Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».
консультация на тему

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила.

 Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениям, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей  дошкольного возраста».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.

По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения, начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениям, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

Игры природоведческого  и экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать причинно – следственные связи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к мест обитания, о последовательности смен сезонов и об изменениях в живой и не живой природе. Игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию можно использовать следующие виды игр: игровые обучающие ситуации, дидактические игры «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Найди свою маму», «Кто чем питается?», «У кого какое жилище?»,  игра – путешествие  «Веселый двор», словесные игры «Угадай птицу по описанию», «Узнай насекомое», «Когда это бывает?», «Прилетели птицы» и т.д., способствующие обогащению знаний.

Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий.

Во время прогулок можно провести подвижные игры: «Раз, два, три, к дереву беги», «Не топчи травку», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Зайчик в беде».

Игры – загадки о явлениях природы, предметах труда и быта, растительном и животном мире. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, игра-загадка «Лес».

- Игры – имитации отдельных действий животных и птиц (зайчик дрожит от холода, воробушки машут крылышками ).

- Игры – имитации  образов хорошо знакомых сказочных персонажей (лягушка прыгает по дорожке, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

-  Игры – импровизации   под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).

-  Игры – импровизации  по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

-  Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

-  Инсценирование  фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

В воспитании экологической культуры дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. Ее следует организовать систематически, с постоянным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находящимся в одном жизненном пространстве вместе с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами.

Серия дидактических игр для приобщения дошкольников к посильной экологически - ориентированной деятельности отличается динамичностью (некоторые игры содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот, или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Это такие игры, как: «Поиск добрых дел», «Скорая помощь», «Поможем Незнайке полить цветы».

Таким образом, целенаправленная работа по экологическому образованию детей позволит воспитать всецело гармоничную личность, у которой будет сформирована осознанно-правильное отношение непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. А также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, т.е. осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Литература.

  1. Багаутдинова, Т. В. Влияние дидактической игры на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Багаутдинова //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III международной научной конференции (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада / А. К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Газина, О Играя, познаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7.
  4. Молодова, Л. П. Экологические праздники для детей: Учебно – методическое пособие / Л. П. Молодова. – М.: ЦГЛ, 2003.
  5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  6. Николаева, С. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра - как средство воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста".

ИГРА – КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАВведение …………………………………………………………………..…. Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬН...

Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»

Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое  - дело  сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...

ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Необходимость воспитания экологической культуры. Понятие об игре, классификация игр. Игра как средство формирования личности дошкольника. Классификация детских игр....

Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка,...

Консультация для воспитателей СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наиболее эффективным средством воспитания экологических идей является сторителлинг.Сторителлинг — это один из маркетинговых приемов, в реализации которого используется потенциал м...

Консультация для воспитателей «Игра как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитив...