Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию
в старшей группе
на тему «Воздух-невидимка»
Воспитатель: Козлова О.М.
Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой - воздухом; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Обобщить, уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления.
- Развивать навыки детей проведения элементарных опытов. Расширять и активизировать словарь детей; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: беседы про воздух, свойства воздуха, загадывание и разгадывание загадок о воздухе, чтение сказок в которых присутствуют герои, умеющие летать, эксперименты с водой.
Оборудование и материалы:
у воспитателя - полиэтиленовый пакет, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, воздушные шарики по количеству детей, эмоциональный герой «Летунчик», веер.
у детей - стакан с водой, трубочки для коктейля, салфетки, полиэтиленовый пакет, веер.
Ход занятия
Организационный момент
В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями в нашей научной лаборатории.
А чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
В-ль: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и будем делать опыты как настоящие учёные, узнаем «Зачем нам нужен воздух?», «Каким он бывает?»
Основная часть занятия
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать стихотворение:
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет:
Он плывет себе в волнах
На раздутых парусах.
-Ребята, что вы слышите? (Ответы детей.)
-А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите?
-Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)
-Кто это к нам прилетел? (воздушный шар)
-А почему он называется воздушным? (ответы детей)
В-ль: Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?
Дети: Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлсон, Змей-Горыныч.
В-ль: А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?
Дети: Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.
В-ль: Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы с вами станем учеными и проведем опыты.
Практическая часть занятия
1 опыт. «Обнаружение воздуха»
-Скажите, мы воздух видим?
-Как вы думаете, поймать мы его можем?
-Я вам сейчас покажу. Давайте пройдет в лабораторию.
-Что в пакете?
-Теперь сложим пакет несколько раз. Посмотрите, какой он? (тоненький)
-Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и скрутим открытый конец. Посмотрите, пакет стал упругим и плотным.
-А теперь что вы видите? (в пакете воздух)
-А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом? (плоский и тоненький)
-Вокруг нас находится воздух, только мы его невидим. Чтобы его увидеть, нам надо его поймать.
ВЫВОД: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
2 опыт. «Как увидеть воздух?»
В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух.
ВЫВОД: Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
-Ребята, а ведь воздух нужен не только для дыхания.
В-ль: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка:
Воздух-невидимка, | (руки вверху вправо-влево) |
Выходи гулять! | («зовут») |
Воздух-невидимка, | (руки вверху вправо-влево) |
Как тебя поймать? | (Хлопки руками в разных местах) |
Если быстро-быстро в поле убегу, | (бегут на месте) |
Чистого-пречистого воздуха найду! | (потирают руки) |
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, | (шаги на месте) |
Самого полезного воздуха найду! | (руки накрест к плечам) |
Если вместе с папой в горы я пойду, | (тянутся вверх на носочках) |
Самого кристального воздуха найду! | («фонарики»). |
3. Игра «Угадай по запаху».
В-ль: А как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Вы чувствуете запах воздуха?
Сейчас проведём такой эксперимент: Закройте глаза, Я мимо вас пронесу предмет, а вы по запаху определите, что это?
(Воспитатель подносит чеснок).
ВЫВОД: Значит, по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем.
Воспитатель: Все люди дышат через нос, давайте покажем, как мы дышим. (показывают)
Затем проходят и садятся за столы.
4 опыт с бумажной салфеткой
5.опыт «Как почувствовать воздух»
В-ль: Запах чеснока неприятен, так и хочется перестать его чувствовать, давайте попробуем не дышать, зажать нос пальчиками. Дети зажимают нос и стараются не дышать.
- Вот видите, мы не можем жить без воздуха ни минутки. Какой вывод мы можем сделать? Всему живому на земле нужен воздух: и людям и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут.
Но всё же хочется, чтобы запах чеснока исчез. Как же нам это сделать? Может быть, ветер нам поможет. А что такое ветер? Где нам его взять?
Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера.
-Возьмите веер и помашите на себя. Потом друг на друга.
-Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.)
ВЫВОД: Значит, когда воздух движется, получается ветер; воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение. И воздух разносит запахи.
А теперь давайте вернемся из лаборатории в наш детский сад.
Заключительная часть занятия
- Ребята, что вы сегодня узнали?
-Какие свойства воздуха мы узнали?
-Что понравилось вам больше всего?
А сейчас я попробую надуть шарик.
Воспитатель берет «Летунчик» и дарит каждому ребёнку по воздушному шарику на память.
В-ль: На этом, ребята, наша сегодняшняя работа в научной лаборатории заканчивается, и мы сейчас с вами отправимся на прогулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.
Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Овощи
Конспект открытого занятия на начала учебного года по познавательному развитию в старшей группе. ТЕМА: ОВОЩИ.Программное сожержание:1)Закрепить знания детей об овощах.2)Учить находить сходства и отлич...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ»
laquo;Все профессии важны, все профессии нужны»Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи. Образовательные: продолжать знакомить с новыми профессиями, обобщать и...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»
Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию В старшей группе «Обучение грамоте» Тема «Гласные звуки»
путешествие в страну гласных звуков....