"Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру на тему
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лапочкина Светлана Алексеевна,
заведующий,
МДОУ детский сад № 28
ГО Богданович
Демина Ольга Юрьевна,
старший воспитатель,
МДОУ детский сад № 28
ГО богданович
Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.Тютчев
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Эколого-развивающая среда, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. Предметно развивающая среда должна создавать условия для:
-познавательного развития ребенка;
-эколого-эстетического развития ребенка;
-оздоровления ребенка;
-формирования нравственных качеств ребенка;
-формирования экологически грамотного поведения;
-экологизации различных видов деятельности ребенка.
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов,
каждый, из которых выполняет свою функциональную роль.
В дошкольных группах созданы экологические центры, центры науки, «зеленые зоны», в зимнее время в каждой группе организуются «огороды на окне», в группах имеется методическая, справочная и детская литература, наглядные пособия экологического содержания.
В ДОУ имеется зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок наполнен всевозможными видами растений разных климатических зон и представляет собой отдельное помещение - для знакомства детей с различными комнатными цветами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Зона релаксации – это уголок с фонтаном,предназначенная для отдыха детей.
В детском саду организована и оснащена экологическая комната, где представлены: экологический план села, макеты природно-климатических зон, уголок сельского подворья, имеется уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания, собраны гербарии и коллекция природных и ископаемых материалов.
Здесь дети выращивают рассаду для теплицы и цветников, учатся выращиватькомнатные цветы черенками, сегментами листа, семенами.
Живой уголок -самое любимое место ребят, где они могут наблюдать за его обитателями: морской и сухопутной черепахами, рыбками, кроликом, шиниллами, волнистыми попугайчиками и другими обитателями.Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками,птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе заними под руководством педагогов. Такая деятельность способствуетформированию у детей бережного отношения к природе, воспитываетдоброту и отзывчивость.
На базе дошкольного учреждения в рамках образовательного процесса функционирует кружок эколого - биологической направленности «Мы – друзья природы», на занятиях которого, реализуется программа «Всюду жизнь!» для детей дошкольного возраста.
На территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов экологической тропы взяты разнообразные деревья, кустарники, цветы, птицы, муравейники, насекомые, населяющие участки, огород, теплица.Составлена карта-схема экологической тропинки с нанесением маршрутов и всех ее объектов. Изготовлены выносные знаки, обозначающие каждую точку. По каждой точке экологической тропы разработаны паспорта и реализованы проекты.На тропе проводятся наблюдения, эксперименты, игры, театрализованные занятия, экскурсии, дети трудятся на огороде и в теплице.
Также в ДОУ созданы благоприятные условия для выращивания растений цветника, теплицы и огорода: обеспечено обновление грунта, продумана и организована система полива, имеется рабочий инвентарь для работы детей и взрослых.
Дети проявляют активный интерес к экологии именно потому, что тут они могут многое сделать своими руками, они задают интересующие вопросы и сами же ищут на них ответы.
Родители принимают активное участие в создании условий на экологической тропе. Ремонтируют оборудование на участках, высаживают деревья, цветы.
Продолжением наблюдений, исследований является экологические маршруты в естественных условиях. Они включают в себя березовую рощу, реку Кунара и Соловьюшка, близлежащие сельскохозяйственные поля, сосновый бор - все это уникальная возможность показать детям всю красоту нашей местной природы и познакомить их с «местными жителями» флоры и фауны.
Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями,животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развиваетсянаблюдательность, возникает интерес к природе.
Наличие экологической тропы позволяет осуществлять разработку и реализацию разнообразныхэкологических проектов,таких как: «Деревья – мои друзья», «В гостях у божьей коровки», «Зеленая аптека».Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта.Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.
В ДОУ проводятся экологические акции, направленные на сохранение и сбережение родной природы: «Сохраним березовую рощу», «Покормите птиц зимой!», «Цветы для мамы».В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
Ежегодно ДОУ принимает участие в экологической кейс-игре для дошкольников GreenTeam проводимой МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», где занимают призовые места (1 место, заповедные уголки моего детства проект «Березовая роща – любимый уголок моего детства», 2017г., 1 место, проект «Защитники растений», 2018г.)
В рамках взаимодействия с ГБОУ ДОП СО «Центр дополнительного образования детей «Дворец Молодежи» экологического отделения, являемся постоянными участниками семинаров и конференций по распространению практик экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
Список литературы
1. Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47.
2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.
3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/ Текст публикуется в авторской реакции. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256с., 8 л.ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...
Музыка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
В данной статье представлен материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по средствам музыки....
«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...
Доклад по теме : «Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ как эффективное средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».
Презентация опыта работы https://disk.yandex.ru/d/jNNNOPWw8mnVrw...
Педагогический опыт " Экологическая сказка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"
Педагогический опыт...
Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка,...
Организация дополнительных образовательных услуг как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Материал будет полезен воспитателям, которые ведут кружковую работу по экологии....