Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь. Знакомство с русским народным костюмом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бытдаева Елена Алексеевна

Знакомство дошкольников с русским народным костюмом, его характерными чертами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_derevnyuyu_rus.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе

«Путешествие в Древнюю Русь.

Знакомство с русским народным костюмом»

Задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, его характерными чертами. Закрепить названия мужских и женских головных уборов и других составляющих частей костюма (сарафан, рубаха, порты, косоворотка, кокошник, колпак).

    Познакомить с новыми видами одежды и украшениями (душегрея, мурмолка, рязы, поднизы).

    Учить определять по украшениям социальный статус (бедные и богатые). Различать одежду, предназначенную для праздников и будней.

    Продолжать учить составлять узор для девичьей повязки и для кушаков.

    2. Развивать зрительное восприятие, воображение и мелкую моторику, выразительность движений и речи.

    3. Воспитывать интерес к русской культуре.

Оборудование: Иллюстрации и декорации к сказкам, русские костюмы (мужской и женский). Ленты, пайетки.

Ход занятия:

Перед детьми иллюстрации к сказкам «Василиса Премудрая», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Сказка о Царе Салтане».

-Ребята, перед вами иллюстрации к сказкам. Скажите, какая из них здесь лишняя? («Сказка о царе Салтане»)

-Почему? (Потому что ее написал А. С. Пушкин, а остальные – народные).

-Ребята, обратите внимание, как одеты герои, изображенные на картинах. Так одевались русские люди в давние времена. Сегодня я предлагаю вам поговорить о русском костюме. Для этого нам нужно отправиться в Древнюю Русь. Там очутиться нам поможет волшебная шкатулка. Что же там лежит, что нас удивит? Слышите… (Звучит «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова). Ребята, да это шмели. С помощью волшебных шмелей мы с вами попадем в древнюю старину. (Дети одевают на пальчики шмеля).

Зрительная гимнастика «Шмелиный рой»

Прилетел шмелиный рой,

Он зовет нас в путь с собой.

Путешествий не боюсь,

В белокаменную Русь.

Через годы и века

Полетим сквозь облака.

Шмель волшебный и лохматый,

Очень нравится ребятам.

Шмель наш вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел,

Он налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Шмель на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Шмель наш вверх полетел,

Закружился и запел: ж-ж-ж.

Дружно хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

-Ребята, посмотрите, кто это? Да это же три девицы. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Ведущий: Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

1 девица: Кабы я была царица,-

Ведущий: Говорит одна девицы,-

1 девица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 девица: Кабы я была царица,-

Ведущий: Говорит ее сестрица,

2 девица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3 девица: Кабы я была царица,-

Ведущий: Третья молвила сестрица,-

3 девица: Я б для батюшки – царя

Родила богатыря.

Ведущий: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь

Стороны той государь.

«Здравствуй, красная девица,-

Говорит он,

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

Царь недолго собирался

В тот же вечер обвенчался.

-Вы узнали, в какую сказку мы попали? Давайте подойдем к ним поближе и поздороваемся. О, свет-девица и добрый молодец! Будьте здоровы! (Кланяются).

-Благодарствуйте люди добрые! (Кланяются). Зачем пожаловали?

-Хотим узнать о русском народном костюме, мужском и женском. Как шили, вышивали, да красиво украшали.

-Дело это нелегкое, придется потрудиться. Среди вас лентяев нет? Знаете ли вы пословицы о труде? Мы начнем, а вы кончайте.

Без труда не выловишь – и рыбку и пруда.

Терпенье и труд – все перетрут.

Делу время – потехе час.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Горька работа – да сладок хлеб.

Под лежачий камень – вода не течет.

Маленькое дело – лучше большого безделья.

-Молодцы, проходите в горницу. Давайте рассмотрим костюм царицы. Что надето на царице? (Сарафан, рубаха, кокошник). Правильно.

-Мы знаем, что женщины всегда носили под сарафаном рубашки. Они были длинные и короткие. Кто помнит, как называется короткая рубаха? (Панева). Сегодня у царицы одета панева.

-Обратите внимание на сарафан. Чем он отличается от платья? (Сарафан – это длинная одежда без рукавов). Сарафан царицы и простой девушки кроился одинаково. Но отличался он богатством убранства. Чем украшен сарафан нашей царицы? (Красными лентами, золотой ниточкой, бисером, пайетками, узором на ткани).

-Очень часто на Руси женщины и девушки на сарафан надевали душегрею. Это короткая одежда на лямках с застежкой впереди. Богатые люди душегрею оторачивали мехом. Дети, как называется это вид женской одежды? (Душегрея).

-Как называется головной убор царицы? (Кокошник). Почему он так называется? (Потому что он похож на гребень у курицы). Чем украшен кокошник? (Он расшит бусами, дорогими камнями, вышивкой).

-Посмотрите, сбоку к кокошнику слева и справа подвешивали рязы, это нитки бус, которые спускались вдоль щек, а на лоб надевались сетки из жемчуга, они назывались поднизы.

-Из каких деталей собирался головной убор у женщин? (Кусочек ткани, украшенный вышивкой, с завязками, сбоку рязы, а на лоб надевались поднизы).

-Ребята, а на ногах простые женщины что носили? (Лапти).

-Да, так и говорили лапотная Русь.

-А богатые что носили? (Сафьяновые сапоги). Сапоги для повседневной носки какого были цвета? (Черные). А какого цвета надевали сапоги на праздник? (Красные, белые, синие).

-Теперь рассмотрим костюм царя. Кто может рассказать о нем?

-На царе надет кафтан, порты, рубаха, на ногах – сапоги, на голове – шапка.

-Ребята, мы видим, что это не обычный головной убор. Он похож на колпак? (Нет). Это шапка называется мурмолка. На мурмолке есть отвороты, похожие на лопасти. Делали отвороты и меховые. Шили мурмолки из шелка, бархата и парчи.

-Как вы думаете, могли простые люди носить такой головной убор? (Нет). Почему? (Нужны были дорогие ткани). А простые люди чаще одевали колпаки.

-Ребята, как назывались мужские рубашки? (Косоворотки). Почему они так назывались? (Застежка была не посередине, а сбоку). А как назывался пояс, которым подпоясывали рубашку или кафтан? (Кушак).

-Что означает выражение «Распоясавшийся человек»? (Неаккуратный, неряшливый, который плохо ведет себя). Поэтому в те времена всем полагалось носить пояс.

-А рубаху подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

-Ну что ребята, засиделись мы, пришло время и отдохнуть, давайте поиграем.

Русская народная игра «Заря-заряница»

Заря-заряница, красная девица,

По небу ходила, ключи обронила,

Месяц видел, солнце скрыло!

-Ну что ж, делу – время, потехе – час. Проходите на свои места. Давайте мы с вами украсим кушаки для мальчиков и девичью повязку на голову.

-Перед вами атласные ленты, которые вы должны украсить пайетками. Пайетки будете брать пинцетом и выкладывать узор. Узор придумайте самостоятельно. Сначала вы должны выложить его, а затем наклеить его. Но для начала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Бусинки, горошки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки,

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки,

-А теперь приступайте к работе. Расстояние межу пайетками делаем одинаковым. Работаем правой рукой, слева направо. Пользуемся клеем аккуратно.

-Ну что же, ребята, потрудились мы на славу. Теперь пора вставать, да наряд свой показать. (Воспитатель отмечает работы детей: ритмичность, ровность, необычность узора). Наши ленты и кушаки подсохнут, а вечером мы их примерим. А сейчас пора возвращаться. (Звучит музыка).

Шмель лохматый прилети,

В детский садик нас верни.

1,2,3,4,5 - вот и дома мы опять!

-Какие новые слова вы запомнили? (Душегрея, рязы, поднизы, мурмолки)

 Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие капельки»

На занятии детям дается представление о круговороте воды в природе, о трех состояниях воды (твердом, жидком, газообразном); закрепляются знания детей о способах очистки воды....

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по родным местам"

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному городу.В заключительном мероприятии образовательного проекта "С юбилеем, родной город систематизируется знания  детей о родном го...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Путешествие по русским народным сказкам»

В конспекте ребята отправяться у путешествие где будут должны разгадать  загазки, сказочные выражения, вспомнить названия русских сказок, узнать по предмету, найти ошибки в сказке....

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)

В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Знакомство с русским народным костюмом

Формировать представления детей о культуре и быте русского народа посредством знакомства с русским народным костюмом....

Конспект по познавательному развитию на тему для детей старшего дошкольного возраста«Русский народный костюм»

Приобщение детей дошкольного возраста  к национальным традициям,  воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....