Доклад по теме : «Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ как эффективное средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».
статья по окружающему миру

Васильева Татьяна Валериевна

Презентация опыта работы https://disk.yandex.ru/d/jNNNOPWw8mnVrw 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ekologii.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ - как эффективное средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».

Свое выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: “Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

Проект  по благоустройству территории ДОУ существует с 2017 года.

Первым этапом проекта стала оформление клумбы «Цветочная корзина».

В 2018 году в рамках сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования Центром экологии, краеведения и туризма, была реализована дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для дошкольного возраста «Вокруг света». Итоговым мероприятием стал проект «Декоративный цветочно-овощной огород» в виде солнца.

В этом же году родилась идея по оформлению новой клумбы, проект назывался «Палитра», который занял 2 место в Краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов «Гео-декор» в номинации «Сад чудес», и детский сад в качестве подарка получил пластиковую емкость для водоема.

Так у нас возникла идея об обустройстве  в детском саду новой экосистемы, которая позволила расширить представление дошкольников о водоеме.

 В связи с этим был  разработан проект по созданию искусственного пруда, который получил название «Наедине с природой».

Целью наших проектов является формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через проектную деятельность по благоустройству территории ДОУ.

Задачи: Для детей:

  • Получить научную информацию  по теме.
  • Формировать  культурные способы самостоятельного приобретения представлений по интересующей теме.
  • Провести эксперименты и исследования.
  • Оформить выводы по полученным результатам.        

Для родителей: 

  • Создать условия для экспериментально-опытнической деятельности ребёнка.
  • Формировать активную позицию  деятельного участника.
  • Воспитывать бережное отношение к собственным результатам труда и труду        детей.
  • Расширять и обогащать практический опыт детей.

Для педагогов: (Все прочитать)

  • Развивать проектную культуру в области ландшафтного дизайна.
  • Активизировать познавательный интерес ребёнка личным примером  участия в образовательном экологическом проекте ДОУ.
  • Совершенствовать  организацию  экологического пространства территории детского сада.

     Алгоритм работы с проектом:

  1. Разработать совместно с педагогами, воспитанниками и родителями экологический проект (изучить литературу, выбрать и  разработать эскиз, составить план-схему,  приобрести семена).

Провести практико-ориентированные мероприятия по реализации проекта:

  • познакомить детей с сортовым разнообразием растений.     
  • создать дневники наблюдений.
  •  изготовить с  детьми маркеры для маркировки разных видов растений.
  • посеять семена на рассаду (цветочных, овощных, злаковых, водных культур).
  • осуществить уход за сеянцами;
  •  в течение всего проектного периода заполнять дневники наблюдений.
  • подготовить участок к посадке растений.
  • высадка рассады в почву, посев однолетних цветов, овощных культур.
  • уход (прореживание всходов удаление сорняков, полив, подкормка).
  • презентация детьми результатов своей деятельности перед другими группами и на конкурсе «Сад чудес»,  «Красивый город руками детей».
  • сбор овощных культур, сушка растений, составление гербария, выставки «Дары природы».
  • использование облагороженной территории ДОУ под различные образовательные задачи:
  • экологические праздники: «Цветочная полянка», «У водяного в гостях», «Березкины именины».
  • Экологические акции ”Берегиня”, "Мусор Земле не к лицу!", “Покормите птиц зимой” (Использование плодов с огорода для подкормки птиц).
  • Экспериментальная деятельность: опыты с водой, «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Рост и развитие растений».

Но что самое интересное обсуждая с детьми  водные растения, мы решились на эксперимент: вырастить  Розовый лотос из семян. Дети с большим интересом наблюдали за его прорастанием из семян и развитием.

  У воспитанников имеется  опыт  выращивания однолетников в рассадных ящиках.  В  воде  же, через прозрачное стекло, не только происходит наблюдение за ростком, но и затем, что происходит с самим семенем и как появляются корешки. После появления  корешков у лотоса, мы с детьми высадили его в контейнеры со специальным грунтом  (торф и песок).

Следующий  этап -  перемещение лотоса   в пруд 05 июня 2019  года, после установления температуры воздуха выше + 18 0 C

  В течение лета осуществляли  наблюдение за ростом растений.

 И вели дневник наблюдений. Данную экосистему использовали с детьми как место для наблюдений, игр, релаксации. Но на  этом эксперимент не закончился и имеет свое продолжение. Дети задали   вопрос:  "Сохранится ли лотос зимой?". И для решения этого вопроса мы продлили   эксперимент. 09 сентября мы с детьми оставили один лотос в  пруду, а другие перенесли в водоем зимнего  сада. В течение года  наблюдаем  и фиксируем изменения в дневник наблюдений. Проект может стать бесконечным, если задуматься о «подселении»  к лотосу новых «соседей».

В этом году очередным этапом будет новый проект по оформлению клумбы посвященной «75 лет Победе в ВОВ».

Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ помогла решить задачи по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. А также активизировала творческий потенциал всех участников образовательных отношений, которые создали интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательно-исследовательской деятельностью.

Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. ...

«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

       Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...

Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...

Консультация на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Консультация на тему:«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»....

Экологическая сказка, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Главная задача экологического образования в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольнико...