Интегрированное занятие по познавательному и физическому развитию в старшей группе «Путешествие в экологию»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Формировать экологическое сознание и двигательную активность.
Задачи.
1. Систематизировать знания и представления об экологии. Закреплять знания о многообразии природных объектов, о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы. Формировать интерес к природе. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности. Обогащать двигательный опыт детей. Формировать правильную осанку.
2. Развивать навыки экологически грамотного поведения в природе, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_puteshestvie_v_ekologiyu.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательному и физическому развитию в старшей группе «Путешествие в экологию»
Автор разработки: Рощупкина Наталья Ивановна, воспитатель
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области.
Цель: Формировать экологическое сознание и двигательную активность.
Задачи.
1. Систематизировать знания и представления об экологии. Закреплять знания о многообразии природных объектов, о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы. Формировать интерес к природе. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности. Обогащать двигательный опыт детей. Формировать правильную осанку.
2. Развивать навыки экологически грамотного поведения в природе, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к природе.
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Методы проведения: словесный, наглядный, практический.
Возраст детей: 6 лет.
Оборудование: Мяч. 4 маленьких обруча; 4 схемы, отражающие признаки птиц, зверей, рыб, насекомых; большой обруч; картинки с изображением разных животных: птиц (4—5 шт.), рыб (4—5 шт.). насекомых (4—5 шт.), зверей (4—5 шт.). Письмо от Лесовичка с разрешающими и запрещающими знаками; приглашение от Лесовичка (аудиозапись). Большой обруч и картинки с изображением разных растений и животных (обитатели леса, луга, водоема); три больших обруча — желтый, зеленый, синий. Карточка-модель с изображением леса и маленькие изображения разных животных (по количеству детей). Три плотных листа бумаги (зеленый, красный, пестрый); набор картинок с изображением животных (травоядные, хищники, всеядные). Картинки с изображением обитателей леса (лист, гусеница, кукушка, сокол; ствол дерева с корой, личинки короеда, дятел, хищные птицы; трава, заяц, волк). Картинки с изображением культурных злаков (рожь, пшеница, кукуруза, овес); 4 картины с изображением печи и разных хлебобулочных изделий (на одной изображены изделия из ржи; на второй —из овса; на третьей—из пшеницы; на четвертой —из кукурузы). Комнатные растения в зимнем саду; 2—3 эмблемы, на которых светит солнце; 2—3 эмблемы, на которых солнце закрыто тучами; 2—3 эмблемы с изображением лейки, заполненной до краев водой; 2—3 эмблемы с изображением лейки, в которой мало воды (на каждого ребенка). Мягкий модуль — бревно. Дипломы «Юный эколог».
Методические советы на подготовительный период: чтение художественных произведений, заучивание загадок и стихов о птице удод, рассматривание иллюстраций с изображением удода, слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
Содержание организованной образовательной деятельности
Ι. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Экология». Первая остановка называется «Живая —неживая природа».
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга; он бросает детям мяч и произносит «живая природа», «неживая природа» или «не природа». Ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет соответствующий объект.
Воспитатель. Вторая остановка называется «Животные». Давайте вспомним признаки, по которым все животные делятся на несколько групп. Постарайтесь вспомнить эти группы. Перед вами четыре маленьких обруча, в которых находятся схемы, отражающие признаки животных. Как одним словом можно назвать животных, у которых есть все эти признаки?
Дети по схеме, лежащей в обруче, определяют и дают название группе животных, для которой характерны эти признаки (насекомые, птицы, звери, рыбы).
Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами проведем соревнование «Деление животных на группы».
Дети делятся на две команды. На полу лежит большой обруч, в котором находятся картинки с изображением разных животных. Дети должны по очереди добежать до обруча и взять по одной картинке. Игроки первой команды берут картинки, на которых изображены рыбы, и относят их в маленький обруч (в нем лежит схема с признаками рыб); когда рыбок в большом обруче не останется, они начинают приносить из большого обруча картинки с изображением птиц, заполняя второй маленький обруч (в нем лежит схема, отражающая признаки птиц). Игроки второй команды из большого обруча берут сначала картинки, на которых изображены звери, потом картинки, на которых изображены насекомые, и заполняют соответственно сначала первый маленький обруч (в нем лежит схема с признаками зверей), а потом второй маленький обруч (в нем лежит схема с признаками насекомых). Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберет группы животных.
Воспитатель. Наш старый знакомый Лесовичок прислал письмо и знаки — разрешающие, и запрещающие. Лесовичок хочет проверить ваши знания о том, что можно, а что нельзя делать в природе. Воспитатель раскладывает знаки на ковре). Возьмите по одному знаку и разделитесь на две группы таким образом, чтобы у одной группы были только разрешающие, а у другой—только запрещающие знаки. (Дети по очереди берут по одному знаку и делятся на две группы).
Звучит музыка, слышится голос Лесовичка: «Молодцы, детишки, приглашаю вас в мой лес!».
Воспитатель. Перед нами большая река. Как мы можем перебраться через нее? (Ответы детей.) Давайте построим большую лодку, и на счет «один, два, три» наша лодка начинает движение.
Дети садятся на мягкое бревно друг за другом, руки согнуты в локтях. На счет «три» они передвигаются вперед до конца бревна с опорой на ноги.
Дидактическая игра «Кто где живет».
Воспитатель. Следующая остановка «Кто где живет». Чтобы отправиться дальше нам нужно выполнить задание (обращает внимание детей на картинки). Посмотрите, ребята, в большом обруче лежат картинки с изображением разных животных и растений (кабан, лось, кукушка, орешник, дуб, черника, ель, бабочка, пчела, кузнечик, жаворонок, одуванчик, ромашка, лягушка, сом, кувшинка, щука, камыш), а рядом три больших обруча. Лесовичок хочет проверить ваши знания о том, что растения и животные могут жить только в определенных условиях: одни обитают в воде (вот обруч синего цвета), другие живут в лесу (вот обруч зеленого цвета), а есть еще растения и животные, которые живут на лугу (вот обруч желтого цвета). Перед вами картинки с изображением растений и животных. Надо взять картинку, определить, кто это, где живет или растет.
Дети берут по одной картинке и свободно расходятся по комнате. По команде воспитателя: «Найди свой дом!» каждый ребенок должен занять место в одном из обручей.
Воспитатель. Молодцы, отправляемся дальше на следующую остановку. Посмотрите, на ветке дерева что-то висит...Записка, а в ней вопрос: «Что такое лес?» Как мы можем ответить на этот вопрос? (Лес —это общий дом для растений и животных.) Лесовичок хочет проверить, знаем ли мы, что в лесу, как и в любом доме, есть этажи, которые называются... Как? (Ярусы.) Давайте покажем Лесовичку, что мы не только знаем, что в лесу есть ярусы, но еще и знаем, кто живет на этих этажах.
Дидактическая игра «Лес — многоэтажный дом».
Педагог дает каждому ребенку картину-модель с изображением леса, маленькие картинки с изображениями разных животных и дает задание: «Расположите животных по этажам леса». Дети садятся на ковер и располагают животных по «этажам»— ярусам леса.
Воспитатель. Видимо, Лесовичку понравилось с нами играть. Посмотрите, он еще что-то приготовил. Вот три плотных листа бумаги — зеленый, красный и пестрый. Я думаю, что это «обеденные» столы для животных. А вот и набор картинок с изображением разных животных. Лесовичок хочет нам сказать, что разные животные питаются разной пищей: одни питаются растениями, другие —животными, а третьи —и растениями, и животными. Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядные.)
Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) Как называются животные, которые питаются и растениями, и животными? (Всеядные.)
Дидактическая игра «Способы питания животных».
Воспитатель раскладывает листы бумаги на некотором расстоянии друг от друга и дает детям задание: правильно рассадить предложенных животных за «обеденные» столы (хищников —за красный стол, растительноядных — за зеленый, всеядных —за пестрый стол). Дети берут по одной картинке и относят их к соответствующим «обеденным» столам.
Воспитатель. Ребята, следующая остановка называется «Цепи питания», но ведь мы знаем и про «цепи питания». Давайте удивим Лесовичка и построим разные цепи питания.
Проводится дидактическая игра «Цепи питания». Педагог обращает внимание детей на картинки с изображением обитателей леса (листья, гусеница, кукушка, сокол; ствол дерева с корой, личинка жука короеда, дятел; хищная птица, трава, заяц, волк); дает задание: взять одну картинку, определить, кто на ней нарисован и чем он может питаться. По команде: «Цепочка, постройся!» дети должны встать таким образом, чтобы получилась цепь питания: растение, растительноядное животное, хищник первого порядка, хищник второго порядка. Группа детей, которая первой правильно построится, побеждает.
Дидактическая игра «Что можно приготовить из злаков». Педагог подводит детей к обручу, в котором лежат картинки с изображением культурных злаков.
Воспитатель. Что растет на поле? (Рожь, пшеница, кукуруза, овес.) А вот и четыре чудо-печи, которые могут испечь много вкусного. Посмотрите, что печет первая печь, вторая печь, третья, четвертая.
Дети подходят к картинкам, на которых изображены печи, и рассматривают, что эти печи пекут.
Воспитатель. Вот задание: надо подойти к обручу-полю, взять картинку с изображением злака, принести ее к печи. Но следует быть внимательным и правильно расположить злаки, так как каждая печь печет только одно свое изделие: первая — овсяное печенье, вторая —белый хлеб, баранки; третья — ржаной хлеб; четвертая — кукурузные хлопья.
Дети подходят к обручу-полю, берут по одной картинке с изображением злака и относят к соответствующей чудо-печи.
Воспитатель. Наше путешествие закончилось. Вот мы снова в детском саду. Посмотрите, здесь много растений. Как одним словом можно назвать эти растения? (Комнатные растения.) Какие условия необходимы растениям для жизни? (Свет, тепло, вода, земля.) Правильно, всем растениям необходим свет. Но одним нужен яркий свет. Как одним словом называются такие растения? (Светолюбивые.) Другие растения могут выносить и тень. Как они называются? (Теневыносливые.)
Педагог раздает детям, по 4—5 эмблем (на одних изображено яркое солнце, на других солнце закрыто тучками) и дает задание: эмблемы с изображением яркого солнца поставить около светолюбивых комнатных растений, а эмблемы с изображением солнца, закрытого тучами, около теневыносливых растений. Дети берут эмблемы, ходят по зимнему саду и расставляют их около растений.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что всем растениям нужна вода. Но растения и к воде относятся по-разному: одни очень любят воду. Как они называются? (Влаголюбивые.) Другие растения устойчивы к засухе. Как называются такие растения? (Засухоустойчивые.)
Воспитатель раздает детям по 4—5 эмблем (на одних изображена заполненная водой лейка, на других —лейка, в которой мало воды) и дает задание: расположить эмблемы около растений с учетом их отношения к воде. Дети располагают полученные эмблемы около комнатных растений.
Воспитатель. Ребята, вы такие молодцы! Со всеми заданиями справились и Лесовичок поручил мне вручить вам дипломы «Юный эколог».
Список литературы:
- Рунова, М.А., Бутилова, А.В. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г., 110 с.
- Смирнова, В.В., Балуева, Н.И., Парфенова, Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. [Текст]- Сб.: Союз, 2001 г., 116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей. (старшая группа)
Цель: 1.Учить детей различать признаки времён года, помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе, и те закономерности, которые в ней происходят.2.С помощью поэтического слова ...
Интегрированное занятие по познавательному и физическому развитию "Веселое путешествие в страну природы и здоровья".
Конспект предназначен педагогам, работающим в старшей группе с детьми с ТНР. В нем предложена интеграция образовательных областей: познавательное и физическое развитие. В данных играх дети закре...
Интегрированное занятие по познавательному и физическому развитию «Веселое путешествие в страну природы и здоровья». Буровой Е.П.
Закрепление представлений о значении и пользе леса для здоровья человека. Расширение и активизация словаря по теме «Лес и природные богатства». Совершенствование навыков в основных движени...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста («ФЭМП и Физическая культура")
Цель: развитие физических качеств и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр математического содержания.Задачи.Оздоровительные:Формирован...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста («ФЭМП и Физическая культура»)
Цель:-Совершенствовать математические знания, самостоятельно и коллективно выполнять задания;- Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заниматься физкультурой;-Совершенствовать математиче...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Признаки осени"
Цель занятия расширить,сиситематизировать и обобщить представления детей об осени, ее признаках....
Конспект интегрированного занятия по познавательному , художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Знакомство с профессией модельера»
Задачи: - обобщить знания о профессиях в процессе игровой деятельности и познакомить с профессией моделье...