Открытое занятие по ФЦКМ
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Открытое занятие по ФЦКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_ftskm_v_podgotovitelnoy.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе
«По следам осени».
Подготовила: Ильясова Л.А.
г. Сургут 2016
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материал:
Колокольчик, шарик, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки( с сухими и свежими листьями), белая бумага, сложенная пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кисточки, гуашь.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев
• Наблюдение за деревьями на прогулке.
Воспитатель:
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вокруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями.
Теперь в группе, словно солнышко поселилось! Пусть каждый сейчас закроет грудь ладошкой и оставит в своем сердечке солнечный лучик, который мы только что своими улыбками там поселили.
- Ребята, отгадайте загадку, про какое время года в ней говорится?
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Дети: (Осень).
В: Молодцы! Назовите пожалуйста приметы этого времени года.
Дети: на деревьях и кустах желтеют листья и опадают, небо серое, хмурое, часто идут дожди, птицы улетают на юг, дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, а некоторые ложатся в спячку.
В: А как называется явление, когда опадают листья?
Дети: листопад.
В: Назовите, пожалуйста месяца осени.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Ребята, в простонародье сентябрь называю рябинник, октябрь – листопадник, ноябрь - зимник, как вы думаете, почему?
Дети: Сентябрь – рябинник, потому что в это время спеет рябина.
Октябрь – листопадник, потому что опадают листья.
Ноябрь – зимник, потому что становится холодно, как зимой.
В: Ребята, я предлагаю вам отправится в осенний лес, а поможет нам в этом волшебный клубочек, но для этого нужно сказать волшебные слова:
«Вертись, вертись, клубок – катись».
В: Вот это чудо мы попали с вами в волшебный лес, но здесь творится, что-то странное, весь лес запутан.
Посмотрите на картинки и скажите в правильной ли последовательности они расположены. Почему, как вы думаете.
Дети: первая картинка ранняя осень (листва на деревьях зеленая).
Вторая картинка-золотая осень (листва на деревьях разноцветная).
Третья картинка – осень поздняя (листва облетела, птицы).
В: Молодцы, справились с заданием, продолжаем путешествие, а поможет нам в этом наш волшебный клубочек: «Вертись, вертись, клубок-катись».
Ребята, посмотрите пожалуйста, у нас деревья уже сбросили листву, нам с вами нужно определить к какому дереву они относятся.
(Березовый листочек к березе, дубовый к дубу и т.д.)
В: Молодцы, скажите пожалуйста, как называется лес, в котором растут только березы?
Дети: березовый.
Дубы.
Дети: дубовый.
И т.д.
В: Молодцы, продолжаем движение.
Дети: «Вертись, вертись, клубок-катись».
В: Ребята, а вы знаете почему листья опадают? Давайте с вами проведем эксперимент.
Эксперимент1.
Возьмем с вами лист бумаги, сложенный в двое, а в него положим зеленый лист и слегка постучим по нему. Теперь откройте лист бумаги, что вы видите?
Дети: на бумаге остались зеленые пятна.
Вывод, ребята, в листьях находится вещество, которое окрашивает листву в зеленый цвет, оно называется хлорофилл. Когда наступает осень и становится холодно и меньше солнечного света это вещество постепенно уменьшается пока не пропадет совсем, тогда лист желтеет и опадает.
Эксперимент 2.
Скажите, а что случается с опавшими листьями?
Дети: они высыхают.
А вы смогли бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев.
(Две коробочки с листьями, в одной сухие, в другой только что опавшие листья, дети по очереди пробуют трясти коробочки).
Вывод: сухие листья шелестят сильнее.
Эксперимент 3.
А как вы думаете, какие листья опадают больше зеленые или желтые?
Дети: больше желтые.
В: правильно, как мы уже говорили, что листья желтеют от недостатка солнечного света, а еще у основания черешка образовывается пробка, которая отделяет черешок от основного ствола веточки, когда образуется это пробка, то при легком ветерке лист легко отрывается и падает на землю. Я предлагаю вам взять лупы и посмотреть.
Вывод: листья падают, потому что образуется пробка.
В: Давайте мы с вами превратимся в осенние листочки.
(Дети встают в круг)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер –полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Молодцы, ребята, я приглашаю вас за столы, чтобы нарисовать гуашью осенний лист.
Выставка, детских работ, анализ проделанной работы. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа
Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа...
Конспект открытого занятия по ФЦКМ Наша Родина - Россия
формирование представления детей о России, как о родной стране. ...
"Морское путешествие", конспект открытого занятия по ФЦКМ, старшая гуппа
Данный материал может быть полезен для воспитателей и родителей детей 5 - 6 лет....
"Что мы знаем о воде" - конспект открытого занятия по ФЦКМ
Расширение представлений о воде, её свойствах. На занятии используются приемы: игровой - дети принимают участие в путешествии; практический – проводят опыты с водой....
Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия» «По следам осени»
Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия»«По следам осени»...
Конспект открытого занятия по ФЦКМ на подготовительной группе «Незабудки» Тема: «Дикие животные наших лесов».
Тема «Дикие животные наших лесов». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о диких животных, их детёнышах, проживающих в наших лесах, о месте их обитания, внешне...
Открытое занятие по ФЦКМ "Что мы знаем об электричестве" с испоьзованием ИКТ технологий
Открытое занятие по ФЦКМ в старшей группе "Что мы знаем об электричестве" с использовнаием ИКТ технологий....