Конспект НОД по познавательному развитию ."Виды живописи".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Морозова Ирина Алексеевна

Познакомить детей с видами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_natyurmort_po_okruzhmicrosoft_word.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Приобщение  к миру изобразительного искусства.

Задачи:

1.Обучающие: Познакомить детей с  видами живописи : пейзаже, портрете, натюрморте

Конкретизировать у детей представления о натюрморте, как особом жанре живописи, о его характерных особенностях.

Познакомить детей с новыми картинами,  учить их сравнивать и анализировать.

Закрепить умение составлять композицию натюрморта, правильно       подбирать дополнительные предметы к главному.

 Продолжать развивать связную речь детей, умение отвечать на  вопросы полными , развёрнутыми предложениями.

2.Воспитывающие :  Воспитывать у детей активный интерес, Эстетический вкус. Эмоциональный  отклик на художественные произведения.

3.Развивающие:  Развивать фантазию, творчество,, самостоятельность,  творческую инициативу и активность.

Обогащать словарь: натюрморт, жанр живописи,  портрет, пейзаж.

Материал  :Репродукции картин  художников Торопов Ф.Г  «Цветы и фрукты», Четвериков «»Сирень» ,   изображения различных предметов: вазы, фрукты, цветы, предметы быта), запись музыки Моцарта  «Волшебная флейта».

Предварительная работа:

  • рассматривание натюрмортов художников
  • рассматривание работ воспитанников художественной школы.
  • рассматривание слайдов различных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
  • виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею
  • художественно-развивающие игры:
  • «Что лишнее?»;
  • «Составь букет»;
  • «Подбери цветы к этой вазе»;
  • «Составь натюрморт из овощей и фруктов»;
  • «Определи жанр живописи»
  • заучивание стихов Александра Кушнера «Картины»
  • вырезывание готовых предметов для составления натюрмортов (вазы, фрукты, цветы, предметы быта)

ХОД НОД.

Приветствие:

Мы день привыкли начинать

Хорошими делами ,

Кто не привык подолгу спать

Встречайте утро с нами.

С кем никогда не дружит лень,

Кто маме помогает-

Вот у того хороший день

Всегда ,друзья, бывает!

Воспитатель:  А каким вы хотите, чтоб день был у наших гостей?

(Пожелания детей) А настроение ? Я желаю, чтоб у всех было прекрасное настроение..

Ребята, я приготовила вам выставку репродукций известных картин, а  когда открыла окно для проветривания, то подул ветер и все репродукции разлетелись, всё перемешалось. Что мне теперь делать?

Вы мне поможете?

Только будьте внимательными :репродукции нужно разместить следующим образом: на эту доску размещаем репродукции пейзажей, а на эту портретов. Всем понятно? Приступаем.

Дети выполняют задание.

Проверим задание

На этой  доске репродукции, какого жанра живописи расположены?

«Пейзаж «

Докажите, что это пейзаж?

Ответы детей

Пейзаж - это  такие картины, на которых изображена природа.

Ребёнок . 

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Правильно, молодцы, пойдём дальше. На этой доске  репродукции, какого жанра живописи?

Докажите?

Портрет - это такой вид живописи, на котором изображён человек.

Ребёнок. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется  портрет.

А  что такое автопортрет?

Это когда художник изображает самого себя.

Ребята вы несколько раз говорили: рисует. Почему это не относится к живописи? И почему говорят , что художник картины пишет? А что и чем рисуют?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, у нас ещё остались репродукции  давайте посмотрим на них какой жанр живописи изображён , давай развесим на этой доске.

(незаметно развешиваю среди них картины  Саврасов  «Грачи прилетели» ,

Игра «Что лишнее?»

Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Теперь всё правильно .Какой жанр живописи?

Правильно, натюрморт? А что такое натюрморт? Давайте посмотрим внимательно на репродукции. Что на них изображено?(перечисляют предметы)

Сможем ли мы с вами сформулировать вывод и дать определение ?

Что такое натюрморт?

Натюрморт – это такой вид живописи, на котором изображены предметы, которые окружают нас в жизни, например посуда, фрукты, ваза с цветами, называется натюрморт.

Ребёнок

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт

Предлагаю вашему вниманию две  репродукции с изображением натюрмортов .

Давайте рассмотрим их внимательно и скажем, чем они похожи.

Они натюрморты, на них изображены…..

Какие это картины? Яркие, нарядные, светлые, праздничные.

Чем отличаются?

Одну художник расположил вертикально, а другу горизонтально.

Как вы думаете почему?

Отличаются цветом предметов. Отличаются цветом формой предметов и композицией.

Художник с помощью кисти и красок, используя разный цвет  не только передаёт красоту предметов ,но и своё  настроение,

Какое настроение вызывают у вас эти репродукции? Чувство радости, восхищения, удивления, восторга.  Почему?

Какой фон выбрали художники и почему? Какая репродукция кому больше нравится и почему?

Как вы думаете ,что хотел художник нам рассказать этими натюрмортами. Правильно, они хотели рассказать нам красками о том, как прекрасен и богат наш мир, богатство и изобилие природы  и предметов, которые нас с вами окружают и  труд люде , создавших эти  предметы и вырастившие плоды. Нам надо научиться замечать, видеть эту красоту.

Какую картину мы рассмотрим сегодня более подробно?

   В жизни мы иногда не замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядеться в предметы, изображённые на картине. Каждый предмет как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, тяжёлый или лёгкий, круглый или прямоугольный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая свою красоту, друг перед другом. Художник помогает нам понять эту тихую, таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде, чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали.

 На таких картинах предметы изображены не сами по себе , а собранные и объединённые   в общую  композицию

 Ребята, посмотрите и попробуйте определить главный предмет .Почему так думаете?

Какие краски использует художник? Почему более мелкие предметы лежат впереди? Правильно, чтоб их лучше было видно.

Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создали, собрали, вырастили.  Давайте попробуем  проникнуть  в картин. Что вы чувствуете? Оглядитесь по сторонам. Как вы думаете, что делает сейчас человек и о чём говорят предметы?

Ребята, а теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Физкультминутка.

Мы в лесок пойдём и грибов наберём вот подберёзовик,…дети называют грибы. Сколько грибов?

А сейчас в сад пойдём и что соберём? Фрукты. Вот яблоки, кто и что ещё собирает, дети называют и собирают фрукты.

Мы  на луг пойдём и цветы соберём. васильки,  маки, ромашки…

В огород пойдём овощей наберём.

Воспитатель. Мы побывали с вами на природе и собрали много предметов, нужных нам для создания натюрморта.

Что ещё нам понадобиться?

Да предметы быта. Сегодня вы будете составлять свои натюрморты из готовых предметов на доске. .

На ваших столах наборы с предметами, ваша задача создать  натюрморт, подобрав цвет, форму, размер и составить композицию натюрморта.

Надо придумать название вашему натюрморту.

Выставляем готовые работы, дети называют, рассказывают, анализ детских работ.

Всем спасибо.

Что вам понравилось? Какое настроение у вас? Что нового узнали ?

Как вы думаете, какое у меня настроение? И почему?

Наше с детьми стихотворение «Автопортрет

Коль  художник пишет смело

На холсте, листе умело.

Не деревья, не цветы

Удивительной красы.

Не других, а сам себя,

Словно в зеркало глядя,

И не важно молод, сед,

То такую вот картину

Назовём… автопортрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Виды транспорта»

формирование представлений детей о различных видах транспорта и истории их развития...

Конспект НОД по познавательному развитию «Виды транспорта»

Конспект НОД по познавательному развитию«Виды транспорта»(старшая группа)Разработала: воспитательКуприян Ирина МихайловнаЦель: Познакомить детей с возникновением различных видов транс...

Конспект НОД по «Познавательному развитию" в средней группе : "Зимние виды спорта"

Знакомство детей дошкольного возраста с ранообразием зимних видов спорта....

Конспект ООД по познавательному развитию "Зимние виды спорта"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательному развитию "Виды транспорта"

Целью данного занятия является выявление знаний у детей о видах транспорта. А так же развивать познавательное развитие и интерес к окружающему миру....

Конспект ООД по познавательному развитию «Знакомство с жанрами живописи».

Конспект ООД по познавательному развитию "Знакомство с жанрами живописи" в старшей группе детского сада....