Конспект занятия на тему "Волшебница - вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федорчук Ольга Ивановна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница» для детей старшей группы

Автор: воспитатель Федорчук О.И.

Цель: Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие.

Создавать условия для самостоятельного установления причинно-следственных связей:

  • Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление свойств объекта: воды (прозрачная, без запаха, льется; в ней растворяются некоторые вещества; может менять окраску и запах, когда в ней растворяются вещества).
  • Продолжать приучать детей использовать модели в познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект: воду. Формировать умение высказывать предложения и делать простейшие выводы; излагать свои мысли понятно для окружающих.

  • Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  • Приучать детей к самостоятельности суждений.
  • Продолжать работу по обогащению словаря детей: лаборатория, лаборант, исследовать, опыты, текучесть, прозрачность, емкость, сосуд, водопроводный, растворять, безвкусная.
  • Побуждать интересоваться смыслом слова.
  • Помогать правильно строить сложно-подчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы…).

Социально-коммуникативное развитие.

Воспитывать у детей организованность, дисциплинированность во время экспериментальной деятельности.

  • Формировать умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
  • Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментирования, воспитывать аккуратность в работе.

Художественно-эстетическое развитие.

Продолжать развивать навыки восприятия звуков: отмечать на слух шум дождя, водопада, морского прибоя, журчащего ручья и т.д.

Физическое развитие.

Расширять представления о роли воды в жизни человека и ее влияние на здоровье.

  • Воспитывать умение сохранять правильную осанку во время исследовательской деятельности.
  • Формировать выдержку при проведении опытов.

Методическое обеспечение педагогического процесса:

  • Стаканчики прозрачные под номерами 1, 2, 3.
  • Большие стаканы с питьевой водой.
  • Соломинки для питья.
  • Одноразовые ложки; небольшие подносы, на которых размещены сахар, соль, кофе, лимон; салфетки; капельки воды для магнитной доски; поддоны, бумажные цветы со сложенными лепестками.
  • Тематическая презентация.
  • Компьютер, проектор, электронная доска, CD-диск со звуками природы.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Магнитная Капелька обращается к детям с просьбой помочь ей и приглашает детей в лабораторию для проведения интересных экспериментов.

Обсуждение «Что такое лаборатория? Чем там занимаются?».

Дети вспоминают правила поведения в лаборатории:

  • Сначала слушать, затем делать;
  • Делаем все аккуратно;
  • Ничего не пробуем без разрешения.

Перед исследованием дети разминают руки (пальчиковая гимнастика «Если пальчики грустят») и занимают места за столами.

  1. Основная часть.

Дети рассматривают оборудование и высказывают предположения. Наливают, рассматривают, трогают, пробуют на вкус, нюхают. Делают вывод: вода жидкость, прозрачная, без вкуса и запаха. Фиксируют результат с помощью моделей на магнитной доске.

Опыт № 1. Вода – это прозрачная жидкость.

Дети наливают воду в стаканчики. Делают выводы, что вода обладает текучестью. Бросают в стаканчик пуговицу, ставят ложку. Рассматривают. Определяют, что вода прозрачная. Фиксируют результат на магнитной доске с помощью символов.

Опыт № 2. Вода не имеет запаха.

Нюхают воду в стаканчике. Делают вывод, что вода ничем не пахнет. Фиксируют результат на магнитной доске. Воспитатель интересуется, всегда ли вода не имеет запаха. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает добавить в воду лимон и тогда появляется запах лимона. Делают вывод: вода приобретает запах того вещества, которое  добавляем в воду.

Опыт № 3. Вода чистая и не имеет вкуса.

Дети пробуют воду из первого стаканчика. Делают вывод, что вода безвкусная. Пробуют из второго стаканчика (с растворенным лимоном). Определяют, вода в стаканчике кислая. Делают вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое добавили в нее.

Опыт № 4. Вода является растворителем.

Дети добавляют в стаканчик по выбору: соль или сахар и размешивают. Наблюдают, что сахар исчез. Делают вывод: некоторые вещества в воде растворяются.

Динамическая пауза.

Воспитатель обращается к детям: делать открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Пора отдохнуть и нам. Физкультурная минутка «К речке быстрой мы спустились» под музыку «Плеск и журчание воды» (CD-диск).

Опыт № 5. Окраска воды.

Воспитатель интересуется: всегда ли вода бывает прозрачная? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает растворить воде кофе (стаканчик №1 с пуговицей). Спрашивает: видна ли теперь пуговица в стаканчике. Как и чем еще можно окрасить воду. Делают вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Вспомнить вещества, которыми можно окрашивать воду (акварельные краски, гуашь, овощи, ягоды и т.д.).

Опыт № 6. Вода не имеет формы.

Дети аккуратно переливают воду в различные емкости (широкие и низкие, высокие и узкие) и наблюдают, что происходит: вода растекается, принимает форму сосуда. Делают вывод: вода – это жидкость, которая принимает форму сосуда, в которую ее налили. Фиксируют результат опыта на магнитной доске с помощью схемы.

  1. Заключительная часть.

Спасибо дети! Вы были сегодня замечательными исследователями. Что нового вы узнали? Какой опыт больше всего вам понравился?

На прощание сюрприз от Капельки. Она приглашает детей в кинозал для просмотра итоговой презентации о свойствах воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Дружим с водой".

Тема: «Дружим с водой»Программные задачи:1. Формировать у детей представление о необходимости содержать свое тело в чистоте.2. Продолжать учить детей использовать в речи существительные; продолж...

Конспект занятия на тему «Вода. Свойства воды в природе».

На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )-А что такое глобус?(Глобус- это модель Земли.)- А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, о...

Конспект занятия по потешки «Водичка, водичка…»

Малышей ясельной группы, на мой взгляд, нужно обучать элементарным навыкам гигиены, по средствам  устного народного творчества ( потешки,поговорки, сказки и т.д.)....

Конспект занятия Чтение потешки «Водичка, водичка»

Учить слушать потешку и подговаривать слова. Вызвать радость от  слушания и радость от действий с водой и куклой. Развивать умение самостоятельно умываться. Воспитывать навык опрятности....

Конспект занятия «Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем».

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Конспект занятия экспериментальной деятельности "Вода.Свойства воды"

конспект занятия экспериментальной деятельности "Вода.Свойства воды"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ «ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА»

Цель занятия:Вызвать у детей радостное настроение, доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой....