Музыка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
статья

Кузмина Елена Сергеевна

В данной статье представлен материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по средствам музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Борисович Дария Вадимовна ,музыкальный руководитель

 МАДОУ «Детский сад № 450»,

Кузмина Елена Сергеевна – старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»,Нижний Новгород, Сормовский район

Никакие  позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того, чтобы уже сегодняшнее поколение училось жить в созвучии с окружающим миром. Детям надо показывать связь человека с природой, зависимость от неё, раскрывать законы природы, её гармонию и красоту; педагогам необходимо  искать продуктивные методы и приемы воспитания экологической культуры у детей,  родителей  и у самих себя.

Воспитание экологической культуры на сегодняшний день требует комплексного подхода, т.е формирования не только мировоззренческой основы, но и ценностных ориентаций по отношению к природе. И вот здесь искусству должна принадлежать решающая роль, потому что искусство – великая сила, способная заставить человека смотреть на мир сквозь призму эстетического чувства.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Еще В. Г. Белинский указывал два пути познания окружающего мира - научный и художественный. Музыка относится к художественному способу познания, отражая эмоциональный отклик человека на мир, в котором концентрируются нравственно-эстетические ценности.

Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картины природы. Музыковед И. Нестьев отмечает, что существенным источником, питающим музыкальные образы, являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми. Они внимательно слушают «Песню жаворонка» П. Чайковского, «Птичку» Э. Грига, пытаясь сопоставить их звучание с тем, что наблюдали в природе.

Тема природы в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Слушание музыки может сочетаться с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которого даёт музыка.

Проанализировав всё выше сказанное, мы поставили перед собой следующую цель: содействовать развитию у детей экологической культуры средствами классической музыки, живописи и литературы.

Задачи:

  1. Формировать познавательную активность детей, любознательность.
  2. Развивать творческие способности и экологическое сознание детей через реализацию их творческих замыслов в процессе восприятия музыкальных произведений и речевого творчества.
  3. Воспитывать литературно – художественный вкус, способность  понимать настроение  произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность музыкальных и поэтических текстов.

 [1, с 15]. Данные задачи мы реализуем, апробируя в своей работе такой интерактивный метод как – «Сторителлинг».

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Русский аналог данного метода – это «сказительство», который пришёл к нам из ХI-XII в.в. В старину рассказывали былины, их вещал один человек – сказитель, сопровождая свой рассказ игрой на музыкальном инструменте – гуслях. Используя данный метод в работе с детьми, мы решили его направить на формирование экологического сознания, речевую творческую деятельность и на развитие музыкальных способностей.

В своей работе мы выделили следующие этапы:

  1. Начальный этап – накопительный. Нами была составлена картотека музыкальных произведений, художественной литературы, репродукций картин, где был подобран материал на экологическую тематику. Разработаны варианты историй. Истории должны быть простыми,  неожиданными, могут быть реалистичными или сказочными, эмоциональными.

Истории технологии «сторителлинга» бывают нескольких типов:

  • Истории с интересными историческими фактами.

Например, знаете ли вы, какой была первобытная музыка? Но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира -крики диких зверей, птиц.

  • Истории – впечатления, в ходе рассказывания которых  ребенок, педагог, герой делится впечатлениями о событиях, услышанной музыке.

 [3] Например, история к музыкальному произведению «Апрель. Подснежник.»  П.И.Чайковского: «Хорошо весной! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!.. В лесу появились первые цветы. Да и в городе, смотри, сколько людей несут маленькие синие букетики. Принесут домой, поставят в воду - вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся... Попробуй угадать, о ком?

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил,

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

«Зелёная ножка»... Ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. А ты умеешь танцевать?»

  • Истории - примеры из детства «Когда я был ребенком», которые рассказывает педагог или герой .

2.В ходе основного этапа работы - ребята сами превращаются в активных рассказчиков. Здесь мы использовали следующие формы работы с детьми:

  • схемы для составления рассказов;
  • «озвучивание» детьми рассказа педагога с помощью музыкальных инструментов. Вот пример такой «озвученной» истории: «В один прекрасный солнечный день, когда погода не предвещала ничего особенного, вдруг начались порывы ветра (их можно изобразить с помощью маракасов, бутылочек из-под шампуня, погремушками). Небо стали закрывать налетевшие неизвестно откуда тучи. И вот уже вдалеке слышны раскаты грома (барабаны). Постепенно они приближаются (обычно гром всё время не гремит, поэтому и барабаны вступают периодически). После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превращаются в ливень. Ветер усиливается. Наконец сверкает молния (тарелки, трещотка, кастаньеты).И вот, гроза уже идёт на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, поют птички (свистульки, музыкальные молоточки) и пастушок играет на дудочке»;
  • игры- импровизации. Например, игра «Прогулка», в которой детям предлагается сочинить мини-рассказ и включить в него импровизацию с инструментами и звукоподражанием.

Пример: Пошли дети в лес и чтобы не потеряться стали  аукаться….. В лесу они услышали пение кукушки…, и стук дятла….. Но вдруг налетел ветер….,  листья на деревьях зашелестели….., загремел гром…., и пошел дождик, сначала потихоньку …, а потом все сильнее …. Но вдруг все стихло, и из-за тучки выглянуло солнышко…, и запел соловей.

3. Этап работы заключительный. На данном этапе работы мы широко использовали такую форму как музыкально – литературные гостиные, в которых принимали участие дети, родители, педагоги. Именно здесь дети и родители делились своим личным опытом и знаниями, упражнялись в сос0тавлении экологических историй с музыкальным сопровождением. Родителям предлагались различного рода задания, например, прослушав музыку, проассоциировать её с конкретным явлением природы, животным и составить рассказ из личного опыта.

Одной из форм подведения результатов проделанной работы, было составление книжек природоведческого содержания с иллюстрациями, которые нарисовали сами дети; серии рассказов к альбому Чайковского «Времена года».

В результате проделанной работы дети стали лучше понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность музыкальных и поэтических произведений. Благодаря  методу сторителлинга у детей возрос интерес именно к миру природы, что свидетельствует о росте их экологической культуры.

Список Литературы:

[1]  Давыдова О. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг [Текст]: /О. Давыдова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017. - №4. – С. 15 – 24.

[2]  Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю. Воспитание экологической культуры [Текст]: Учеб. пособие / Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю.. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 63 с.

[3]  Музыкальная фантазия [Электронный ресурс] 

http://music-fantasy.ru/

[4]  Детям о музыке [Электронный ресурс] http://www.muz-urok.ru/muz_instrument.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...

"Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

       Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить...

«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

       Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...

Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка,...

Экологическая сказка, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Главная задача экологического образования в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольнико...