Конспект по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
1. Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, прозрачность, растворитель некоторых веществ, вкус, цвет, запах, умеет отражать), Беседа о значение воды для всего живого на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx | 647.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в старшей группе составила воспитатель Мубаракшина Г.Р
Конспект «Свойства воды»
Цель:
Совершенствовать представление детей разнообразных свойствах воды.
Программные задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды .
- Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, прозрачность, растворитель некоторых веществ, вкус, цвет, запах, умеет отражать), уточнить значение воды для всего живого на земле.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , ,безвкусная, прозрачная.
- Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.Развивать у детей фонематический слух.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Предварительная работа:
- Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
- Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
- Отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение за снегом, льдом, водой. Дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна на воде?», «Куда течёт вода?»
Методы и приемы:
- Практический: опыты.
- Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
- Пластмассовые стаканы, вода, дольки лимона, соль, ложечки, камешки
- Интерактивная доска
Ход занятия:
Воспитатель:
Ну наконец то - Все в сборе!
И взрослые и дети!
Мы можем начинать?
Да!!!!
Но для начала,
Нам нужно « Радостно,Здрааавствуйте» сказать!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Скорее дружно за руки возьмемся!!!
И мило -- другу улыбнемся!
Мы пожмем друг другу руки
Пусть бежит тепло по кругу!
Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом.
Ребята , сейчас я вам загадаю загадки , и когда вы их отгадаете, то сможете понять о чем мы сегодня с вами будем говорить
Готовы?
Предполагаемые ответы детей:
Да.
1. Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. ………..(1слайд Ручеёк)
2. Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная……. ………………….(2слайд Озеро)
3. День и ночь с высоты прыгает ,
А все не устаёт………….. ……………………………(3слайд Водопад)
4. Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет и места для ноги. ………………………………..(4слайд Болото)
5. В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. ………………(6слайд Волны)
6. В морях и реках обитаю,
Но часто по небу летаю.
А наскучит мне летать,
На землю падаю опять……………………….. (6слайд Вода)
Воспитатель: Ребята Скажите пожалуйста . Что объединяет все эти загадки?
-Предполагаемые ответы детей.
-во всех загадках живет вода.
-Воспитатель:
-Правильно !
Это правда, во всех загадках живет вода!
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Предполагаемые ответы детей.
Морях, реках, озерах, болотах….
Воспитатель:
-Скажите ,в морях и океанах – вода какая?
Предполагаемые ответы детей.
-Солёная, холодная… (воспитатель привлекает детей к речевой работе)
Воспитатель:
-вода в море – как называют её по-другому?
Предполагаемые ответы детей.
-Морская.
Воспитатель:
-Вода в океане
Предполагаемые ответы детей.
– океаническая….,
Воспитатель:
-в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).
-Какая это вода (в отличие от солёной, морской)?
Предполагаемые ответы детей
-Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Вода нас окружает повсюду, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды. Учёные призывают все людей заботится о воде, потому что она не обыкновенная и имеет много секретов.
2 часть занятия экспериментальная
Воспитатель:
Я хочу вас пригласить в лабораторию «Интересных открытий». А что делают в лаборатории?
Предполагаемые ответы детей:
проводят эксперименты, опыты,
Правильно, проводят опыты.
Исследовать мы будем воду, вернее свойства воды. Мы вспомним то, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать. Давайте превратимся в настоящих учёных и оденем белые халаты. Ребята, а для чего лаборантам халаты?
Предполагаемые ответы детей:
Правильно, чтобы не испачкаться.
Воспитатель:
Но, прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Инструктаж о правилах работы с водой:
Ответы детей:
- Не шуметь -этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с оборудованием.
- Помнить, что стаканчики могут опрокинуться и разольётся вода
- Слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта.
- Воспитатель:
Молодцы! Всё правильно вы помните. Ну что приступим? Проходите в лабораторию, оглянитесь и занимайте места. Приступим к нашему исследованию.
(пригласить детей в импровизированную лабораторию, где на столах лежат предметы для проведения опытов)
Воспитатель:
Ребята! Посмотрите пожалуйста и скажите, какие предметы мы будем использовать для проведения экспериментов.
Предполагаемые ответы детей:
Перечисляют всё, что стоит на столе.
( салфетки , пробирки, стаканчики, пипетка, трубочки,камешки)
Свойство 1
Опыт 1. Вода – это жидкость.
Воспитатель:
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
-Льётся вода?
Ответы детей:
-Вода льется.
Воспитатель:
-Почему вода льется?
Ответы детей:
-Потому, что она жидкая.
Воспитатель:
-Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Воспитатель:
Какой сделаем вывод?
Вода – жидкая и ее можно переливать в разные сосуды. Воду называют жидкостью.
Свойство 2.
Опыт 2: Чистая вода -прозрачная или нет?
Воспитатель:
-Скажите пожалуйста ребятки, всякая ли вода может быть чистой?
Предполагаемые ответы детей:
-Нет, вода в болоте не чистая, вода в луже не чистая….,если в воду добавить что-то она станет не чистая…
Воспитатель:
Правильно ребятки.
Ребятки, а сейчас я вам покажу маленький фокус с камешками.
Возьмите два стакана – один с водой, а другой с цветной водичкой (воду заранее развести в разные цвета.
Перед вами лежат камешки их 5 штук.
Сейчас я отвернусь и что-то с камешками сделаю, а вы должны догадаться, что я сделала и с делать вывод.
воспитатель отворачивается и опускает в один стаканчик с чистой водой 2 камешка, а в другой с цветной водой 3 камешка) Детям нужно отгадать сколько камешков в стакане с цветной водой.
Я готова!
Предполагаемые ответы детей:
Мы догадались
В стаканчике с цветной водой опустили 3 камешка, потому что в стакане с чистой водой видно только 2 камешка, а 3+2=5
Воспитатель:
Абсолютно верно.
Проделайте с камушками такой же эксперимент, и мы вместе попробуем отгадать сколько камешек спряталось в цветном стаканчике.
Дети выполняют действие, опускают камешки в стаканчики с цветной и чистой водой.
Затем у одного отгадывают.
Молодцы ребята!
Значит какой можно сделать вывод
Вывод: в чистой воде камешки видно , значит она прозрачная, а в цветной – не видны ,значит она не прозрачная и не чистая .
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого мы заранее намочили кисточку и окунули ее в краску. Добавляя краску понемногу, наблюдали , как изменяется непрозрачность воды. Итак, делаем вывод, что чистая вода -это прозрачная жидкость.
Свойство 3
Опыт 3: Вода – растворяет и имеет вкус.
Воспитатель:
Ребята, пробуйте воду с стаканчике № 3 и скажите есть ли у воды вкус?
Затем предложить детям растворить аскорбиновую кислоту. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. (Вода стала кислая.)
Предполагаемые ответы:
Вода приобрела вкус, стала кислой
Вывод: Своего вкуса у воды нет.
А что случилось с веществом которые мы положили в воду?
Предполагаемые ответы:
Вещество растворилось, значит вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус.
Физминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Необходимо немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (д. располагаются на ковре в произвольном порядке).
Разминая поясницу, мы не будем торопиться
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).
На последок, всем известно, как всегда, ходьба на месте. (Ходьба на месте).
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. -Отдохнули ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжаем изучение воды.
№2
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе –раз, это брасс,
Одной, другой- кроль.
Все как один,
Плывем как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
Свойство 4
Опыт 4: Имеет ли вода запах?
Воспитатель:
Скажите ребята пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет.
Пригласить одного ребенка к себе и дать понюхать стаканчик с чистой водой.
Попробуйте все понюхать стаканчик с чистой водой?
Предполагаемые ответы детей
Нет, вода не пахнет
Воспитатель:
Правильно, вода ничем не пахнет!
Воспитатель:
А теперь ребята положите в стаканчик №4 лимон и понюхайте воду Есть запах у воды?
Предполагаемые ответы детей
У воды появился запах,аромат лимона
Воспитатель:
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?
Предполагаемые ответы детей
Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет.
Воспитатель:
Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Предполагаемые ответы детей
Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь с запахом , то у воды появится запах, того что в нее добавили.
Вывод: Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Свойство 6
Опыт 5: Способность воды отражать предметы.
Воспитатель:
-Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).
-Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё отражение).
Предполагаемые ответы детей:
Себя, своё отражение, своё лицо…
Воспитатель:
-А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале,)
Предполагаемые ответы детей:
В зеркале…
Воспитатель:
-Значит и вода может отражать предметы, так же как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы своё отражение? (Очень плохо, оно размытое).
Вывод: Спокойная вода отражает предметы как зеркало. Если вода не спокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия.
На этом наша экскурсия в лабораторию «Интересных открытий» закончилась.
- Ребята, скажите мне пожалуйста, что мы делали в лаборатории?
- А что вам больше всего понравилось делать в лаборатории?
- Что ещё запомнилось?
Ребята, я рада, что вы так много узнали интересного о воде. И я хочу вас попросить это сделать дома с родителями, а мне потом расскажете, как у вас все прошло.
А еще ребятки вода –это самое дорогое на планете земля, без воды нет жизни на земле. Вода состоит из капелек, каждая капелька дает жизнь. Давайте мы с вами подарим эти капельки нашим гостям, пусть они напоминают нашим гостям о нас.
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экологическому воспитанию для старшей группы "Волшебница вода".
Цели:1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); разв...
Конспект по экологическому воспитанию на тему:: "Дождик песенку поет"
Программное содержание: продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы – водой. Расширять представления о свойствах воды: цвет, прозрачность, льется и т.д. побуждать детей проводить с в...
конспект по экологическому воспитанию "Беседа о картофеле"
дать представление о происхождении картофеля, приемах его возделыванияактивизировать и обогащать словарный запас детейзакреплять знания детей об овощахсогласовывать свои действия с действиями др...
Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком"
Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком" Цели: Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище...
Конспект по экологическому воспитанию во второй младшей группе. ,,Сказочное путешествие в осенний лес,
..................................................................................................................................
Конспект по экологическому воспитанию
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером ко...
Конспект НОД «Экологическое воспитание» для старшей группы «Дружок» на тему: « Очистим планету от мусора».
Конспект НОД «Экологическое воспитание»для старшей группы «Дружок»на тему: « Очистим планету от мусора»....