Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать.
Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Воспитывать основы экологического мировоззрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Золотой луг» М.М.Пришвин.
Программное содержание:
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».
Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.
Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать.
Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Воспитывать основы экологического мировоззрения.
Оборудование:
Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги
Ход занятия:
1.Вводная часть(показ, беседа).
- Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
2.Основная часть. Загадка
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
А что вы знаете об этом цветке?
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
“Сережа!” - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
3.Заключительная часть
Беседа об одуванчике
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой:
одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам,
лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать,
гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.
Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их:
в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника,
в рассказе «Журка» выращивает журавля,
а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
На этом наше занятие закончено. В библиотеку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
Формирование целостного представления о природных зонах Севера....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»
Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...
Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.
Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Профессия - швея»
Программное содержание:Ø Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.Ø Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи.Ø Развивать представления детей об инструментах и тканях, используем...
Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Как зимуют растения и животные".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста....