Конспект совместной интегрированной деятельности «Дружная семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе уважение к людям разных национальностях и их обычаям имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
ФГОС ДО в качестве одних из основных принципов дошкольного образования рассматривает « приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» , «учет этнокультурной ситуации развития детей» [2, гл.1, п.1.4]. И поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной интегрированной деятельности
«Дружная семья»
Тема: «Дружная семья».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная деятельность.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Социальный партнёр: музыкальный руководитель, преподаватель татарского языка, воспитатели подготовительной группы, родители.
Учебно-методический комплект:
1. « От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2016
2. « Народы России. История и культура, обычаи и традиции» И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2010
3. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – Москва, 2010
4. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет» О. А. Соломенникова
5. «Детские подвижные игры народов СССР» составитель А.В. Канеман, под редакцией Т.И. Осокиной
Средства:
- наглядные –кукла в чувашском костюме, флаги разных республик, фотографии, иллюстрации;
- мультимедийные – презентация;
- литературные – стихи, загадки;
- музыкальные – мелодии разных национальностей; отрывки разно-жанровых музыкальных произведений; татарская песня «Дуслар»; песня «Я, ты, он, она» муз.
- оборудование – медиа-комплект; CD – проигрыватель; кукла в чувашском костюме; шаблон на пластилиновой основе;
Цель: Формирование основ межличностного общения, умения сотрудничать, толерантного отношения к окружающим.
Задачи:
- Развивающие задачи:
- формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
- обогащать словарь детей: Достархан, Новруз, дудук, тухья, кепе, черситти;
- развивать интерес к национальным играм и упражнениям;
- продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений;
- Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родине, уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать художественный вкус;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
- Обучающие задачи:
- продолжать знакомить детей с культурой разных народов;
- продолжать работу по обогащению культурологического, обществоведческого словаря детей; совершенствовать диалогическую и монологическую речь
Предварительная работа:
- проектная деятельность,
- работа с родителями по подготовке выставки, по обеспечению детей костюмами,
- подготовка музыкального материала,
- организация и проведение дидактических игр в рамках ознакомления с культурой разных народов,
- конкурс рисунков национальных костюмов.
Планируемый результат:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности;
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, имеет представления о ее многонациональности;
- активен в продуктивной деятельности, в разговоре.
Ход деятельности:
Дети входят в зал и садятся на свои места
Максим: Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Джалиль пел,
Тимур молчал,
Алексей ногой качал.
Глеб: Дело было в октябре
Непогода на дворе.
Мы не стали огорчаться
И решили пообщаться.
Настя: Меня зовут Настя Будилина. Я хожу в детский сад № 2 «Аленушка». Наш детский сад многонациональный, потому что в нем собрались дети разных национальностей.
Вот я и Максим - русские,
а Леша он - мордвин,
Юсиф – азербайджанцев славный сын,
Из Чувашии приехал к нам Илья,
Из Узбекистана родом Дилия,
А из Татарстана Нурия,
Ну и снами армянка Асия.
И я всегда мечтала посмотреть,
Что же ценного в народах этих есть.
Максим: Все народы, знаю я,
Гостеприимные друзья.
Джалиль: Давай, Настя, я начну рассказывать про свою родину. Я – узбек (здоровается по-узбекски). Меня зовут Джалиль, а по-узбекски я Джалиль-бек.
В Узбекистане гостей встречают у дверей,
Достархан объединяет всех людей.
Настя: Достархан – смешное слово, Джалиль-бек,
А Достархан–это какой-то важный человек?
Джалиль: Да нет. Достарханом называют стол
Хвала ему и честь,
И на нем узбекских блюд разных не счесть.
Глеб: А какое самое главное у вас блюдо?
Джалиль: Ну, конечно же, плов! Он очень вкусный и не сложный в приготовлении.
Максим: А расскажи нам, как готовят плов.
Джалиль: Хорошо. А вы мне поможете. Я загадаю загадки, а вы отгадайте, что нужно для плова.
Компьютерная игра «Приготовь плов»
Дети отгадывают загадки, и на экране появляются по очереди отгаданные предметы и овощи.
Джалиль: Он большой и закопченный,
Над огнем стоит зажженным,
От него пошла Казань
Называется …. (Казан)
В землю спряталась девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную (морковку)
Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слезы проливает. (лук)
От животных получают,
Варят, жарят, запекают.
Притом взрослые и дети
Очень любят блюда эти.
Назовите мне, ребята,
Что для блюд всех этих надо. (мясо)
В воде растет,
Уборки ждет,
Годен он для каши,
Ест его Маша .
Годен он для плова.
Ест его Вова. (рис)
Вот и приготовили мы плов. И в знак дружбы я дарю вам флаг Узбекистана.
Настя: Спасибо.
Лейла: А я – азербайджанка. (здоровается по-азербайджански)
У нас веселый праздник есть Новруз.
Это праздник дружбы, праздник мира и крепких уз.
Он дает начало году и весне.
Очень ждут его по всей нашей стране.
В первый день Новруза встают рано. Все желают друг другу благодатного и счастливого Нового года. По традиции все угощают друг друга сладостями. Еще на празднике очень любят играть.
Люба: Научи нас какой-нибудь игре.
Лейла: Хорошо. Игра называется «Отдай платочек – Дэсмалы вер». Нужно разделиться на две команды, выбрать ведущих. Они проходит позади своей команды, и незаметно вкладывают платочек в руку одному из детей. После команды: «Отдай платочек!» дети с платочками должны выбежать и отдать платочек мне. Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек.
Игра «Отдай платочек – Дэсмалы вер»
Лейла :И от меня примите подарок – флаг Азербайджана.
Алеша: А ты, Асия, откуда к нам приехала?
Асия: А вы отгадайте. Я задам вам вопросы, а вы отвечайте.
Какой музыкальный инструмент звучит?
Дети: А мы не знаем.
Воспитатель: Асия, а давай спросим у наших гостей. (обращаемся к гостям)
Викторина со зрителями про Армению. На мониторе показываются соответствующие картинки про Армению.
Отгадайте, какой музыкальный инструмент звучит? (дудук)
Национальными блюдами, какого народа являются долма и хоровац? (армянского)
На гербе, какого государства изображена гора Арарат?
Столица, какого государства город Ереван?
Асия: Правильно, Армения.
Из Армении приехала к вам я, (здоровается по-армянски)
И зовут меня не просто Асия.
Дома все Астхик зовут меня,
По- армянски значит – «звездочка моя».
Примите и от меня флаг Армении.
Настя П.: А я – чувашка, (здоровается по-чувашски)
Мой народ красотой костюма славит род.
Бусы и монетки так блестят,
Затмевает блеск любой другой наряд.
Кристина: А расскажи нам о своем национальном костюме.
Настя П.:Я даже покажу. У меня есть кукла. Она одета в чувашский костюм. Вот рубашка называется – кепе. Передник - черситти. Шапочка украшенная монетками –тухья. Чувашский костюм очень богат вышивкой и украшениями.
Кристина: А что ты такая грустная?
Настя П: У моей куклы испачкалась шапочка – тухья. Я не знаю, что делать.
Кристина: А мы тебе поможем. Давайте сделаем новую шапочку.
Воспитатель достает макет шапки и монеты. Дети выкладывают узор монетками на шапочке.
Настя П: Спасибо за шапочку. И в знак благодарности примите флаг Чувашии.
Самира: А ты, Алеша, какой национальности?
Алеша: А я – мордвин. (здоровается по-мордовски). Это я по - эрзя поздоровался. У нас же два языка: эрзя и мокша.
Самира: Ну, тогда скажи нам что-нибудь на своем родном языке.
Алеша: Я вам лучше стихотворение расскажу про маму.
Рассказывает стихотворение на мордовском языке.
Самира: Очень красивое стихотворение на мордовском языке.
Алеша: Примите и от меня подарок – флаг Мордовии.
Лейла: Ильвина, а ты какого народа?
Ильвина: Я – татарка. (здоровается по- татарски) У нас, у татарского народа, язык тоже красивый. А еще и костюмы просто загляденье, и блюда просто объеденье. Мы очень любим петь и танцевать. И сейчас споем вам любимую песню на татарском языке.
Поют песню на татарском языке
Ильвина: И от меня примите флаг Татарстана.
Воспитатель: Вот, ребята, посмотрите, сколько флагов мы собрали. Потому что вы все разных национальностей. И каждого из вас свой родной язык, свои традиции и обычаи. И поэтому вы должны жить дружно, в мире и согласии. Но должны не забывать, о том, что все мы живем в одной большой, дружной стране, которая называется – Россия! И от меня примите флаг России.
В детском садике любимом
Мы так весело живем
И рисуем, и танцуем,
Да и песенки поем.
Учим дружно все татарский,
По-татарски говорим.
Русский тоже изучаем,
Очень этим дорожим.
При всем том не забываем
Свой такой родной язык.
Потому что лично я
К нему с пеленок привык.
Вот такая вот, друзья,
У нас группа дружная!
Дети танцуют танец - флешмоп.
Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове мы – сто тысяч я!
Дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной интегрированной деятельности на тему: ,, Знакомый незнакомец – новогодний шар.“
совместная интегрированная деятельность воспитателя с детьми седьмого года жизни с использованием технологии ТРИЗ и моделирования ...
Конспект совместной интегрированной деятельности в старшей группе "Жалобная книга леса"
Деятельность была проведена с незнакомой группой детей в 2011 году в рамках Конкурса педагогческих достижений...
КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»
КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...
Конспект совместной интегрированной деятельности «День Народного единства»
Актуальность. В последние годы идет переосмысление сущности духовно – нравственного становления личности человека. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное ...
конспект совместной интегрированной деятельности педагогов с детьми 3-4 лет по сенсорному воспитанию
материал содержит формы совместной работы педагогов (тифлопедагог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, воспитатели) с детьми 3-4 лет.Цель: показать родителям игры и игровые ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дружная семья"
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Коррекционно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дружная семья» для детей первой младшей группы по патриотическому воспитанию
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необхо...
- Мне нравится (1)