Конспект по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мубаракшина Гульнара Равилевна

1.      Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, прозрачность, растворитель некоторых веществ, вкус, цвет, запах, умеет отражать),  Беседа о значение воды для всего живого на земле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx647.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе  составила воспитатель Мубаракшина Г.Р

Конспект  «Свойства   воды»

Цель:

Совершенствовать представление детей разнообразных свойствах воды.

    Программные задачи:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды .
  2.  Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, прозрачность, растворитель некоторых веществ, вкус, цвет, запах, умеет отражать), уточнить значение воды для всего живого на земле.
  3. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , ,безвкусная, прозрачная.
  4. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.Развивать у детей фонематический слух.
  5. Воспитывать бережное отношение к воде.
  6. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
  2. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
  3. Отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение за снегом, льдом, водой. Дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна на воде?», «Куда течёт вода?»

Методы и приемы:

  1. Практический: опыты.
  2. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

  1. Пластмассовые стаканы, вода, дольки лимона, соль, ложечки, камешки
  2. Интерактивная доска

Ход занятия:

Воспитатель:

Ну наконец то  - Все в сборе!

 И взрослые и дети!

Мы можем начинать?

Да!!!!

Но для начала,

Нам нужно « Радостно,Здрааавствуйте» сказать!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:  Скорее дружно за руки возьмемся!!!

И  мило -- другу улыбнемся!

Мы пожмем друг другу руки

Пусть бежит тепло по кругу!

Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом.

Ребята , сейчас я вам загадаю загадки , и когда вы их отгадаете, то сможете понять о чем мы сегодня с вами будем говорить

Готовы?

Предполагаемые ответы детей:

Да.

1. Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. ………..(1слайд Ручеёк)

Картинки по запросу картинка ручей

2. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная……. ………………….(2слайд Озеро)

Картинки по запросу картинка озеро

3. День и ночь с высоты прыгает  ,

А все  не устаёт………….. ……………………………(3слайд Водопад)

Картинки по запросу картинка водопад

4. Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет и места  для ноги. ………………………………..(4слайд Болото)

Картинки по запросу картинка болото

5. В тихую погоду — нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде. ………………(6слайд Волны)

Картинки по запросу картинка волны

6. В морях и реках обитаю,

Но часто по небу летаю.

 А наскучит мне  летать,

 На землю падаю опять……………………….. (6слайд Вода)

Картинки по запросу картинка дождь

Воспитатель:  Ребята Скажите пожалуйста . Что объединяет все эти загадки?

-Предполагаемые ответы детей.

-во всех загадках живет вода.

-Воспитатель:

-Правильно !

Это правда, во всех загадках живет вода!

Картинки по запросу картинка воды для детей

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Предполагаемые ответы детей.

Морях, реках, озерах, болотах….

Воспитатель: 

-Скажите ,в морях и океанах – вода какая?

Предполагаемые ответы детей.

-Солёная, холодная… (воспитатель привлекает детей к речевой работе)

 Воспитатель:

-вода в море – как называют её по-другому?

Предполагаемые ответы детей.

-Морская.

Воспитатель: 

-Вода в океане

Предполагаемые ответы детей.

 – океаническая….,

Воспитатель: 

-в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).

-Какая это вода (в отличие от солёной, морской)?

Предполагаемые ответы детей

-Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

 Вода нас окружает повсюду, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды. Учёные призывают все людей заботится о воде, потому что она не обыкновенная и имеет много секретов.

2 часть занятия  экспериментальная

Воспитатель:

 Я хочу вас пригласить в лабораторию «Интересных открытий». А что делают в лаборатории?

Предполагаемые ответы детей:

проводят эксперименты, опыты,

 

Правильно, проводят опыты.

Исследовать мы будем воду, вернее свойства воды. Мы вспомним то, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать. Давайте превратимся в настоящих учёных и оденем белые халаты. Ребята, а для чего лаборантам халаты?

Предполагаемые ответы детей:

Правильно, чтобы не испачкаться.

Воспитатель:

Но, прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Инструктаж о правилах работы с водой:

Ответы детей:

  • Не шуметь -этим мы мешаем другим.

  •  Аккуратно обращаться с оборудованием.
  • Помнить, что стаканчики могут опрокинуться и разольётся вода
  • Слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта.
  • Воспитатель:

Молодцы! Всё правильно вы помните. Ну что приступим? Проходите в лабораторию, оглянитесь и занимайте места. Приступим к нашему исследованию.

 (пригласить детей в импровизированную лабораторию, где на столах лежат предметы для проведения опытов)

Воспитатель:

Ребята! Посмотрите пожалуйста и скажите, какие  предметы  мы  будем использовать для проведения экспериментов.

 Предполагаемые ответы детей:

Перечисляют всё, что стоит на столе.

( салфетки , пробирки, стаканчики, пипетка, трубочки,камешки)

Свойство 1

Опыт 1.  Вода – это жидкость.

Воспитатель:

 Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

-Льётся вода?

Ответы детей:

-Вода льется.

Воспитатель:

 -Почему вода льется?

Ответы детей:

 -Потому, что она жидкая.

Воспитатель:

-Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Воспитатель:

 Какой сделаем вывод?

 Вода – жидкая и ее можно переливать в разные сосуды. Воду называют жидкостью.

Свойство 2.

Опыт 2: Чистая вода -прозрачная или нет?

 Воспитатель:

  -Скажите пожалуйста ребятки, всякая ли вода может быть чистой?

Предполагаемые ответы детей:

-Нет, вода в болоте не чистая, вода в луже не чистая….,если в воду добавить что-то  она станет не чистая…

Воспитатель:

Правильно ребятки.

Ребятки, а сейчас я вам покажу маленький фокус с камешками.

Возьмите два стакана – один с водой, а другой с цветной водичкой (воду заранее развести в разные цвета.

Перед вами лежат камешки их 5 штук.

Сейчас я отвернусь и что-то с камешками сделаю, а вы должны догадаться, что я сделала и с делать вывод.

воспитатель отворачивается и опускает в один стаканчик с чистой водой 2 камешка, а в другой с цветной водой 3 камешка) Детям нужно отгадать сколько камешков в стакане с цветной водой.

Я готова!

Предполагаемые ответы детей:

Мы догадались

В стаканчике с цветной водой опустили 3 камешка, потому что в стакане с чистой водой видно только 2 камешка, а 3+2=5

Воспитатель:

Абсолютно верно.

Проделайте с камушками такой же эксперимент, и мы вместе попробуем отгадать сколько камешек спряталось в цветном стаканчике.

Дети выполняют действие, опускают камешки в стаканчики с цветной и чистой водой.

Затем у одного отгадывают.

Молодцы ребята!

Значит какой можно сделать вывод

 Вывод: в  чистой  воде камешки видно , значит она прозрачная, а в цветной – не видны ,значит она не прозрачная и не чистая .

 Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого мы заранее  намочили  кисточку и окунули ее   в краску. Добавляя краску понемногу, наблюдали , как изменяется непрозрачность воды.  Итак, делаем вывод, что  чистая вода  -это прозрачная жидкость.

Свойство 3

Опыт 3: Вода – растворяет и имеет вкус.

Воспитатель:

Ребята, пробуйте воду с стаканчике № 3 и скажите есть ли у воды вкус?

Затем предложить детям растворить аскорбиновую кислоту. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. (Вода стала кислая.)

Предполагаемые ответы:

Вода приобрела вкус, стала кислой

Вывод: Своего вкуса у воды нет.

А что случилось с веществом которые мы положили в воду? 

Предполагаемые ответы:

Вещество растворилось, значит вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус.

Физминутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Необходимо немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (д. располагаются на ковре в произвольном порядке).

Разминая поясницу, мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).

На последок, всем известно, как всегда, ходьба на месте. (Ходьба на месте).

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. -Отдохнули ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжаем изучение воды.

№2

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе –раз, это брасс,

Одной, другой- кроль.

Все как один,

Плывем как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

Свойство 4

Опыт 4: Имеет ли вода запах?

Воспитатель:

Скажите ребята пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет.

Пригласить одного ребенка к себе и дать понюхать стаканчик с чистой водой.

Попробуйте все понюхать стаканчик с чистой водой?

Предполагаемые ответы детей

Нет, вода не пахнет

Воспитатель:

Правильно, вода ничем не пахнет!

Воспитатель:

А теперь ребята положите в стаканчик №4 лимон  и понюхайте воду  Есть запах у воды?

Предполагаемые ответы детей

 У воды появился  запах,аромат лимона

Воспитатель:

Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?

Предполагаемые ответы детей

Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет.

Воспитатель:

Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Предполагаемые ответы детей

Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь с запахом  , то у воды появится запах,  того что в нее добавили.

 Вывод: Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Свойство 6

Опыт 5: Способность воды отражать предметы.

Воспитатель:

-Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

-Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё отражение).

Предполагаемые ответы детей:

Себя, своё отражение, своё лицо…

Воспитатель:

-А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале,)

Предполагаемые ответы детей:

В зеркале…

Воспитатель:

-Значит и вода может отражать предметы, так же как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы своё отражение? (Очень плохо, оно размытое).

Вывод: Спокойная вода отражает предметы как зеркало. Если вода не спокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.

На этом наша экскурсия в лабораторию «Интересных открытий» закончилась.

  • Ребята, скажите мне пожалуйста, что мы делали в лаборатории?
  • А что вам больше всего понравилось делать в лаборатории?
  • Что ещё запомнилось?

 Ребята, я рада, что вы так много узнали интересного о воде. И я хочу вас попросить  это сделать дома  с родителями, а мне потом расскажете, как у вас все прошло.

А еще ребятки вода –это самое дорогое на планете земля, без воды нет жизни на земле. Вода состоит из капелек, каждая капелька дает жизнь. Давайте мы с вами подарим эти капельки нашим гостям, пусть они напоминают нашим гостям о нас.

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологическому воспитанию для старшей группы "Волшебница вода".

Цели:1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); разв...

Конспект по экологическому воспитанию на тему:: "Дождик песенку поет"

Программное содержание: продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы – водой. Расширять представления о свойствах воды: цвет, прозрачность, льется и т.д. побуждать детей проводить с в...

конспект по экологическому воспитанию "Беседа о картофеле"

дать представление о происхождении картофеля, приемах его возделыванияактивизировать и обогащать словарный запас  детейзакреплять знания детей об овощахсогласовывать свои действия с действиями др...

Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком"

Конспект по экологическому воспитанию в первой младшей группе "Знакомство с коровой и теленком" Цели: Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище...

Конспект по экологическому воспитанию во второй младшей группе. ,,Сказочное путешествие в осенний лес,

..................................................................................................................................

Конспект по экологическому воспитанию

Программные задачи.   Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером ко...

Конспект НОД «Экологическое воспитание» для старшей группы «Дружок» на тему: « Очистим планету от мусора».

Конспект НОД «Экологическое воспитание»для старшей группы «Дружок»на тему: « Очистим планету от мусора»....