Семинар-практикум для педагогов.
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Никулочкина Наталья Владимировна

" Познавательное развитие детей дошкольного возраста в области экологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_ekologii.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

Семинар-практикум «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в области экологии»

Подготовила:

воспитатель: Никулочкина Н.В.

р.п.Усть-Донецкий

Семинар-практикум «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в области экологии»

Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

Задачи:

1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;

2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;

3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов.

Ход семинара :

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых…

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии. Я подготовила материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии, об экологическом образовании наших детей и повысить компетентность в вопросах экологического воспитания.

1. Семинар предлагаю начать с дискуссии.

- Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии?

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

А что такое экологическое воспитание?

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Этот год объявлен годом экологии. Президент РФ подписал Указ и четко наметил конкретные цели тематического года (слайд 6):

- привлечь внимание граждан к проблемам экологии,

- обезопасить существующие экосистемы,

- сохранить многообразие биологических видов.

Перед образовательными учреждениями также поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (задачи ФГОС ДОУ)

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал основные законы экологии так:

- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ

- ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ

- ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ

- ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

- Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры

- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие либо изменения, соответственно меняется экология. Простой пример: несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется что то другое, не свойственное данным местам, уходят какие то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.

- ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

- ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

(ничто не дается даром)

Чтобы чего – нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

- ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг».

Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать: если пыль существует, значит это для чего – нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей: ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли: она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания, то среди них будут:

- введение ребенка в мир природы,

- формирование у детей элементарной системы знаний о природе,

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование у детей трудовых навыков и умений,

- формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами

выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников, т. е. одну из структур экологического образования «Наш дом природа».

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина», затем - с компонентом, включающий живую и неживую природу («Почва», и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»).

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»).

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения.

Обсуждая вопрос об экологическом воспитании дошкольником, должны понимать, что среда в учреждении должна создавать условия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

- формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

- экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

С введением ФГОС определили требования к развивающей предметно – пространственной среде, вы с ними знакомы.

Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в вашем детском саду? (  ответы коллег)

Можно выделить два направления:

а) создание новых элементов среды;

б) экологизация существующих.

В первом направлении: экологические центры, экологические комнаты (классы, лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки.

Второе направление - уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки, паспорта растений, мини огороды в группе и др.

Говоря об элементах развивающей предметно – пространственной среды, мы назвали один из таких элементов - экологическая тропа. Я бы хотела немного затронуть этот вопрос. В нашем детском саду функционирует экологическая тропа.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы ?

Цветники

Скворечники

Кормушки для птиц

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Центр воды и песка

В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду выбраны - естественные и искусственно созданные объекты педагогами и родителями. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. К выбору объектов и их созданию мы привлекали родителей и детей, например, родители приняли участие в посадке лекарственных растений (подорожник, мать – и – мачеха). Тем самым детям дали возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки», еще интереснее если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Земляничка, Божья коровка и др. Можно разделить на станции: «Теневой навес» (беседка, «Белая (русская) березка», «Зеленая аптечка», «Госпожа Ель», «Цветочная поляна», «Пернатый мир», «Муравьиный дом», «Мусоринка» и др.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе :

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании, необходимо использовать разные методы и формы работы.

-Какие методы вы знаете?

-наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов)

-Практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование);

-Словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);

- Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (наблюдение);

-Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Так как ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание не является исключением и также реализуется через игру.

4. Предлагаю вам несколько игр.

Дид/игра «Найди свой дом»

Цель игры: Найти целый предмет по части.

Игровое действие: Поиск «домика» по определённому признаку.

Правила: Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Оборудование: На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна); макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные). В нашем случае просто карточка, с нарисованным деревом.

Ход игры:

Дети, в данном случае педагоги – «зайчата». Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом».

А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко»

- Наука о животных. (Зоология)

- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

- Пингвин птица или животное? (Птица)

- Наука о растениях. (Ботаника)

- Какую траву любят кошки? (Валериана)

- Самая высока трава? (Бамбук)

- Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

- Трава от 99 болезней. (Зверобой)

- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

- Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

- Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Блиц –конкурс «Предсказание погоды»

Ласточки летают низко к земле – к дождю

Паук усиленно плетет паутину- к сухой погоде

Когда цветет черемуха- к заморозкам

Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

Осенью птицы летят высоко- к теплой зиме

Комары роем летают – к теплой погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Цветки одуванчика днем закрываются – к дождю

Экологические задачи

Петя с мамой отправились в лес за грибами

-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.

-Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос: почему она так ответила.

(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать.В неволе он погибнет)

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

-Давай поймаем ее, - попросил Витя

-Нельзя ловить бабочек, -сказал Коля

-От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.

Вопрос: Кто из мальчиков был прав?

(ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками.Убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие) Барри закон

Семинар подходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета:

- красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;

- желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;

- зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии. Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе.

муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное

 учреждение детский сад комбинированного вида « Родничок»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ»

                                                                                                          Подготовила:                                                                                                                  воспитатель высшей категории

Никулочкина Н.В.    

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....