Конспект совместной интегрированной деятельности «День Народного единства»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Актуальность.
В последние годы идет переосмысление сущности духовно – нравственного становления личности человека. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, истории и культуре малой Родины.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы общества в целом.
С.И. Ожегов определял патриотизм, как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Великий русовед В. Даль трактовал понятие «патриот», как любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
Однако прежде чем стать патриотом своей страны, надо знать её традиции, жить её интересами и заботами. По словам С. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить и узнать Родину, стать её подлинным патриотом.
Практика показывает, что современные дети растут и развиваются в непростых социальных условиях. На них обрушивается большой поток информации негативного содержания. С экранов телевизоров демонстрируются хроники локальных войн, сцен вандализма, разрушения. Компьютерные игры вовлекают юных пользователей электронных гаджетов в виртуальные боевые действия, культивируя тем самым насилие и низвержение идеалов добра, ценностного отношения к жизни и друг другу. Перед обществом стоит не простая задача приобщения детей к ценностям культуры, истории, формирования патриотического сознания.
Подтверждение этих постулатов мы находим в современных нормативно-правовых документах, определяющих политику образования в нашей стране: законе «Об образовании» Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации. Так, ФГОС дошкольного образования одним из системообразующих принципов выделяет приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей. На первый план выдвигаются задачи по объединению обучения и воспитания детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Предлагаемый мною сценарий является одной из форм по реализации данного направления. Он посвящён знакомству дошкольников с одним из важных государственных праздников России - «Дню народного единства».
Новизна
Новизна предложенной мною формы взаимодействия с детьми выражается, в первую очередь, в самой идее проведения подобного рода праздника для детей дошкольного возраста. В календаре общегосударственных праздничных дат он появился не так давно, поэтому ещё не прочно вошёл в обиход российского народа. В практике дошкольного воспитания недостаточно разработано содержание материала по теме праздника, хотя его значение в настоящее время трудно переоценить.
Нетрадиционным в данном сценарии является использование интегративного подхода деятельности. В ходе проведения мероприятия осуществляется взаимопроникновение и взаимосвязь со всеми направлениями развития личности детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое художественно-эстетическое, физическое развитие. Это касается реализации задач по каждой образовательной области, а также использовании определённых средств воплощения.
Использование современных образовательных технологий также считаю одним из инновационных элементов данной методической разработки. В процессе проведения совместной деятельности с детьми широко используются информационно-коммуникационные технологии. Рассказ педагога сопровождается мультимедийной презентацией, просмотром видеоролика, прослушиванием различных музыкальных произведений в аудиозаписи патриотического характера. Кроме этого, здесь активно внедряются проблемные, поисковые методы для развития познавательной активности, создания атмосферы совместного полилога.
Цель:
Воспитание у дошкольника позиции гражданина и патриота своей страны, формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к традициям своего народа и общегосударственным праздникам.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о символах государства (флаге, гербе, гимне), общенациональных праздниках, традициях, обрядах, столице нашей Родины – Москве, исторических событиях.
2. Развивать познавательную и речевую активность, расширять словарь детей по теме, художественно – эстетическое восприятие, двигательные навыки.
3. Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, толерантное отношение к представителям других национальностей, формировать культуру поведения на празднике.
Планируемый результат:
1. У детей расширен кругозор, запас знаний по нравственно-патриотическому направлению: они знают некоторые сведения об истории и событиях родного Отечества, достопримечательностях, традициях, обычаях, знаменитых людях России.
2. У детей сформировано нравственно-патриотическое сознание, гражданская позиция: они проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, выражают положительное отношение к миру, своей стране, умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
3. У детей сформированы социальные нормы поведения и развиты нравственные качества: они стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь; дошкольники демонстрируют высокий уровень коммуникативных качеств при общении друг с другом и при общении с взрослыми.
4. В детском саду оптимизирована предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию: создан музей народных ремёсел, оформлены выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества, пополнен методический и дидактический материал в группах.
5. Родители воспитанников, педагоги, а также учреждения социума находятся в едином организационно-содержательном поле с детским садом по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста.
Ресурсное обеспечение:
Материальное:
1. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, книги).
2. Бумага, клей (для аппликации).
3. Музыкальный инструмент (пианино).
4. Спортивный инвентарь.
5. Бутафорские атрибуты (флажки).
6. Русский сарафан и кокошник для взрослого (ведущего).
7. Детский сарафан, (2 шт.).
8. Платок для девочки, (2 шт.).
9. Косоворотка для мальчика (2 шт.).
10. Картуз для мальчика (2 шт.).
11. Платки с народным орнаментом (3 шт.).
12. Угощение (хлебный каравай с солью).
13. Рушник.
Информационно-техническое:
1. Ноутбук
2. Мультимедийная установка.
3. Устройство USB.
4. Настенный экран.
3. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.
7. Музыкальный центр.
9. Аудио запись гимна России, фонограмма песни «Росиночка - Россия» Е. Зарицкой, «Мы – дети России» Э.Ханка, запись народной музыки для игр-аттракционов и продуктивной деятельности.
Предварительная работа
- чтение художественной литературы патриотического содержания;
- чтение былин;
- обсуждение пословиц и поговорок о Родине, дружбе;
- просмотр видеофильма «Три богатыря»;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций боевых сражений, баталий;
- слушание музыкальных произведений героического, патриотического характера;
- посещение городского историко-краеведческого музея;
- рассматривание герба России;
- организация выставки «Костюмы народов России».
Система оценивания достижения планируемого результата в ходе мероприятия является неотъемлемой частью всей методической разработки и рассматривается мною как непрерывный процесс. Условно я разделила его на два блока:
1. Педагог – дети. Оценка взрослого очень значима для ребёнка Она может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Поэтому в ходе музыкально-творческого мероприятия все педагоги использовали, в основном позитивную оценку. Часто это была похвала, одобрение («молодец», «умница», «хорошо», «правильно», «отлично», «замечательно» и т. д.). Для невербальной положительной оценки использовались различные жесты: рукопожатие, передача улыбки, воздушного поцелуя и др.
2. Дети - дети. Сюда я отношу анализ ребёнком собственной деятельности (самооценку), а также оценку детей друг другом. Это приучает их к анализу собственных действий и объективной оценке действий другого. Для этой цели использовались вопросы к детям, побуждающие их к объяснению своей позиции.
По завершению мероприятия, мною совместно с воспитателями была проведена беседа с детьми. В ней мы попросили ребят поделиться впечатлениями о празднике, а также рассказать о том, что нового они узнали. Анализ беседы позволил сделать следующие выводы:
- 95 % детей знают обозначение символов государства (герб, гимн, флаг);
- 90 % детей перечисляют основные государственные праздники и понимают их значение; имеют элементарные сведения о традициях и обычаях родной страны;
- 60% детей имеют представление о народах, населяющих Россию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
день народного единства | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход проведения мероприятия (сценарий)
Оформление центральной стены зала представлено символами Государства РФ – флагом, гербом; портретом президента Путина В.В. Вдоль боковой стены организована выставка предметов народного быта России прошлых лет.
Дети в спортивной форме с Российскими флажками в руках входят в зал и выполняют несложное перестроение под песню «Мы – дети России» Э.Ханка.
Воспитатель (в русском сарафане): Здравствуйте, дорогие дети и гости праздника! Мы с вами живём в великой и прекрасной стране – России. Это наша Родина, любимый с детства край.
(Демонстрируется слайд)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия,
Что может быть сердцу милей?
Дети исполняют песню «Росиночка – Россия» (муз. Е. Зарицкой)
(Демонстрируются слайды по тексту песни )
Воспитатель: 4 ноября вся наша страна будет отмечать праздник – День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник?
Дети: Да!
Воспитатель: Много лет тому назад наше государство было раздроблено на отдельные земли, враги то и дело нападали на них, потому что поодиночке справиться с недругом было не под силу.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе!
Дети рассказывают пословицы о дружбе
Воспитатель: Но в те времена особенно неистовствовали польские захватчики. Они полностью разорили нашу землю, во многих селениях даже начался голод.
Как вы думаете, дети, что бы стало тогда с нашим государством?
Ответы детей.
Воспитатель: Казалось, что Великая Русь погибла, но русские люди не могли и не хотели мириться с этим. Осенью 1612 года борьбу против захватчиков возглавили Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Первый был купцом, а второй имел княжеский титул и владел военным ремеслом.. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский собрали войско для борьбы с врагами. Битва за Москву была очень упорной и кровопролитной. С клятвой: «Умрём за Русь святую» храбро сражались наши воины и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. Отныне он называется Днём народного единства.
(Демонстрируются слайды по ходу рассказа воспитателя)
Воспитатель: У каждого государства есть свои символы – герб, флаг, гимн.
(На мультимедийном экране демонстрируются герб и флаг России)
Воспитатель: (задаёт детям вопросы)
Что изображено на гербе России?
Какие цвета у Российского флага?
Что обозначают эти цвета?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы хотели бы сегодня поучаствовать в создании макета Российского флага?
Дети выполнят коллективную аппликацию «Российский флаг»
(фоном звучит песня «Моя Россия» муз. Г.Струве)
Воспитатель: Ещё у каждой страны есть своя песня, которая прославляет её могущество. Она называется гимн. Предлагаю послушать гимн нашей страны стоя.
Дети слушают гимн России (в аудиозаписи)
Воспитатель: Россия – страна не только необъятных просторов, полноводных рек, необозримых лесов, но и край старинных традиций. Издавна девушкам и женщинам на Руси было принято носить на голове платки. Их орнаменты удивляли своим разнообразием: это полоски, и завитки, букеты и гирлянды. Каждый узор говорил о принадлежности к той или иной местности. Например, хохломскую роспись использовали мастера из Нижнего Новгорода. Она выполнялась красным, зеленым и чёрным цветами по золотистому фону. Урало - сибирская роспись основана на контрастах синего, зелёного, золотистого цветов. Её основные мотивы - цветы, ягоды, травки и веточки.
(Демонстрируются слайды по тексту)
Воспитатель: А еще, какие виды народной росписи вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: С платками водили хороводы, играли в весёлые игры. Давайте и мы начнём интересную народную игру.
Дети участвуют в народной игре «Соберись вокруг платка»
(фоном звучит инструментальная версия народной песни «Калинка»)
Воспитатель: Платки и сегодня не утратили своей популярности. Их носят и женщины, и девочки, и бабушки. Существует много способов завязывания платка. Сейчас наши мамы, наверняка, их продемонстрируют.
Мамы и дочки участвуют в аттракционе «Повяжи дочке платок»
(каждая мама показывает свой способ завязывания платка)
Воспитатель: В старину платки часто покупали на ярмарках. А ещё люди там приобретали себе одежду – девушки сарафаны, юбки, а юноши - косоворотки и картузы.
Отворяю ворота ключиком-замочкиком,
Накрываюсь, покрываюсь шёлковым платочком.
Барышни-красавицы нарядно одеваются,
Парни разудалые всем им очень нравятся.
Воспитатель предлагает детям поучаствовать в игре-аттракционе «Оденься красиво»
(необходимо девочкам надеть сарафан и платок, а мальчикам - косоворотку и картуз).
(фоном звучит инструментальная версия народной песни «»Как пошли наши подружки»)
Воспитатель: Нарядную одежду в старину было принято носить на праздники. Их устраивали поздней осенью, после сбора урожая. Тогда же организовывали ярмарки, народные гуляния, где не только пели и плясали, но и показывали свою силу да сноровку.. Давайте и мы покажем свою ловкость да удаль.
Дети вместе с родителями участвуют в эстафете «Ловкие ребята» (со спортивными модулями)
Воспитатель: А теперь приглашаем поиграть в любимую народную игру «Кострома». А вы, дети, знаете, кто такая «Кострома»?
Дети: Нет!
Воспитатель: Осенью, когда урожай был убран, из оставшейся соломы делали кукол. С ними играли, пели, водили хороводы, а поздней осенью пускали вниз по реке, прощаясь до будущего года.
(Демонстрируются слайды по тексту)
Дети участвуют в народной игре «Кострома»
Воспитатель: Стук, бряк, ворота,
Выходи, Кострома,
Кострома, Кострома,
Государыня моя, что дома поделываешь?
(Детям необходимо придумать движение, характеризующее трудовые дейстия).
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами вместе отметили замечательный праздник – «День народного единства». Вы показали, что тоже любите свою Родину, готовы постоять за неё, познакомились с её обычаями и традициями. Кто из вас знает пословицы и поговорки о Родине?
Дети рассказывают пословицы и поговорки о Родине
Я желаю вам быть настоящими патриотами своей Родины, расти дружными, помогать друг другу, а также уметь прощать.
Русский народ всегда славился гостеприимством, радушием. Дорогих гостей всегда угощали хлебом, солью – в знак уважения и почтения. Мы всех сегодня хотим угостить праздничным караваем.
Воспитатель выносит на рушнике хлебный каравай
и угощает детей и взрослых.
(под музыку песни «Мы – дети России» дети уходят из зала)
Список литературы
1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – М.:АРКТИ, 2010.
2. Евдокимова Е.С «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6.
3. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
4. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду – М. Изд-во ЦГЛ, 2007 .
5. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 № 1.
7. Данилина Н.Г. «Дошкольнику об истории и культуре России» – М.: Сфера, .2004
8. .Ершова З.А. , Краскина Н.А. Никто не забыт, ничто не забыто – М.: АРКТИ, 2004
9. .Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М. Изд-во ЦГЛ, 207 г.
10. Жуковская Р.и. Родной край М. – Просвещение, 2008 г.
11. Кндрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004 г.
12. Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.- М, 2007 г.
13. Маханёва М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004.
14. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 2008.
15. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. 2003.
16. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Ярославль, 2001.
17. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5 -7 лет. М.: Сфера 2010.
18. Новицкая М.Ю. Наследие. – М.: Линка – Пресс 2010.
стр. Кваст Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного зантия "День Народного Единства"
«День Народного Единства» в подготовительной к школе группе Цель: Приобщение детей к истории РоссииЗадачи:1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)2. Учить узнавать и называть...
Конспект беседы приуроченный "День Народного Единства!"
Старшая и подготовительная группы....
Конспект праздничного мероприятия «День Народного единства» подготовительная группа «Улыбка» 2021 г.
День Народного Единства – молодой праздник. Он связан с подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех р...
Конспект логопедического занятия "День народного единства"
Занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. Дети знакомятся с историей праздника, его героями. Закрепляют символы страны, речевые навыки. Цель занятия вызвать у детей дошкольного возр...
Конспект познавательного досуга "День народного Единства"
Россия – великая многонациональная страна. Кто только не проживает на её просторах: татары и чеченцы, дагестанцы и удмурты, чуваши и евреи, всех наций не перечесть. Все эти народы живут друж...
Конспект тематического занятия «День народного единства» Будем жить в единстве дружном!»
Как объяснить малышу об этом празднике? Как рассказать историю возникновения этого праздника? Для чего нам вообще праздновать этот день? Даже слово "единство" вводит малышей в ступор. П...