Эколого – биологическое направление Кружок «АИСТЁНОК»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Работа кружка «Аистёнок» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_muravishka.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МО «Славский городской округ»
______________________________________________________________________________________________________________________________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
Принято Утверждаю
Протокол №1 Заведующий МБДОУ
от «_31__» августа 2016г. детского сада «Теремок»
_______ Т.Н. Репницина
«____» ________2016г.
Модифицированная программа дополнительного образования детей
Эколого – биологическое направление
Кружок
«АИСТЁНОК»
Подготовительная группа
Воспитатель Высшей категории:
Батухтина Т.А.
2016-2017 уч. год
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в 2 недели – среда. План кружка рассчитан на год. Количество детей, посещающих кружок «Аистенок» - 10 детей. Возраст детей: от 6 до 7 лет.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.
Кружок «Аистёнок» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное, зрительная и слуховая память, речь, внимание, восприятие.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Аистёнок» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
СПИСОК ДЕТЕЙ:
1. Карина Вердян
2. Артём Гутфраинт
3. Лиана Гюлумян
4. Маша Краснолобова
5. Анжелика Мирабян
6. Дима Савилов
7. Марина Шванке
8. Кирилл Шеенков
9. Соня Поварова
10. Алёна Гутфраинт
Перспективный план работы кружка «Аистенок»
2017-2018 учебный год
Тема | Задачи | Содержание |
СЕНТЯБРЬ | ||
«Осенний урожай» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
«Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развивать познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
ОКТЯБРЬ | ||
«Растения и животные» | Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе | Д/игра «Два царства», поисковая деятельность, приду-мывание, Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница». |
«Что растения под землёй прячут?» | Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды; учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами. | Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»; рассматривание гербария; посадка лука. |
НОЯБРЬ | ||
«Тайна зелёного листа» | Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений. | Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»; рассказ. |
«Письмо для Дедушки Дерева» | Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения | Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки» |
ДЕКАБРЬ | ||
«Вода не имеет формы». | Дать детям представление о том, что жидкая вода не имеет формы. | Опыт: «Изменит ли кусочек льда свою форму. Если его опустить в стакан , в миску, положить на столе или на ладошку». «Что произойдёт с жидкой водой, если её налить в кувшин, тарелку, стакан?» |
«Чем можно покрасить белую ткань?» | Развитие у детей представления о том, что давно люди окрашивали ткани, пользуясь растительными красками. | Опыт: со свёклой, морковью, с луковой шелухой, с сухой крапивой. Материал: овощи, сухая крапива, тёрка, марля. |
ЯНВАРЬ | ||
«Гости из далёких стран» | Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями. | Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях . |
«Зелёный доктор» | Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать умение детей отличать их от простых растений | Загадки, беседа, чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария. |
ФЕВРАЛЬ | ||
«Пернатые друзья» | Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года. | Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?». |
«Птичья столовая» | Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда. | Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка». |
МАРТ | ||
«Журавль и цапля» | Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. | Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни |
«Сова и попугай» | Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания, строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное и заботливое отношение к пернатому питомцу. | Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение стихотворения Л.Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая. |
АПРЕЛЬ | ||
«Мастера без топора» | Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа. |
«Нелетающие птицы» | Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?» |
МАЙ | ||
«Путешествие по глобусу» | Продолжать знакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. | Беседа, рассматривание глобуса, карты, рассказ воспитателя. |
«Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | беседа о яблони, вишни, сирени; д/игра «От какого дерева цветок», игра - имитация «Собери нектар». |
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
- «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
- В.Н.Черникова «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр
«Сфера», Москва 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эколого-биологическая программа для дошколят "Солнышко"
Эколого-биологическая программа "Солнышко" рассчитана на 1 год обучения для детей 5,5-7 лет. Она знакомит детей с окружающей живой и неживой природой, с флорой и фауной родного края, с правилами повед...
"Рабочая программа эколого-биологической напрвленности "Земляне"
"Рабочая программа" содержит: пояснительную записку, цель и задачи обучения.тематический и переспективный план работы. методы и приёмы обучения. материал для работы, методическое обеспечение использов...
авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)
Программа является результатом обобщения многолетнего практического опыта в области экологического образования и основана на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...
Экскурсия в эколого-биологический центр - фотографии
Фотографии...
Проект эколого-биологической направленности «Зелёные спасатели»
Проект включает в себя основные этапы работы экологического движения "Зелёные спасатели"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....