Конспект игры-путешествия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Плохих Елена Александровна

Цель: закрепить представления о героическом прошлом великих русских богатырей.

Задачи:

• закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина;

• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;

•развивать связную речь;

• продолжать учить различать гласные и согласные буквы;

• закреплять умение придумывать предложение с заданным словом;

• развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы), мышление, речь.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, конструирование, двигательная.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология критического мышления.

Тип занятия: интегрированная учебно-воспитательная деятельность.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Никита Кожемяка», «Садко» и др.

3. Просмотр мультфильмов о богатырях.

4. Проведение д/и: «Снаряди богатыря в дорогу», «Найди оружие богатырей», «Чем отличаются защитники».

5. Изодеятельность «Доспехи богатыря».

 

I. Вводная часть.

Дети играют. Звучит музыка – «Богатырская симфония».

Воспитатель: «Ребята, по-моему, что-то случилось. Давайте быстро соберем игрушки и узнаем, что же произошло?»

II. Мотивационно-побудительная часть.

Обращает внимание на голубя (из бумаги, к лапкам которого привязано письмо).

Дети: это почтовый голубь.

Воспитатель: И правда, ребята, у него привязано письмо. Какое оно интересное, я никогда не видела такой бумаги. Да это не бумага, это береста, наши предки писали на бересте.

Воспитатель: Так давайте узнаем, что же здесь написано.

III. Основная часть.

Воспитатель читает текст письма:

«Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит в полон людей мирных. Встали мы - богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая – пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А за помощь вашу отплатим добром. Все предметы соберете и тотчас вы клад найдете!»

Воспитатель: «Ребята, а кто такие богатыри? Чем они занимались, чем прославились? Про каких богатырей мы читали?» (ответы детей)

А готовы ли вы помочь богатырям освободить землю родную от врага?

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Ребята, разные преграды вас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Перед тем как отправиться в путь, нам нужно выбрать дорогу, а поможет нам в этом горюч-камень.

Слайд №1: камень на распутье трех дорог (подходят к камню и читают).

Налево пойдешь - в плен попадешь,

Направо пойдешь – смерть найдешь,

А прямо пойдешь – силу богатырскую найдешь.

По какой дороге пойдем?

Дети: «По дороге, которая идет прямо».

Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.

Слайд №2: речка без моста.

Воспитатель:

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Богатырские пословицы

Нужно вспоминать

Из дощечек крепких

Мостик собирать!

(За каждую пословицу получают по дощечке, из которых выкладывают мостик.).

Я буду начинать, а вы, добры молодцы и красны девицы, продолжайте:

Тот герой, кто за Родину… горой.

Кто смел, тот на коня …сел.

Сам погибай, а товарища …выручай.

Жить - Родине …служить.

Если дружба велика, будет Родина …крепка.

За правое дело … стой смело

Один за всех и … все за одного.

Поднявший меч – от меча и погибнет.

Слайд №3: речка с мостом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете пословицы. Возьмите девочек за руки и помогите перейти через мост. Посмотрите, а вот и первая находка. Что это? Правильно – копье. Берем и отправляемся дальше.

Слайд №4: дремучий лес, избушка с Бабой Ягой.

Воспитатель:

Лес дремучий перед нами,

За тяжелыми ветвями

Прячется изба кривая,

Там живет Яга хромая.

Избушка, избушка, встань к лесу задом, а к нам передом!

(избушка поворачивается, из нее выглядывает баба-Яга)

Баба-Яга: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Зачем пожаловали?»

Дети: «Мы ищем доспехи и оружие для богатырей».

Баба-Яга: А вы загадки умеете разгадывать?

Дети: Да.

Баба-Яга:

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Отгадали, да только залатать ее нужно, колечки добавить с нужными буквами (девочки выполняют задание).

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем как шапка-невидимка,

Вроде есть, а вроде нет!

Вот волшебный карандаш,

Нарисуйте и шлем ваш!

(Мальчики рисуют шлем, соединяя цифры между собой)

Баба-Яга: Живут у меня зверушки (достает лягушку, утку и кота, выставляет перед детьми), скажите, какой звук первый в названиях, по этим буквам узнаете, что я вам еще приготовила. (ЛУК) Отгадали, ну да ладно, забирайте! (Отдает лук и стрелы).

Баба-Яга: Справились с моим заданием, что ж отправляйтесь в путь, скатертью дорожка!

Дети: До свидания, бабушка, спасибо!

Слайд №5: Кащей Бессмертный.

Воспитатель:

Здесь преграда, здесь Кащей

Пугает взрослых и детей.

Его не будем мы бояться,

Мы физкультурой любим заниматься!

Воспитатель: Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Физкультминутка:

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо и ещё

Через левое плечо.

Буквой "л" расставим ноги

Словно в танце руки - в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

Кащей Бессмертный:

И кольчуга есть и шлем,

Щит потерян только.

Воспитатель:

Что же делать?

Как же быть?

Изготовить надо щит!

Изготовление щита из бумаги в технике «оригами»

Кащей Бессмертный:

За то, что не испугались меня, отдам вам настоящий щит, держите, да мимо моих владений больше не ходите!

Слайд №6: каменная стена.

Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.

Проводится д/и «Разрушь стену»:

Воспитатель читает слова: «война», «враг», «злой», «драться», «трусливый», «слабый», а дети подбирают к ним антонимы.

Воспитатель: Ребята, крепкая стена и никак мы не можем ее разрушить. А попробуйте придумать предложения про богатырей, про их силу.

Слайд №7: разбитая стена.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И за это мы получаем булаву.

Воспитатель: Ребята все ли мы нашли? Чего нам не хватает?

Дети: Меча.

Воспитатель: Ребята, у богатырей был не просто меч, а меч-кладенец и хранился он под горой или под камнем, как вы думаете, где нам искать меч?

Дети: Под камнем.

Возвращаются к камню.

Слайд №8: камень на распутье трех дорог.

Воспитатель: Ребята, чтобы сдвинуть камень с места, нам надо отдохнуть и показать, какие мы сильные. Согласны?

Проводится физкультминутка:

Богатырь, он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял…

Зорко-зорко наблюдал…

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель: А теперь закройте глаза, представьте, что вы богатыри, сильные и на счет 1, 2, 3 двинем камень. Посмотрите, у нас получилось! Вот и меч.

Слайд №9: под камнем меч.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы смогли добыть лук и стрелы, щит, меч,

кольчугу. Я думаю, что мы с вами помогли богатырям, и они теперь не отдадут нашу землю захватчикам и постоят за свой народ. На память о наших приключения богатыри подарили вам листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями, и рассказать им о наших приключениях.

IV. Рефлексивная часть.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте, посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bogatyri_zemli_russkoy.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игры-путешествия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Цель: закрепить представления о героическом прошлом великих русских богатырей.

Задачи:

• закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина;

• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;

•развивать связную речь;

• продолжать учить различать гласные и согласные буквы;

• закреплять умение придумывать предложение с заданным словом;

• развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы), мышление, речь.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, конструирование, двигательная.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология критического мышления.

Тип занятия: интегрированная учебно-воспитательная деятельность.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Никита Кожемяка», «Садко» и др.

3. Просмотр мультфильмов о богатырях.

4. Проведение д/и: «Снаряди богатыря в дорогу», «Найди оружие богатырей», «Чем отличаются защитники».

5. Изодеятельность «Доспехи богатыря».

I. Вводная часть.

Дети играют. Звучит музыка – «Богатырская симфония».

Воспитатель: «Ребята, по-моему, что-то случилось. Давайте быстро соберем игрушки и узнаем, что же произошло?»

II. Мотивационно-побудительная часть.

Обращает внимание на голубя (из бумаги, к лапкам которого привязано письмо).

Дети: это почтовый голубь.

Воспитатель: И правда, ребята, у него привязано письмо. Какое оно интересное, я никогда не видела такой бумаги. Да это не бумага, это береста, наши предки писали на бересте.

Воспитатель: Так давайте узнаем, что же здесь написано.

III. Основная часть.

Воспитатель читает текст письма:

«Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит в полон людей мирных. Встали мы - богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая – пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А за помощь вашу отплатим добром. Все предметы соберете и тотчас вы клад найдете!»

Воспитатель: «Ребята, а кто такие богатыри? Чем они занимались, чем прославились? Про каких богатырей мы читали?» (ответы детей)

А готовы ли вы помочь богатырям освободить землю родную от врага?

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Ребята, разные преграды вас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Перед тем как отправиться в путь, нам нужно выбрать дорогу, а поможет нам в этом горюч-камень.

Слайд №1: камень на распутье трех дорог (подходят к камню и читают).

Налево пойдешь - в плен попадешь,

Направо пойдешь – смерть найдешь,

А прямо пойдешь – силу богатырскую найдешь.

По какой дороге пойдем?

Дети: «По дороге, которая идет прямо».

Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.

Слайд №2: речка без моста.

Воспитатель:

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Богатырские пословицы

Нужно вспоминать

Из дощечек крепких

Мостик собирать!

(За каждую пословицу получают по дощечке, из которых выкладывают мостик.).

Я буду начинать, а вы, добры молодцы и красны девицы, продолжайте:

Тот герой, кто за Родину… горой.

Кто смел, тот на коня …сел.

Сам погибай, а товарища …выручай.

Жить - Родине …служить.

Если дружба велика, будет Родина …крепка.

За правое дело … стой смело

Один за всех и … все за одного.

Поднявший меч – от меча и погибнет.

Слайд №3: речка с мостом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете пословицы. Возьмите девочек за руки и помогите перейти через мост. Посмотрите, а вот и первая находка. Что это? Правильно – копье. Берем и отправляемся дальше.

Слайд №4: дремучий лес, избушка с Бабой Ягой.

Воспитатель:

Лес дремучий перед нами,

За тяжелыми ветвями

Прячется изба кривая,

Там живет Яга хромая.

Избушка, избушка, встань к лесу задом, а к нам передом!

(избушка поворачивается, из нее выглядывает баба-Яга)

Баба-Яга: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Зачем пожаловали?»

Дети: «Мы ищем доспехи и оружие для богатырей».

Баба-Яга: А вы загадки умеете разгадывать?

Дети: Да.

Баба-Яга:

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Отгадали, да только залатать ее нужно, колечки добавить с нужными буквами (девочки выполняют задание).

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем как шапка-невидимка,

Вроде есть, а вроде нет!

Вот волшебный карандаш,

Нарисуйте и шлем ваш!

(Мальчики рисуют шлем, соединяя цифры между собой)

Баба-Яга: Живут у меня зверушки (достает лягушку, утку и кота, выставляет перед детьми), скажите, какой звук первый в названиях, по этим буквам узнаете, что я вам еще приготовила. (ЛУК) Отгадали, ну да ладно, забирайте! (Отдает лук и стрелы).

Баба-Яга: Справились с моим заданием, что ж отправляйтесь в путь, скатертью дорожка!

Дети: До свидания, бабушка, спасибо!

Слайд №5: Кащей Бессмертный.

Воспитатель:

Здесь преграда, здесь Кащей

Пугает взрослых и детей.

Его не будем мы бояться,

Мы физкультурой любим заниматься!

Воспитатель: Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Физкультминутка:

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо и ещё

Через левое плечо.

Буквой "л" расставим ноги

Словно в танце руки - в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

Кащей Бессмертный:

И кольчуга есть и шлем,

Щит потерян только.

Воспитатель:

Что же делать?

Как же быть?

Изготовить надо щит!

Изготовление щита из бумаги в технике «оригами»

Кащей Бессмертный:

За то, что не испугались меня, отдам вам настоящий щит, держите, да мимо моих владений больше не ходите!

Слайд №6: каменная стена.

Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.

Проводится д/и «Разрушь стену»:

Воспитатель читает слова: «война», «враг», «злой», «драться», «трусливый», «слабый», а дети подбирают к ним антонимы.

Воспитатель: Ребята, крепкая стена и никак мы не можем ее разрушить. А попробуйте придумать предложения про богатырей, про их силу.

Слайд №7: разбитая стена.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И за это мы получаем булаву.

Воспитатель: Ребята все ли мы нашли? Чего нам не хватает?

Дети: Меча.

Воспитатель: Ребята, у богатырей был не просто меч, а меч-кладенец и хранился он под горой или под камнем, как вы думаете, где нам искать меч?

Дети: Под камнем.

Возвращаются к камню.

Слайд №8: камень на распутье трех дорог.

Воспитатель: Ребята, чтобы сдвинуть камень с места, нам надо отдохнуть и показать, какие мы сильные. Согласны?

Проводится физкультминутка:

Богатырь, он вот каков…

Он силен, он здоров…

Он из лука стрелял…

Метко палицу бросал…

На границе стоял…

Зорко-зорко наблюдал…

Подрастем мы и смотри

Станем как богатыри!

Воспитатель: А теперь закройте глаза, представьте, что вы богатыри, сильные и на счет 1, 2, 3 двинем камень. Посмотрите, у нас получилось! Вот и меч.

Слайд №9: под камнем меч.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы смогли добыть лук и стрелы, щит, меч,

кольчугу. Я думаю, что мы с вами помогли богатырям, и они теперь не отдадут нашу землю захватчикам и постоят за свой народ. На память о наших приключения богатыри подарили вам листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями, и рассказать им о наших приключениях.

IV. Рефлексивная часть.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте, посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Богатыри земли русской"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-правственному воспитанию для детей подготовительной группы детского сада...

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше - подготовительной группы. «Богатыри Земли русской».

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше - подготовительной группы. «Богатыри Земли русской»....

Конспект НОД в подготовительной группе "Богатыри земли Русской"

Чтение былины "Бобрыня Никитич". Знакомство с былинами, как жане народного творчества....

Проект в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Актуальность: патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с    самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основн...

Конспект физкультурного досуга в подготовительной группе «Богатыри Земли русской»

Конспектфизкультурного досугав подготовительной группе«Богатыри Земли русской»...

Конспект по рисованию в подготовительной группе "Богатыри земли Русской"

Конспект ОД для детей 6-7 лет В файл входит презентация "Богатыри", конспект занятия с целями и задачами по ФГОС...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Богатыри земли русской"

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие".Тема: "Богатыри земли русской"...