Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) по теме
Мастер-класс
«Использование в работе
приемов экспериментирования
с детьми младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_moy.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»
Мастер-класс
«Использование в работе
приемов нетрадиционного экспериментирования
с детьми младшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
воспитатель МКДОУ «Д/с № 14» Устьянцева Е.А.
Коркино
2016
Цель мастер-класса:
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования приемов нетрадиционного экспериментирования с объектами окружающей действительности.
Задачи:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей;
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мастер - класс проводится для педагогов ДОУ.
Продолжительность - 15 минут
Форма проведения:
5минут – вводная часть
10 минут - практическая деятельность
Конечный результат:
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в познавательно-экспериментальной деятельности.
Содержание мастер-класса:
1.Теоретическая часть «Использование в работе приемов нетрадиционного экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста» – 5 мин.
2.Практическая деятельность. – 10 мин.
Оборудование:
Опыт №1: пена для бритья, сода пищевая, широкая стеклянная ёмкость с высокими краями, ложка, резиновые перчатки.
Опыт №2: глубокая тарелка, стеклянный стакан, лимонная кислота, вода, ложка.
Опыт №3: три стеклянных стаканчика, вода, сахарный песок, краски трех цветов, 3 кисточки, 2 чайные ложки, 3 больших шприца, 1 высокий стеклянный стакан.
Опыт №4: высокая стеклянная ёмкость (банка), 3 стеклянных стаканчика, 2 пипетки, ложечка, пищевые красители (2 разных), вода, масло растительное.
1.Вводная часть
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, но также и как средство для активизации и повышения эмоционально-чувственного восприятия детьми окружающего мира. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с предметами и явлениями окружающего мира к его пониманию.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь;
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность;
- развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки - помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
2.Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где продемонстрирую Вам некоторые виды нетрадиционного экспериментирования, элементы которого применяются мною не только в совместной, но и в непосредственно образовательной деятельности с детьми. Сказка называется «Удивительная прогулка Колобка…..»
Однажды Колобок решил пойти погулять. Спрыгнул он с окошка и покатился. Катится Колобок, катится…, и вдруг стало ему так грустно одному. Задумался Колобок: «Вот был бы братец у меня, вдвоем веселее. Как там бабка делала?… помела, поскребла…»
Опыт №1
Поместите в стеклянную ёмкость с высокими краями пену для бритья, добавьте пищевую соду, перемешайте, из полученной массы слепите колобок.
Колобок: Ух ты! Здорово! Только ты братец бледноват, Снежок какой-то!
И покатились два братца по дорожке. Оказались они на берегу ручья, через который перекинут узенький мостик.
Колобок: Будь внимателен, Снежок, можно с мостика упасть.
Но Снежок не удержался, поскользнулся, упал с мостика в ручей и растаял.
Опыт №2
Поместите «снежок» в стакан с водным раствором лимонной кислоты. Стакан предварительно поставьте в глубокую тарелку.
Огорчился Колобок. Идет, плачет, по сторонам не смотрит. Вдруг, свет необычный увидел Колобок. Да это же радуга в небе!
Колобок: Как красиво! Вот бы эту радугу бабе с дедом показать!
Опыт №3
Три стаканчика с водой: в первом – чистая вода, во второй добавьте 1 чайную ложку сахарного песка, в третий – 2 ложки, перемешайте. Закрасьте воду в стаканчиках разным цветом (красный, желтый, зеленый). При помощи большого шприца наберите воду из первого стаканчика и поместите её в высокий стакан. Наберите воду из второго стаканчика, опустите шприц до дна стакана и аккуратно влейте, затем из третьего стаканчика.
Колобок: Ура! Радуга в стакане!
И покатился Колобок домой. А бабушка с дедушкой его в окошко увидали и так обрадовались, что решили устроить праздничный салют.
Опыт №4
Растворить пищевые красители в небольшом количестве воды. Полученные растворы капать при помощи пипетки в стаканчик с растительным маслом, перемешать ложкой. Полученную смесь вылить в высокую емкость с водой (банку).
Вот такая удивительная прогулка получилась у Колобка.
Применяя в своей работе данные приемы я учу детей видеть в обычном - необычное, в знакомом - незнакомое, в известном - неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.
Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса Вы получили определенные представления об эффективности использования приемов нетрадиционного экспериментирования и что наш мастер-класс пробудил в Вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс Использование техники батик в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста
конспект мастер-класса...
Мастер - класс " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".
Мастер класс ;использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Мастер-класс «Использование спортивного инвентаря при проведении подвижных игр» (средний дошкольный возраст)
Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих прав...
Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"
Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"...
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми является важным фактором сохранения здоровья и своевременного гармоничного развития ребёнка....
Мастер-класс «Использование коллажной техники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Материал может использоваться воспитателями, учителями – логопедами, родителями....
МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...