Проектная деятельность. Путешествие в Древнюю Русь. Богатыри земли Русской.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Сегодня, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
Познавая окружающий мир, ребенок, постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность. Путешествие в Древнюю Русь. Богатыри земли Русской. | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
Путешествие в Древнюю Русь. Богатыри земли Русской.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
Познавая окружающий мир, ребенок, постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказах – былинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.
ЦЕЛЬ: Привить любовь к Родине, к ее славным страницам прошлого и настоящего, чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.
Задачи:
1. Расширять, обобщать, систематизировать знания детей о богатырях на Руси.
2. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
3. Воспитать чувства уважения к Российскому воину, его силе и смелости.
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях, о былинных героях – (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др.)
5. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.
6.Закрепить названия элементов костюма русского богатыря: кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.
7. Познакомить детей с отдельными эпизодами истории страны через произведения искусства, информационные материалы.
8. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, познавательно- творческий.
Участники: дети подготовительной группы №9 «Рябинка», воспитатель группы.
Сроки реализации проекта: январь 2017 года — февраль 2017 года.
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Вызвать у детей интерес к проекту.
- Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.
- Сбор дидактического и методического материала.
- Подбор аудио и видео материалов.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Разработка плана работы по реализации проекта.
- Проведение праздника «Богатыри земли Русской».
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по данной теме.
Беседы: «Как жили люди на Руси», «Богатыри земли русской», «Россия и ее защитники», «Кто защищал нашу Русь в древние времена?», «Богатыри нашего времени», «Былины – кладезь народной мудрости».
Рисование: «Портрет богатыря», раскраски, «Богатырь на коне», «Бой богатыря», «Щит богатыря», «Шлем богатыря».
Лепка: «Богатырский конь», «Богатырь».
Чтение художественной литературы: Мифы русского народа, Е.А. Николаева «Чудо - богатыри земли Русской», «Илья Муромец и Соловей разбойник», сказки и былины о русских богатырях, Н.А. Гурьева «Моя родина – Россия», О.В. Колпакова «Славяне»,
Слушание музыки: «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, М.Мусоргский «Картинки с выставки» — «Богатырские врата», пение «Наша Родина сильна», музыкальные отрывки из оперы Римского - Корсакова «Садко», музыкальные отрывки из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)
Рассматривание картин: ««Богатыри» В. М. Васнецова, «Три богатыря» Васнецов, «Витязь на распутье» Васнецов, «Битва на Калиновом мосту» Васнецов.
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Оформление выставки «Не перевелись богатыри на земле русской».
2. Изготовление поделок, рисунков, коллажей на тему: «Богатыри земли
Русской».
3. Проведение праздника «Богатыри земли Русской».
4. Презентация проекта для детей и родителей.
Образовательная деятельность. Беседа
Воспитатель: ребята, собрались мы с вами на беседу добрую, чтоб был у нас мир да согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. На какую тему наша беседа вы узнаете, отгадав загадку:
Силен , как вольный ветер,
Могуч, как ураган
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Богатырь!
Кто такой богатырь? ( Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою родину, народ и защищал их).
Какое слово спряталось в слове « БОГАТЫРЬ»? ( Бог - благословляет их на подвиги).
Как вы узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине? ( Из былин, сказаний, стихотворений, книг, мультфильмов).
Виктор Михайлович Васнецов – 1848-1926, именно он написал эту картину, где изображены «Три богатыря». А также он писал много других картин, к сказкам, такие как: Спящая царевна, Снегурочка, Аленушка, царевна лягушка, Иван царевич на сером волке и т.д.
Более 17 лет В.М. Васнецов посвятил картине «Богатыри». Он изучал былины про богатырей, ходил в музеи для изучения оружия, доспехов, одежды наших предков. Впоследствии эту картину купил Третьяков и разместил, ее в своей галерее.
На картине Васнецов изобразил «Богатыри защитники родины». Они стоят рядом плечом к плечу в полной боевой готовности. В их глазах зоркость и большая боевая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Илья Муромец стоит в центре. Спокойное мужественное лицо, зорко всматривается вдаль, пристальный взгляд, в одной руке напряженно поднятой к глазам у него палица, в другой щит и копье. Не смотря на грозный вид исполнен «благости, великодушия и добродушия». Верный, сильный, мощный богатырский конь, спокойно стоит, ждет приказа. Далее рядом, справа, изображен Алеша Попович. Молод и красив, смел и отважен, весел. Может быстро и ловко пустить стрелу, способен всех песнью развлечь, смотрит с усмешкою без страха, конь гнедой, гусли яровчатые, он певец и гусляр, а в руке у него лук с копьем. Третий богатырь Добрыня Никитич. Тонкие черты лица подчеркивают «Вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Он силен, быстр, готов нестись в бой в любую минуту. Одет богато, белый конь, ноздри раздувает, врага чует. Щит Добрыни украшен каменьями.
Картина Васнецова вызывает такие чувства как: удивление, гордость, восхищение, любовь, уважение, благодарность. Эта картина как символ русской силы.
Илья Муромец – ярчайшее воплощение русского национального характера, богатырь необыкновенной силы, прославившийся своими подвигами как защитник земли русской. Предполагают, что Илья Муромец – реальный живой человек. Его гробница сохранилась в Киево-Печерской Лавре. По одной из былин великий богатырь Святогор, умирая, передал Илье Муромцу свой заветный меч-кладенец.
Богатырь Илья – единственный из эпических героев, причисленный к лику святых. Память его отмечается 1 января. Церковь считает, что он жил в 12 веке.
До сих пор сохраняется память о его подвигах, о недюжинной силе его потомков Гущиных. Помнят об Илье и в старом городе Карачеве на Брянщине, где погромил богатырь Соловья – разбойника у сельца, Девять Дубов. Дорога из Мурома через речку Смородинную в Киев существовала на самом деле. Образ Ильи Муромца сложился в древности и прошел через века до современности. Огромная физическая сила сочетается в нем с еще большей внутренней силой духа, желанием не убивать врагов, а лишь защищать и охранять русскую землю.
Ребята, давайте вспомним, что рассказывает древняя русская былина об этом богатыре.
Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.
Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет, ни рукой, ни ногой двинуть не мог.
Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне бродячие слепые певцы, подошли к избе Ильи, да и постучали в окошко.
«Отвори нам, добрый молодец, дверь, притомились мы, устали с дороги, дай нам водицы испить.
А Илья им отвечает:
«Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи».
А бродячие не уходят, и все просят Илью в избу их впустить.
Шевельнулся он на печи! Встал на ноги, чувствует, ноги- то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил странников в избу. А они и говорят ему: «Иди в погреб, принеси чашу компота»
- Да я не смогу!
-Иди, иди! Сможешь!
Спустился Илья в погреб, принес компота. Дали ему странники испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка- то заиграла.
И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать, ни пером описать!
-Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет!- так сказали Илье странники. Простились и ушли, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.
С той поры стал Илья помогать родителям лес расчищать – старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать. Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.
Пошел как- то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал в утренних росах. И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.
Попросил богатырь благословления у отца-матери на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные, и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.
Воспитатель: давайте расшифруем завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам.
1. Свою Родину любить, беречь защищать.
2.Любить свой народ, бедных защищать , стариков, слабых и детей.
3. Быть храбрым, сильным, мужественным, отважным.
Теперь поговорим с вами про оружие, которое было в те времена. (текст в презентации).
(Раздать бумажные листочки дуба)
.
Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.
В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.
Физминутка.
Дружно встали раз, два, три-
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво
И налево надо тоже, поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Зашагали вместе, браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем как богатыри.
Рисование: «Портрет богатыря», раскраски, «Богатырь на коне», «Бой богатыря», «Щит богатыря», «Шлем богатыря».
Рисуем портрет богатырей.
Чтение сказок о богатырях.
Просмотр мультфильма: ребята, сейчас мы посмотрим мультфильм об Илье Муромце, о том, как он защищал землю русскую.
После просмотра задать вопрос: « Назовите, какими качествами должен обладать богатырь»? (Храбрый, добрый, отважный, мужественный, сильный, смелый, справедливый, могучий, находчивый, не жалеть сил, не жалеть жизни).
Небольшая викторина.
Дети делятся на 2 команды.
Воспитатель: Давайте помечтаем и перенесёмся в древнерусский город, окружённый крепостной стеной. Раннее утро.
Из того ли города Мурома,
Из того ли села Карачарова
Выезжал удалой да добрый молодец…
– Кто не помнит этот классический зачин? (Все былины начинаются с зачина).
– Вот и в нашем первом задании из ворот выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нём…
Вопрос: Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь-дорогу?
Командам предложены карточки с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи. Ответ нужно обосновать, объяснить значение данных слов.)
1 Лук, налуч, колчан, буса.
2.Рогатина, палица, булава, глуздарь.
3.Шлем, ложня, кольчуга, тегиляй.
Ответы:
Лук – вид оружия.
Налуч – чехол для лука.
Колчан – сумка для хранения стрел.
Буса – большая долблённая лодка с острым носом.
Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым железным наконечником.
Палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом.
Булава – палица булатная (стальная), служила для поражения защищённой шлемом головы воина, состояла из металлической головки в виде шара, укреплённого на коротком древке.
Глуздарь – птенец, не умеющий летать.
Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий древности.
Ложня – спальная комната.
Кольчуга – рубашка, сплетённая из железных колец, для предохранения тела от металлического оружия.
Тегиляй – одежда воина в виде стёганного ватного кафтана с короткими рукавами и высоким стоячим воротником.
Вопросы
о доспехах богатырских славным витязям:
На Илюшеньке латы поблёскивают,
Во кольчуге колечки позвякивают,
Золочённый шлем посвечивает…
И на левом бедре – богатырский меч.
Богатырский щит – он звенит-гремит,
Будто колокол на пожар гудит.
Перед вами богатырское снаряжение.
Воспитатель: Приблизительно из скольких колец состояла кольчуга? (Колец в кольчуге много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг.)
Воспитатель: Чем шлем русского богатыря отличался от шлема зарубежного рыцаря? (Основная особенность русского шлема – это коническое окончание, называемое навешием. На вершие, на шлеме (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку, сила удара уменьшалась, и лишь в редких случаях дело оканчивалось смертью человека. Обычно человек получал лишь контузию, что называлось «ошеломить», т.е. нанести неожиданный удар.)
Воспитатель: Один из предметов воинского вооружения - щит – средство обороны, которое известно с глубокой древности. Какой воинский обычай связан со щитом? (Укрепление щита в стане неприятеля являлось символом победы над врагом. Щит в древности имел вид эллипса и изготовлялся из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест-накрест проходили металлические полосы. Оковывались и края щитов. В центре щита укреплялась выпуклая металлическая бляха, которая называлась бубоном. К концу 14 века деревянные щиты заменились металлическими круглыми. К началу 16 века эти щиты вышли из употребления. Щиты русских богатырей были не деревянные, а из слоновой кости.)
Воспитатель: В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья Разбойника?
(Как у той ли у Грязи да у Чёрной,
Да у той ли берёзы покляпой,
Да у той, что у речки Смородины,
У того ли креста у Леванидова…)
Воспитатель: А вы знаете, что означает название реки Смородина? (Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая, иначе Смрадная.)
Воспитатель: Почему Ильи Муромца над Соловьём Разбойником – богатырский подвиг?
(Уж как свищет Соловей да по-соловьиному,
Он кричит злодей – разбойник по-звериному,
От его ли то посвисту Соловьево,
От его ли то покрику звериного
Все-то травушки-муравушки заплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Тёмны лесушки к земле все преклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.
из «Ильи Муромца и Соловья Разбойника»)
Богатырство на Руси ведь не родом красно,
Не отцом и не матерью, не племенем,
Не в пиру крикотней, не ругливой хвастнёй,
Ведь красно оно смелой удалью
В бранном поле, в победном богатырском бою
За святую за Русь за православную…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специализированый модуль по изодеятельности "Древня Русь. Защитники земли русской".
Модуль объединяет занятия по рисованию (графический рисунок, живописный рисунок), по лепке, по художественному конструированию. Сюжет модуля проходит через все виды продуктивной деятельности детей. Ит...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: « Богатыри земли русской»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Формировать представление о богатыре как героическ...
Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь. Знакомство с русским народным костюмом»
Знакомство дошкольников с русским народным костюмом, его характерными чертами....
Конспект игры-путешествия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
Цель: закрепить представления о героическом прошлом великих русских богатырей.Задачи:• закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина;• воспитывать чу...
Инновационная деятельность. Исследовательский проект по теме "Богатыри земли Русской"
Цель проекта: Формирование патриотических чувств старших дошкольников, уважительного отношения ко взрослым, к защитникам Отечества....
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы. "Богатыри земли Русской"
Совместная деятельность«Богатыри земли русской» Задачи: Обучающие: – Познакомить детей с историческим прошлым России; ...
Проектная деятельность в старшей группе №2 «Богатыри земли русской»
Проектная деятельность в старшей группе №2 «Богатыри земли русской»...