"Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру на тему

Лапочкина Светлана Алексеевна

         Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

          Грамотно организованная  предметно-развивающая среда  экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лапочкина Светлана Алексеевна,

заведующий,

МДОУ детский сад № 28

ГО Богданович

Демина Ольга Юрьевна,

старший воспитатель,

МДОУ детский сад № 28

ГО богданович

Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.Тютчев

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Грамотно организованная  предметно-развивающая среда  экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающая среда, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. Предметно развивающая среда должна создавать условия для:

-познавательного развития ребенка;

-эколого-эстетического развития ребенка;

-оздоровления ребенка;

-формирования нравственных качеств ребенка;

-формирования экологически грамотного поведения;

-экологизации различных видов деятельности ребенка.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов,

каждый, из которых выполняет свою функциональную роль.

В дошкольных группах созданы экологические центры, центры науки, «зеленые зоны», в зимнее время в каждой группе организуются «огороды на окне», в группах имеется методическая, справочная и детская литература, наглядные пособия экологического содержания.

В ДОУ имеется зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок  наполнен всевозможными видами растений разных климатических зон и представляет собой отдельное  помещение - для знакомства детей с различными комнатными цветами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Зона релаксации – это уголок с фонтаном,предназначенная для отдыха детей.

В детском саду организована и оснащена экологическая комната, где представлены: экологический план села, макеты природно-климатических зон, уголок сельского подворья, имеется уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания, собраны гербарии и  коллекция природных и ископаемых материалов.

Здесь дети выращивают рассаду для теплицы и цветников, учатся выращиватькомнатные цветы черенками, сегментами листа, семенами.

Живой уголок -самое любимое место ребят, где они могут наблюдать за его обитателями: морской и сухопутной черепахами, рыбками, кроликом, шиниллами,  волнистыми попугайчиками и другими обитателями.Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками,птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе заними под руководством педагогов. Такая деятельность способствуетформированию у детей бережного отношения к природе, воспитываетдоброту и отзывчивость.

На базе дошкольного учреждения в рамках образовательного процесса функционирует кружок эколого - биологической направленности «Мы – друзья природы», на занятиях которого,  реализуется программа «Всюду жизнь!» для детей дошкольного возраста.

На территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов экологической тропы взяты разнообразные деревья, кустарники, цветы, птицы, муравейники, насекомые, населяющие участки, огород, теплица.Составлена карта-схема экологической тропинки с нанесением маршрутов и всех ее объектов. Изготовлены  выносные знаки, обозначающие каждую точку. По каждой точке экологической тропы разработаны паспорта и реализованы проекты.На тропе проводятся наблюдения, эксперименты, игры, театрализованные занятия, экскурсии, дети трудятся на огороде и в теплице.

Также  в ДОУ созданы благоприятные условия для выращивания растений цветника, теплицы и огорода: обеспечено обновление грунта, продумана и организована  система полива, имеется рабочий инвентарь для работы детей и взрослых.

Дети проявляют активный интерес к экологии именно потому, что тут они могут многое сделать своими руками, они задают интересующие вопросы и сами же ищут на них ответы.

Родители принимают активное участие в создании условий на экологической тропе. Ремонтируют оборудование на участках, высаживают деревья, цветы.

Продолжением наблюдений, исследований является экологические  маршруты в естественных условиях. Они включают в себя березовую рощу, реку Кунара и Соловьюшка, близлежащие сельскохозяйственные поля, сосновый бор - все это уникальная возможность показать детям всю красоту нашей местной природы и познакомить их с «местными жителями» флоры и фауны.

Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями,животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развиваетсянаблюдательность, возникает интерес к природе.

Наличие экологической тропы позволяет осуществлять разработку и реализацию разнообразныхэкологических проектов,таких как: «Деревья – мои друзья», «В гостях у божьей коровки»,         «Зеленая аптека».Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта.Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.

В ДОУ проводятся экологические акции, направленные на сохранение и сбережение родной природы: «Сохраним березовую рощу», «Покормите птиц зимой!», «Цветы для мамы».В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

Ежегодно ДОУ принимает участие в экологической кейс-игре для дошкольников GreenTeam проводимой  МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», где занимают призовые места (1 место, заповедные уголки моего детства проект «Березовая роща – любимый уголок моего детства», 2017г., 1 место, проект «Защитники растений», 2018г.)

В рамках взаимодействия с ГБОУ ДОП СО «Центр дополнительного образования детей «Дворец Молодежи» экологического отделения,  являемся постоянными участниками семинаров и конференций по распространению практик экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Список литературы

1. Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47.

2.  Николаева  С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/ Текст публикуется в авторской реакции. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256с., 8 л.ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...

Музыка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

В данной статье представлен материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по средствам музыки....

«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

       Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...

Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка,...