Самообразование
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Устьянцева Евгения Александровна

Отчет воспитателя по самообразованию на тему

«Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

2016-2017 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_16-17.docx58.41 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет воспитателя по самообразованию на тему

«Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

2016-2017 учебный год.

Воспитатель: Устьянцева Е.А.

Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать  участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира

Практическое содержание разделов.

Изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группах младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).

Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).

Тема: «Вода»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой дети опускали шишки, пластмассовые шарики, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Сотрудничество с семьями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы» (Приложение 5).

В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» и памятку для родителей «Как отвечать на детские вопросы» (Приложение 6).

В октябре 2016 года принимала участие в районном конкурсе для педагогов «Мой мастер-класс».

Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги мониторинга развития детей в конце учебного года, я отметила, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Приложение 1.

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего дошкольного возраста.

ТЕМА: Вода
Д/Упражнения:
«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай мячик».

Цель: Учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща (форма организации – предметно - манипулятивная деятельность, режимные моменты).

 «Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать (форма организации – режимные моменты).

«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (форма организации — часть занятий).

«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой (форма организации игра).

«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой (форма организации- режимные моменты).

«Найди колечко»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная (форма организации- опыт).

«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной (форма организации -опыт).

«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (форма организации- часть занятия).

«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет вкуса (форма организации - режимные моменты).

«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются (форма организации -опыт).

«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества растворяясь в воде, могут передавать воде свой вкус (форма организации - опыт).

«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд (форма организации- опыт).

«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду (форма организации- опыт).

«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной(форма организации- опыт).

«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться (форма организации – опыт).

«Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации (форма организации — опыт).

«Высушим»
Цель: Дать детям представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени (форма организации – опыт).

Песок:

«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый (форма организации - игра).

«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться (форма организации - опыт).

«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму (форма организации – часть занятия)

«Следы»
Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки (форма организации – игра).

«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок (форма организации – наблюдение на прогулке).

Воздух:

«Поймаем воздух»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден (форма организации — игра).

«Наберём воздух в стакан»
Цель: Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду (форма организации – опыт).

«Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух (форма организации – опыт)

«Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух легче воды (форма организации –игра).

«Утопим игрушки»
Цель: Дать представление детям о том, что воздух легче воды (форма организации – игра).

«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха (форма организации – игра)

«Лодочка плыви»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха (форма организации — часть занятия).

«Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха (форма организации – наблюдение на прогулке).

Камни:

«Помоем камешки»
Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые (форма организации- опыт).

«Тёплые-холодные»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми(форма организации — опыт).

«Лёгкий – тяжёлый»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые(форма организации – часть занятия)

«Какой формы камень?»
Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму (форма организации – часть занятия).

 «Твёрдый-мягкий»
Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые (форма организации -опыт).

Бумага:

«Бумажные листочки»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая (форма организации – опыт).

«Тонкая-толстая»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой (форма организации — опыт).

«Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться (форма организации – опыт).

«Кораблик»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде (форма организации — опыт).

Приложение 2

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для совместной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, магниты);
7. Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, одноразовые шприцы разного объема);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

1. Свойства воды;
2. Воздух и его свойства;
3. Твердое тело: камень; песок
4. Свойства бумаги

Приложение 3

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование:  несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, к нам пришел в гости «Волшебный мешок». Хочет нам что то показать. Посмотрим? Да. «Волшебный мешок» покажет нам много нового и интересного.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много (ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.

А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой.

Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, из него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить из мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.

Ребята, «Волшебному мешку» пора уходить. Давайте прощаться с ним.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование:  большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек (маленький); поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл «Волшебный мешок». Он приглашает нас снова провести опыты. В мешке лежат камни разного размера (большие и меленькие).

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни? тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие. Ответы детей. Ребята, камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается, потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и синие. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с  «Волшебным мешком»

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование:  стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

«Волшебный мешок» снова пришел к нам в  гости. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

Тоже самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Ребята, вам понравились опыты «Волшебным мешком»? Дети повторяют, чем они сегодня занимались. Прощаются.

Приложение 4

Картотека опытов

Эксперименты с водой
Тема:
 «Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком
Тема:
 «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Почему получились отпечатки ладошек? (По тому,  что песок намочили).

Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом
Тема:
 «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
Эксперименты с камнями
Тема:
 «Легкий – тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой
Тема:
 «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Приложение 5

Сценарий родительского собрания

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее значении.

Оборудование:  Колобок, тазик с водой, лист бумаги, ножницы, карандаши, соломинки, ёмкость с песком, камень, вата.

План собрания:

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие экспериментаторы».

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями. Обсуждение.

3. Разное. Выборы родительского комитета.

Ход собрания:

Подготовительный этап

  • Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
  • Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
  • Оформить  памятки «Как отвечать на детские вопросы».
  • Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
  • Распечатать консультацию «Детское экспериментирование».

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи «Звуки природы» (шум дождя, ветра, моря);

1 часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

«Маленькие экспериментаторы»

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!» Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении ребенка была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, ребенок уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти ребенка и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детскую любознательность  в нужное русло.

В «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова - «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы», «По развитию любознательности», консультация  «Детское экспериментирование». Очень хотелось, чтобы вы почерпнули из них что-то полезное. Хотя самостоятельность ребенка заметно выросла,  но он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2 часть.

Уважаемые родители закройте глаза. А теперь медленно открывайте, мы с вами дети, а дети любят сказки. Мы оказались в сказки «Колобок» (Колобок лежит на окошке домика).

Колобок: Сколько можно здесь лежать надо мир открывать. Покачусь, посмотрю, что там за забором.

Воспитатель: Здравствуй, Колобок!

Колобок: Здравствуйте, ребята! (за Колобка говорит воспитатель)

Некогда, мне с вами разговаривать, я качусь мир открывать. И покатился Колобок за забор, а за забором  он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Колобок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Но вдруг подул сильный ветер, и Колобок испугался и спрятался за большой куст.

Опыт № 2.

Возьмите стаканы, опустите в стаканы соломинки и подуйте. Получиться буря в стакане.

Пока Колобок прятался от бури он намок и выкатился на солнышко погреться. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 3

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа Колобка, а потом кошки или птицы.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Катился Колобок вокруг пруда, катился и увидел еще одного Колобка. (Большой, круглый камень.) УРА!  Это мой брат!

Опыт № 4

Берем камень и вату и сравниваем. Камень твердый, а вата мягкая.

Устал Колобок и решил вернуться домой, но у него осталось ещё много вопросов без ответов.

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему возникает буря?

3. Почему остались следы на песке?

4. Почему камни твердые?

Детишки, закрываем глаза и медленно открываем. Мы опять с вами взрослые. Интересно вам было путешествовать? Можете ли вы делать эксперименты со своими детьми дома?

Приложение

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

1.Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?

2.Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

3.Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания,  используя различные средства информации?

4.Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5.К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

6.Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

7.Что делается в семье для развития интересов ребенка?

8.Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

9.Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Приложение 6

Памятка для 

 родителей

«Как отвечать на детские вопросы»

  1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

  1. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  1. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

  1. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

  1. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

  1. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

  1. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

  1. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

pam

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...