Конспект по экологическому воспитанию для старшей группы "Волшебница вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цели:

1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной);

2. Воспитательные: развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту); прививать бережное отношение к воде;

3.  Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1234.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НА ТЕМУ:

«Волшебница вода»

Конспект занятия                              

по экологическому воспитанию      

в подготовительной группе              

воспитателя МДОУ №30                  

Кутеповой Натальи Владимировны

Цели:

  1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной);
  2. Воспитательные: развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту); прививать бережное отношение к воде;
  3. Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, её роли в жизни человека;
  2. Проведение занятий – экспериментирований с водой;
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
  4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка» и др.;
  5. Чтение художественной литературы.

Материал для занятия:

-стеклянные стаканчики, тарелки, баночки;

-вещества: соль, сахар, растительное масло;

-предметы круглой и квадратной формы;

-иллюстрации с изображением водоёмов, водохранилищ;

-кипятильник.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей) Правильно, проводят различные опыты. Ребята, сегодня мы будем проводить опыты с одним очень важным в жизни человека веществом, но чтобы отгадать это вещество я вам загадаю загадку:

Если руки наши в ваксе                                                

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?                                    
Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...

(ответ детей – вода)        

Воспитатель: Молодцы, ребята! Это вода. А подскажите мне, где мы можем встретить воду у нас в городе? (ответы детей – в фонтанах, в реке, в кране и т.д.) А что делает у нас вода в фонтанах, реке, кранах? (ответы детей – вода плещется, течёт, журчит, льётся, переливается, бежит).

Воспитатель: Вы сказали: «вода льётся журчит». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети: стеклянная.

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг о друга, т.к. можно разбить.

Воспитатель: Давайте ... и ... проведут небольшой опыт: возьмут по бутылке с водой  и выльют немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает у детей, почему они смогли вылить воду из бутылочки на блюдечко, почему вода растеклась по блюдечку?

Дети: вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у нас на столе лежат кубик и шарик. Какой они формы?

Дети: кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Воспитатель: Если мы их возьмём в руки, положим на стол, они изменят свою форму?

Дети: нет, форма не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт: нальём воду из бутылок в стакан и в баночку.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Итак, что произошло с водой, когда мы её налили в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: форму баночки.

Воспитатель: Правильно! А когда воду налили в стакан?

Дети: форму стакана.

Воспитатель: Значит, можно сделать вывод, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму того предмета?

Дети: форму этих предметов.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, чтобы немного отвлечься, я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос «вода – это хорошо. Почему?», другая «вода – это плохо. Почему?».

Итак, начали: «вода – это хорошо. Почему?»

Дети: вода нужна для питья, чтобы умываться, мыть руки, водой можно закаляться, играть, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, растения.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем вторую команду: «вода – это плохо. Почему?»

Дети: если в жару напиться холодной воды, можно заболеть, горячей водой можно обжечься, можно пролить воду на пол, поскользнуться и упасть, если часто поливать растения они могут погибнуть, если не умеешь плавать - можно утонуть, бывают наводнения и вода разрушает дома, гибнут люди.

Воспитатель: Молодцы, ребята! С заданием справились обе команды. Садимся на свои стульчики. Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? (ответы детей) А что так сильно нагревает воду? (ответы детей) Совершенно верно. На наше занятие я принесла один из электроприборов – кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.

Дети рассаживаются вокруг стола. Проводится опыт.

Воспитатель: Вода постепенно нагревается, что с ней происходит?

Дети: она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: Итак, скажите какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: вода может нагреваться.

Воспитатель: А сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но всё ещё горячая. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? (ответы детей) Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Смотрите, оно запотело, появились капельки воды. Какой мы можем сделать вывод, что пар – это ...(ответы детей),да, это вода, очень сильно нагретая. А теперь давайте немного отдохнём: встаём, повторяем за мной слова и движения.

Физминутка: А часы идут.

                       Тик-так, тик-так,

                       В доме кто умеет так?

                       Это маятник в часах,

                       Отбивает каждый такт

                       (наклоны вправо, влево)

                       А в часах сидит кукушка

                       У неё своя избушка.

                       (садятся, показывают избушку - руки над головой)

                       Прокукует птичка время,

                       Снова спрячется за дверью,

                       (приседания)

                       А часы идут, идут,

                       (ходьба на месте)

                       Иногда вдруг отстают.

                       (замедление темпа хода)

                       А бывает, что спешат,

                       Словно убежать хотят!

                       (бег на месте)

                       Если их не заведут,

                       То они совсем встают.

                       (дети останавливаются)

Воспитатель: Вот мы немного размялись, приступаем к следующему опыту. Ребята, подойдите к моему столу. У меня здесь три стаканчика, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Первая загадка:

Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал - там и пропал.

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют правильность ответа.

Вторая загадка:

Отдельно - я не так вкусна,                    
Но в пище — каждому нужна.

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,

Тот вкуса не знает.

Убирает вторую салфетку.

Третья загадка:  

Желтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит.

(масло)

Воспитатель: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды?

Дети: потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: Предлагаю провести опыт. Бросим в один стакан сахар, а в другой соль, размешаем.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Посмотрите, действительно, сахар и соль растворились в воде. Ребята, а все вещества растворяются в воде?(ответы детей) А если мы в воду нальём подсолнечное масло?

Проводится опыт.

Воспитатель: Смотрите, масло не растворилось в воде, оно осталось плавать на поверхности воды. Какой же мы сделаем вывод? Что одни вещества могут растворяться в воде, а другие...(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мы много провели опытов с водой, узнали её свойства и мы знаем, что человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё-таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется: «какая бывает вода?»

ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч, ребёнок отвечает (минеральная, водопроводная, безвкусная, болотная, родниковая, речная).

Воспитатель: Ребята, вода – это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети: вода – это жидкость;

          вода не имеет формы;

          вода может нагреваться, быть горячей;

          вода может растворять одни предметы и не может другие;

          вода может испаряться, т.е. пар – это тоже вода.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Давайте послушаем стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница вода».

Вы, слышали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Экологическое воспитание» для старшей группы «Дружок» на тему: « Очистим планету от мусора».

Конспект НОД «Экологическое воспитание»для старшей группы «Дружок»на тему: « Очистим планету от мусора»....

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе

На данном занятии дети участся экономить воду и бережно относиться к неживой природе. Закрепляют правила работы с водой и песком. Получают знания по экологии. В данном случае  -  круговорт в...

конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода в жизни человека"

увлекательное интегрированное занятие по экологическому воспитанию "Вода в жизни человека"...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода – это жизнь»

Конспект НОД разработан для детей старшей группы. Основные задачи -  уточнять и расширять знания детей о значении воды и формировать интерес  к охране воды....

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода-это жизнь, бесценный дар, ботатство страны"

Цель данного занятия-формирование основ экологического мировоззрения и прородоохраняемого сознания, ответственного отношения к окружающей среде....

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода».

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода»...