Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) по теме

Устьянцева Евгения Александровна

 

         Мастер-класс

«Использование в работе

приемов  экспериментирования

с детьми младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_moy.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

        Мастер-класс 

«Использование в работе

приемов нетрадиционного экспериментирования

с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела: 

                                       воспитатель МКДОУ «Д/с № 14» Устьянцева Е.А.

Коркино

2016

Цель мастер-класса:

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования приемов нетрадиционного экспериментирования с объектами окружающей действительности.

Задачи:

  1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей;
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мастер - класс проводится для педагогов ДОУ.

Продолжительность - 15 минут

Форма проведения:

5минут – вводная часть

10 минут - практическая деятельность

Конечный результат:

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в познавательно-экспериментальной деятельности.

Содержание мастер-класса:

1.Теоретическая часть «Использование в работе приемов нетрадиционного экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста» – 5 мин.

2.Практическая деятельность. – 10 мин.

Оборудование:

Опыт №1: пена для бритья, сода пищевая, широкая стеклянная ёмкость с высокими краями, ложка, резиновые перчатки.

Опыт №2: глубокая тарелка, стеклянный стакан, лимонная кислота, вода, ложка.

Опыт №3: три стеклянных стаканчика, вода, сахарный песок, краски трех цветов, 3 кисточки, 2 чайные ложки, 3 больших шприца, 1 высокий стеклянный стакан.

Опыт №4: высокая стеклянная ёмкость (банка), 3 стеклянных стаканчика, 2 пипетки, ложечка, пищевые красители (2 разных), вода, масло растительное.

1.Вводная часть

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.             Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, но также и как средство для активизации и повышения эмоционально-чувственного восприятия детьми окружающего мира. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с предметами и явлениями окружающего мира к его пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
  • развивается речь;
  • происходит накопление фонда умственных умений;
  • формируется самостоятельность;
  • развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности.

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки - помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

2.Практическая часть.

А сейчас я  предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где продемонстрирую Вам некоторые виды нетрадиционного экспериментирования,  элементы которого применяются мною не только в совместной, но и в непосредственно образовательной деятельности с детьми. Сказка называется  «Удивительная прогулка Колобка…..»

Однажды Колобок решил пойти погулять. Спрыгнул он с окошка и покатился. Катится Колобок, катится…, и вдруг стало ему так грустно одному. Задумался Колобок: «Вот был бы братец у меня, вдвоем веселее. Как там бабка делала?… помела, поскребла…»

Опыт №1

Поместите в стеклянную ёмкость с высокими краями пену для бритья, добавьте пищевую соду, перемешайте, из полученной массы слепите колобок.

Колобок: Ух ты! Здорово! Только ты братец бледноват, Снежок какой-то!

И покатились два братца по дорожке. Оказались они на берегу ручья, через который перекинут узенький мостик.

Колобок: Будь внимателен, Снежок, можно с мостика упасть.

Но Снежок не удержался, поскользнулся, упал с мостика в ручей и растаял.

Опыт №2

Поместите «снежок» в стакан с водным раствором лимонной кислоты. Стакан предварительно поставьте в глубокую тарелку.

Огорчился Колобок. Идет, плачет, по сторонам не смотрит. Вдруг, свет необычный увидел Колобок. Да это же радуга в небе!

Колобок: Как красиво! Вот бы эту радугу бабе с дедом показать!

Опыт №3

 Три стаканчика с водой: в первом – чистая вода, во второй добавьте 1 чайную ложку сахарного песка, в третий – 2 ложки, перемешайте. Закрасьте воду в стаканчиках разным цветом (красный, желтый, зеленый). При помощи большого шприца наберите воду из первого стаканчика и поместите её в высокий стакан. Наберите воду из второго стаканчика, опустите шприц до дна стакана и аккуратно влейте, затем из третьего стаканчика.

Колобок: Ура! Радуга в стакане!

И покатился Колобок домой. А бабушка с дедушкой его в окошко увидали и так обрадовались, что решили устроить праздничный салют.

Опыт №4

Растворить пищевые красители в небольшом количестве воды. Полученные растворы капать при помощи пипетки в стаканчик с растительным маслом, перемешать ложкой. Полученную смесь вылить в высокую емкость с водой (банку).

Вот такая удивительная прогулка получилась у Колобка.

Применяя в своей работе данные приемы я учу детей  видеть в обычном - необычное, в знакомом - незнакомое, в известном - неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса Вы получили определенные представления об эффективности использования приемов нетрадиционного экспериментирования  и что наш мастер-класс пробудил в Вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".

Мастер класс ;использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Использование спортивного инвентаря при проведении подвижных игр» (средний дошкольный возраст)

Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих  прав...

Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"

Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми является важным фактором сохранения здоровья и своевременного гармоничного развития ребёнка....

Мастер-класс «Использование коллажной техники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Материал может использоваться воспитателями, учителями – логопедами, родителями....

МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...