Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь. Знакомство с русским народным костюмом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство дошкольников с русским народным костюмом, его характерными чертами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_derevnyuyu_rus.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в подготовительной группе
«Путешествие в Древнюю Русь.
Знакомство с русским народным костюмом»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, его характерными чертами. Закрепить названия мужских и женских головных уборов и других составляющих частей костюма (сарафан, рубаха, порты, косоворотка, кокошник, колпак).
Познакомить с новыми видами одежды и украшениями (душегрея, мурмолка, рязы, поднизы).
Учить определять по украшениям социальный статус (бедные и богатые). Различать одежду, предназначенную для праздников и будней.
Продолжать учить составлять узор для девичьей повязки и для кушаков.
2. Развивать зрительное восприятие, воображение и мелкую моторику, выразительность движений и речи.
3. Воспитывать интерес к русской культуре.
Оборудование: Иллюстрации и декорации к сказкам, русские костюмы (мужской и женский). Ленты, пайетки.
Ход занятия:
Перед детьми иллюстрации к сказкам «Василиса Премудрая», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Сказка о Царе Салтане».
-Ребята, перед вами иллюстрации к сказкам. Скажите, какая из них здесь лишняя? («Сказка о царе Салтане»)
-Почему? (Потому что ее написал А. С. Пушкин, а остальные – народные).
-Ребята, обратите внимание, как одеты герои, изображенные на картинах. Так одевались русские люди в давние времена. Сегодня я предлагаю вам поговорить о русском костюме. Для этого нам нужно отправиться в Древнюю Русь. Там очутиться нам поможет волшебная шкатулка. Что же там лежит, что нас удивит? Слышите… (Звучит «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова). Ребята, да это шмели. С помощью волшебных шмелей мы с вами попадем в древнюю старину. (Дети одевают на пальчики шмеля).
Зрительная гимнастика «Шмелиный рой»
Прилетел шмелиный рой,
Он зовет нас в путь с собой.
Путешествий не боюсь,
В белокаменную Русь.
Через годы и века
Полетим сквозь облака.
Шмель волшебный и лохматый,
Очень нравится ребятам.
Шмель наш вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел,
Он налево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Шмель на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Шмель наш вверх полетел,
Закружился и запел: ж-ж-ж.
Дружно хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
-Ребята, посмотрите, кто это? Да это же три девицы. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Ведущий: Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
1 девица: Кабы я была царица,-
Ведущий: Говорит одна девицы,-
1 девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица: Кабы я была царица,-
Ведущий: Говорит ее сестрица,
2 девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 девица: Кабы я была царица,-
Ведущий: Третья молвила сестрица,-
3 девица: Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.
Ведущий: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября».
Царь недолго собирался
В тот же вечер обвенчался.
-Вы узнали, в какую сказку мы попали? Давайте подойдем к ним поближе и поздороваемся. О, свет-девица и добрый молодец! Будьте здоровы! (Кланяются).
-Благодарствуйте люди добрые! (Кланяются). Зачем пожаловали?
-Хотим узнать о русском народном костюме, мужском и женском. Как шили, вышивали, да красиво украшали.
-Дело это нелегкое, придется потрудиться. Среди вас лентяев нет? Знаете ли вы пословицы о труде? Мы начнем, а вы кончайте.
Без труда не выловишь – и рыбку и пруда.
Терпенье и труд – все перетрут.
Делу время – потехе час.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Горька работа – да сладок хлеб.
Под лежачий камень – вода не течет.
Маленькое дело – лучше большого безделья.
-Молодцы, проходите в горницу. Давайте рассмотрим костюм царицы. Что надето на царице? (Сарафан, рубаха, кокошник). Правильно.
-Мы знаем, что женщины всегда носили под сарафаном рубашки. Они были длинные и короткие. Кто помнит, как называется короткая рубаха? (Панева). Сегодня у царицы одета панева.
-Обратите внимание на сарафан. Чем он отличается от платья? (Сарафан – это длинная одежда без рукавов). Сарафан царицы и простой девушки кроился одинаково. Но отличался он богатством убранства. Чем украшен сарафан нашей царицы? (Красными лентами, золотой ниточкой, бисером, пайетками, узором на ткани).
-Очень часто на Руси женщины и девушки на сарафан надевали душегрею. Это короткая одежда на лямках с застежкой впереди. Богатые люди душегрею оторачивали мехом. Дети, как называется это вид женской одежды? (Душегрея).
-Как называется головной убор царицы? (Кокошник). Почему он так называется? (Потому что он похож на гребень у курицы). Чем украшен кокошник? (Он расшит бусами, дорогими камнями, вышивкой).
-Посмотрите, сбоку к кокошнику слева и справа подвешивали рязы, это нитки бус, которые спускались вдоль щек, а на лоб надевались сетки из жемчуга, они назывались поднизы.
-Из каких деталей собирался головной убор у женщин? (Кусочек ткани, украшенный вышивкой, с завязками, сбоку рязы, а на лоб надевались поднизы).
-Ребята, а на ногах простые женщины что носили? (Лапти).
-Да, так и говорили лапотная Русь.
-А богатые что носили? (Сафьяновые сапоги). Сапоги для повседневной носки какого были цвета? (Черные). А какого цвета надевали сапоги на праздник? (Красные, белые, синие).
-Теперь рассмотрим костюм царя. Кто может рассказать о нем?
-На царе надет кафтан, порты, рубаха, на ногах – сапоги, на голове – шапка.
-Ребята, мы видим, что это не обычный головной убор. Он похож на колпак? (Нет). Это шапка называется мурмолка. На мурмолке есть отвороты, похожие на лопасти. Делали отвороты и меховые. Шили мурмолки из шелка, бархата и парчи.
-Как вы думаете, могли простые люди носить такой головной убор? (Нет). Почему? (Нужны были дорогие ткани). А простые люди чаще одевали колпаки.
-Ребята, как назывались мужские рубашки? (Косоворотки). Почему они так назывались? (Застежка была не посередине, а сбоку). А как назывался пояс, которым подпоясывали рубашку или кафтан? (Кушак).
-Что означает выражение «Распоясавшийся человек»? (Неаккуратный, неряшливый, который плохо ведет себя). Поэтому в те времена всем полагалось носить пояс.
-А рубаху подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
-Ну что ребята, засиделись мы, пришло время и отдохнуть, давайте поиграем.
Русская народная игра «Заря-заряница»
Заря-заряница, красная девица,
По небу ходила, ключи обронила,
Месяц видел, солнце скрыло!
-Ну что ж, делу – время, потехе – час. Проходите на свои места. Давайте мы с вами украсим кушаки для мальчиков и девичью повязку на голову.
-Перед вами атласные ленты, которые вы должны украсить пайетками. Пайетки будете брать пинцетом и выкладывать узор. Узор придумайте самостоятельно. Сначала вы должны выложить его, а затем наклеить его. Но для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Бусинки, горошки»
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки,
-А теперь приступайте к работе. Расстояние межу пайетками делаем одинаковым. Работаем правой рукой, слева направо. Пользуемся клеем аккуратно.
-Ну что же, ребята, потрудились мы на славу. Теперь пора вставать, да наряд свой показать. (Воспитатель отмечает работы детей: ритмичность, ровность, необычность узора). Наши ленты и кушаки подсохнут, а вечером мы их примерим. А сейчас пора возвращаться. (Звучит музыка).
Шмель лохматый прилети,
В детский садик нас верни.
1,2,3,4,5 - вот и дома мы опять!
-Какие новые слова вы запомнили? (Душегрея, рязы, поднизы, мурмолки)
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие капельки»
На занятии детям дается представление о круговороте воды в природе, о трех состояниях воды (твердом, жидком, газообразном); закрепляются знания детей о способах очистки воды....
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по родным местам"
Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному городу.В заключительном мероприятии образовательного проекта "С юбилеем, родной город систематизируется знания детей о родном го...
Конспект занятия в подготовительной группе: «Путешествие по русским народным сказкам»
В конспекте ребята отправяться у путешествие где будут должны разгадать загазки, сказочные выражения, вспомнить названия русских сказок, узнать по предмету, найти ошибки в сказке....
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)
В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...
Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Знакомство с русским народным костюмом
Формировать представления детей о культуре и быте русского народа посредством знакомства с русским народным костюмом....
Конспект по познавательному развитию на тему для детей старшего дошкольного возраста«Русский народный костюм»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....