Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с окружающим миром «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шишкина Юлия Павловна

Занятие по окружающему миру.

Задачи:

 1.Образовательные:

-Познакомить детей с новым понятием - профессия-орнитолог.

-Расширять и обогащать словарь детей (орнитолог, перелёт, пернатые).

2. Развивающие:

Развивать психические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, зрительное восприятие, внимание.

3. Воспитательные:

- Способствовать формированию у детей основ экологически грамотного поведения.

- Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pernatye_druzya1.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с окружающим миром

«Пернатые друзья»

Заринск

2023

Конспекта занятия

Воспитатель (ФИО)      Шишкина Юлия Павловна                                                

Образовательная область: познавательное развитие.       Возрастная группа: старшая                                                        

Тема занятия «Перелетные птицы»                                                                                                                

 Цель: формирование знаний детей о перелетных птицах.                                                        

 Задачи:

 1.Образовательные:

-Познакомить детей с новым понятием - профессия-орнитолог.

-Расширять и обогащать словарь детей (орнитолог, перелёт, пернатые).

2. Развивающие:

Развивать психические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, зрительное восприятие, внимание.

3. Воспитательные:

- Способствовать формированию у детей основ экологически грамотного поведения.

- Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Материалы и оборудование:

Конверты с заданиями, карта, запись карканье вороны, картинки с зимующими и перелётными птицами (воробей, синица, сорока, ворона, скворец, журавль, лебедь). Распечатка путаницы птиц со стаями, альбом на переплёте, раскраска, карандаши, клей.

Предварительная работа:

Беседы на тему: «Пришла осень», «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему, чтение художественной литературы Г.Ладонщиков «Весна», С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; Дидактические игры на классификацию птиц «Перелетные – зимующие птицы». Прослушивание аудиозаписей пения птиц. Просмотр видеороликов об особенностях обитания птиц в естественной среде.

Дидактические и подвижные игры: «Перелёт птиц», «Совушка-сова», «Зимующие и перелётные».

Словарная работа: орнитолог,  скворец-скворушка,  пернатые, перелётные, щебет птиц, чернокрылый, черноглазый, остроклювый.

  1. Вводная часть занятия.

•  Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

•  Педагог создаёт эмоциональный настрой с помощью художественного слова.

•  Сюрпризный момент: карканье вороны, письмо.

•  Создание проблемной ситуации

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети играют.

Дети стоят в кругу, вместе с педагогом здороваются с гостями, приглашают их в группу.

Дети повторяют за педагогом.

Дети выполняют.

Дети слышат карканье. Обращают внимание на письмо у воспитателя. Хотят прочитать, присаживаются на стульчики.

Слушают, что написано в письме

Обсуждают услышанное.

Решают, будут помогать или нет. Соглашаются помочь.

Поиграем в игру «Сравни» (дети стоят в кругу)

- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

- Корова мычит, а птицы?

- Доброе утро, проходите, пожалуйста.

- Что за чудо чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

Возьмите за руку того, кто рядом с вами. Ощутите тепло рук ваших друзей и скажите«Доброе утро, хорошего дня»

А теперь, давайте подойдем к нашим гостям, и передадим свое тепло им и пожелаем хорошего дня.

- Ребята, кто это прокричал так громко? Действительно, смотрите, наверное, ворона пролетала и письмо потеряла. Смотрите, да оно нам адресовано. Детям старшей группы «Сказка». Интересно от кого оно. Прочитаем? Тогда слушайте внимательно.

-«Ой, ребята беда! Помощь ваша нам нужна! Младшим детям вашего детского сада мы начали готовить  альбом о перелетных и зимующих птицах, но нас срочно вызвали на Север и мы не успеваем закончить альбом. Помогите нам пожалуйста, но чтобы альбом получился, прежде вам нужно справиться со всеми заданиями, которые находятся в трёх конвертах в вашей группе. Для того чтобы найти конверты, следуйте по карте, Вы готовы нам помочь?».

 Орнитологи Алтайского края.

- Ребята, кто же  такие орнитологи?

- Он знаток жизни пернатых, оперений их богатых.
Орнитолог - птичий друг, изучает птиц вокруг!
Знает всё о голосах,  о пище, о птенцах…

- Ну что ребята, готовы искать конверты, выполнять все задания и создать альбом для малышей? Отлично, и сами заодно разберемся, почему же птицы все-таки улетают и прилетают, а какие из них остаются зимовать!

До начала НОД педагог проводит настрой на предстоящую деятельность через игру в кругу с мячом «Сравни».

Когда приходят гости, педагог и дети здороваются, приглашают в группу.

Воспитатель организует приветствие.

Педагог направляет детей к гостям, передают тепло ладошек, говорят «доброе утро»

- звук – голос вороны «Кар-кар-кар»

Педагог бросает незаметно письмо, зачитывает письмо. Беседует о содержимом.

- Орнитологи – это люди они учёные, изучающие птиц. Орнитологи изучают происхождение, развитие, особенности строения, питания и размножения разных видов птиц. Они всё знают про птиц.

2. Основная часть занятия.

Педагог создает ситуацию и ставит задачу перед детьми: - Словесный метод

Свободное передвижение по группе:

Основных форм и методов организации работы педагога; наглядный - рассматривание, словесный - беседа,;  практический - дидактические игры и упражнения:

Способов мотивирования; - Поощрение «Молодец»

Способов снижения утомления, напряжения детей –

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Отгадывают загадки.

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Надо идти к доске!

        

Скворцы, журавли и лебеди.

Дети проводят линии от птицы к своей стае.

Ребята, а вот и карта, с помощью которой мы найдём все конверты с заданиями, давайте рассмотрим её внимательно.

 Пойдемте вместе искать первый конверт от орнитологов, где он должен находиться? Но будьте осторожны, не торопитесь и не наталкивайтесь друг на друга.

- А вот и первый конверт, а в нём задание орнитологов.

- Ребята, отгадайте загадки и разберитесь, какие птицы зимующий, а какие перелётные и почему?

Отгадайте загадки.

  1. Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

- Молодцы, а как вы догадались.

- Воробей какая птица, зимующая или перелётная? Почему?

А вы знали ребята, что воробей не ходит, а всегда только прыгает.

  1. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее ... (ворона).

  1.  Любит семечки и сало,

Любит добрых деток малых.

На кормушку сесть стремится

Черно-желтая … (Синица)

 - Ребята а синичка улетает от нас в тёплые края? Нет она живёт с нами, чем она питается?

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её…              (Сорока)

- Здорово ребята все загадки отгадали, с первым заданием справились, а вот и первые птицы для нашего альбома.

- Пойдём на поиски второго конверта, для этого давайте опять обратимся к карте. Куда нам нужно сейчас направляться?

- Где ребята следующий конверт? Отлично вы его нашли.

Давайте будем вместе разбираться со вторым заданием.

- Ничего себе ребята, посмотрите тут же настоящая путаница. Послушайте внимательно задание от орнитологов.

- Вы ребята не спешите и путаницу рассмотрите, каждой птичке своя стая, как же они от нас улетают, карандашик вы возьмите и дорожки им укажите.

Ребята птицы собираются вместе, но летят они по разному.

- Предлагаю взять карандаши и распутать путаницу, какая птица к какой стае принадлежит.

-  Каких птиц вы видите?

- Как ребята улетают скворцы? Правильно стаей. А как это стаей? Всё верно кучкой.

- Кто- то может знает как журавли летят в стаях? Правильно клином.

- А как летят лебеди? Вереницей, как же это так вереницей? Будто по верёвочки друг за другом. Молодцы, у меня ребята тоже есть верёвочка, давайте попробуем, с помощью неё выстроиться будто мы с вами стая лебедей и готовимся к перелёту. Отлично, а теперь с помощью верёвочки выстроимся ребята с вами, словно мы стая лебедей и полетим вереницей к следующему заданию. Давайте посмотрим по карте, куда же нам нужно лететь? Не забудьте взять все картинки для нашего альбома с птицами.

-Где же конверт? Никто его не видит, молодцы нашли третий конверт.

- Сейчас я прочту последнее задание от орнитологов.

-Картинку каждый с птицей вы возьмите и в альбом их поместите. Для малышей альбом у вас получится.

- Ну что ребята соберём дружно один альбом пернатых друзей для детей младшей группы?

Подходят к указателю где спрятан первый конверт.

К магнитной доске прикреплены перевёрнутые картинки с птицами (воробей, ворона, синица, сорока)

Отгадывание загадок, дополняя детей.

После каждой отгаданной загадки воспитатель переворачивает картинку с птицей.

Задаёт наводящие вопросы.

Подвести итог как помочь птицам пережить зимнюю стужу.

Подготовить верёвочку для построения в стаи для детей.

Достать из последнего конверта альбом на переплёте с названием «Зимующие и перелётные птицы».

Приклеить все страницы птиц в альбом.

3. Заключительная часть занятия:

Форм и методов достижения поставленных целей; словесный - беседа с детьми.

Оценка деятельности детей: «Молодцы»

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воспитатель: 

- Смотрите, какой у нас получился красивый альбом (листаем, вспоминаем, что делали, что оказалось для ребят самое сложное и какие задания выполняли). Каким интересным его придумали орнитологи. Кто такие орнитологи? (ответы детей). 

- Ребята а альбом с какими птицами мы собирали?

- Какая это птица? Зимующая или перелётная?

- Как в стаи собираются скворцы, журавли, лебеди?

- Молодцы ребята, сейчас мы с вами пойдём к детям младшей группы и подарим им наш замечательный альбом с зимующими и перелётными птицами.

- Ой, ребята посмотрите что это за свёрток? Давайте посмотрим что это такое.

- Это же подарок от орнитологов, огромная раскраска!

- сейчас ребята мы сходим с вами на прогулку, а после обязательно приступим её раскрашивать.

Нанести клей на каждую страницы и разместить все картинки, при этом задавая вопросы детям.

Обратить внимание детей на огромный свёрток завязан красивым бантом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»

Представленный конспект является частью проекта «Наша улица», но может использоваться самостоятельно после определенной предварительной работы с детьми....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Возрастная группа: старшаяПроблема: «Как избежать опасностей на улице»Игровая мотивация: Поможем детям понять, что такое «улица»?Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюден...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией хлебороб Тема «Во славим руки хлебороба»

Ознакомление дошкольников с профессиями родного края в рамках реализации регионального образовательного проета "ТЕМП"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кошка" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Интегрированное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя и развитию изобразительных навыков...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...