Эколого-биологическая программа для дошколят "Солнышко"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Эколого-биологическая программа "Солнышко" рассчитана на 1 год обучения для детей 5,5-7 лет. Она знакомит детей с окружающей живой и неживой природой, с флорой и фауной родного края, с правилами поведения в природе, воспитывает бережное отношение к ней. Особенность этой программы - знакомство с лекарственными растениями родного края, местами их произрастания, способами заготовки,применения в народной медицине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_solnyshko.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Остановись в изумлении перед красотой, и в твоём сердце тоже расцветёт красота», - замечательные слова педагога В.А.Сухомлинского, могут быть эпиграфом в работе с детьми по ознакомлению с окружающей природой, формированию и развитию познавательных интересов, воспитанию устойчивого внимания и наблюдательности, формированию культуры общения человека с природой, т.е.экологической культуры:
-умению правильно относиться к окружающей природе, к себе и людям;
-способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитию внимания, способности самостоятельно замечать свойства предметов , явлений, делать простейшие выводы на основе самостоятельной деятельности;
-воспитанию любви и бережного отношения к окружающему миру, всему живому.
Встречи с природой расширяют представление детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные природные явления. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания работы, очень важны для общего развития. Эти эмоции – важный стимул воспитания доброты и трудолюбия.
Ручной труд способствует развитию сенсолиоторики – согласованности в работе глаз и рук, координации движений, гибкости, точности. В процессе работы образуется система навыков и умений. Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Занимательность работы из природного материала развивает у детей внимание. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться совершенных результатов, что ведёт к благоприятному эмоциональному настрою,
способствует развитию личности. Изготовление поделок требует не только полёта фантазии, но и целеустремлённости, настойчивости, умение доводить начатое до конца. В этом труде есть реальные возможности формировать самоконтроль и оценку собственного труда.
. Все познания этой программы направлены на соавторство с великой и доброй матушкой- Природой.
Цель: создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств.
Задачи:
В воспитании: формировать интерес и любовь к природе, к родному краю. Воспитывать доброту, трудолюбие, взаимовыручку.
В обучении:развивать первоначальные представления об окружающем мире, о многообразии живой и неживой природы, умение использовать полученные знания в повседневной жизни и в различных видах творческой деятельности, познакомить учащихся с целебными свойствами растений. Научить использовать растения, шишки, семена, косточковые в творческих поделках.
В развитии: развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности ребёнка через освоение приёмов и навыков работы с природным материалом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 5,5 до 7 лет,
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма занятий – групповая, численность по 10 человек в группе .
Режим занятий: 4 часа в неделю.
Учебные занятия состоят из теоретической и практической частей. В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с явлениями окружающей природы, флорой и фауной родного края, элементарными приемами ухода за животными и растениями, уточняются знания о правилах поведения в природе, на улице и в быту. Дети узнают истоки возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.
Практические занятия направлены на формирование у учащихся навыков и умений по уходу за растениями и животными, изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Наряду с традиционными формами обучения применяются современные педагогические технологии: урок-игра, урок-путешествие, лекция, семинар. Основное содержание работы заключается в комплексном подходе к решению поставленных целей и задач.
Методические рекомендации изучаемого курса.
Проводя с учащимися ознакомительные беседы и наблюдения , прежде всего, чтобы интерес был устойчивым и возрастающим, использовать в работе с детьми как можно больше приемов художественного слова:потешки и загадки, стихи и сказки, легенды и предания, а так же разнообразные видео и аудиоматериалы, игровые моменты.
В основу изобразительно-творческого процесса положен принцип от распределения учебного материала и каждой учебной задачи: от простого к сложному. Чтобы дети глубже почувствовали и усвоили образность и приёмы выполнения поделки на уроке, их собственная практическая деятельность должна от урока к уроку углубляться и обогащаться. Следует варьировать соотношение процесса восприятия и созидания на уроках. Уроки могут начинаться практической работой или теорией и показом наглядности.
Более глубокому и активному отношению к занятиям помогает наглядный материал, реальная поделка, а так же показ слайдов, фотографий и другие методические пособия. При обучении аранжировке из природных материалов необходимо соблюдать требования:
- материал должен быть правильно обработан и храниться по составу и структуре;
-прежде всего изготавливается эскиз и согласно эскиза подбирается материал;
- готовая поделка должна быть не только аккуратно выполнена, но и обработана закрепителями, креплениями, в эстетически оформленной основе.
Перед изготовлением любой флористической работы рассматриваются образцы и материал, используемый в образце. Рассматриваются рисунки, фотографии . Обязательно на практике дети должны уметь методически правильно подобрать материал и подготовить к работе: засушивание, хранение, закрепление лаками, напыление красителями.
Искусство аранжировки цветов и природного материала в едином сочетании создаёт композицию, вызывающую восхищение. Здесь надо обратить внимание, что сложные композиции собираются из отдельных простых материалов.
Дошкольникам сюжет предлагается целостно, может быть даже уже с подготовленных материалов, без подробного анализа. Уделяется больше внимания красоте и сути сюжете или предмета, общему впечатлению.
Дошкольникам предлагается больше мыслить, анализировать и рассматривать свою поделку в её многообразии. Таким образом, от обобщённой формы выполнения поделки дети переходят к более сложной задаче выполнения работы и её предназначимости.
Значительное место на занятиях с детьми младшего возраста занимает совместная деятельность и индивидуальная помощь. Именно совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает решить поставленные цели и задачи.
Создавая красивые сувениры, панно, композиции дети учатся видеть красоту и решать бытовые задачи - украсить дом, изготовить подарок. Показать своё творчество дети могут на выставках и базарах сувениров. В общении с прекрасным быстрее развивается чувство любви к природе, что побуждает оберегать и приумножать её богатства.
Любой вид творчества из природного материала воспитывает не только художественный вкус, но помогает чувствовать прелесть естественных форм. Родители наши главные помощники. Вместе с детьми с удовольствием собирают травы, цветы, коряги, ракушки и находят в этом большое удовольствие. В общении с прекрасным развивается чувство доброты и любви к окружающей природе.
Учебно - тематический план.
№ | Наименование тем. | Теория. | Практика. | Всего часов. |
1. 2. 2. 3 | Вводное занятие «Кубановедение». «Волшебница природа»: 1.1Времена года и сезонные изменения в природе 1.2 Растительный мир 1.3 Животный мир 1.4 «Земля-Вода-Воздух» 1.5 Мастера художественного слова о природе. «Кладовая природы»: 2.1 «Зеленая аптека» 2.2 «Сокровищница-Земля» «Умелые ручки». Выполнение выставочных работ. Заключительное занятие.
Итого: | 2 1 1 1 2 12 30 2 | 3 3 3 12 68 3 1 | 2 4 4 4 2 24 30 2 68 3 1 144 часа |
Содержание программы.
Вводное занятие «Кубановедение».
Организация занятия.Краткий экскурс в историю Кубани, ее природных ресурсах. Объяснение учащимся о видах работы и используемом материале. Знакомство с необходимым оборудованием . Объяснение техники безопасности на занятиях.
«ВОЛШЕБНИЦА-ПРИРОДА»: Времена года и сезонные изменения в природе на Кубани, растительный и животный мир Кубани, комнатные растения, наблюдения и особенности ухода за живыми объектами природы, круговорот воды в природе, мастера художественного слова о природе(произведения В.Бианки, К.Паустовского, И.Никитина,Н.Некрасова, В.Гаршина и т.д., чтение произведений, беседы по содержанию, заучивание наизусть, викторины, ребусы и т.д.)
Кладовая природы
Изучение лекарственных растений Кубани,сбор и засушивание «мать-и –мачеха», «чистотел», «пастушья сумка» и др.Изучение редких природных явлений и полезных ископаемых родного края.
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
Изучение технологии обработки сухоцветов, засушивание их в плоскости и в объёме, хранение. Изготовление работ из морских ракушек, гальки, камешков,сухих семян растений, овощей и фруктов, скорлупок арахиса, абрикосовых косточек и грецких орехов, желудей и шишек, Выполнение работ из засушенных растений в плоскости и в объёме. Изготовление работ декоративной флористики с добавлением макаронных изделий..
Изучение технологии изготовления коллажей. Изготовление новогодних сувениров из шишек, коряг, спилов с добавлением новогодней фурнитуры и мелкой игрушки. . Выполнение панно в полуобъёме с применением скорлупы орехов. Выполнение работ из бросового материала.
Выполнение выставочных работ.
Изготовление выставочных работ по ранее изученным темам в заданной технике на произвольный сюжет.
Заключительное занятие.
Оформление отчётной выставки
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании этого курса учащиеся получают не только знания об окружающей природе но и теории творческого содружества с природой.,
знают лечебные травы и растения, используемые в народной медицине, основные правила поведения в природе, бережного отношения к природе, основы безопасности жизнедеятельности человека, методы и приемы работы с природным материалом, способы его заготовки.
Этапы педагогического контроля
Какие знания, умения контролируются | Форма и виды контроля | Сроки |
Знать особенности природного ландшафта Кубани Знать свойства лекарственных растений Кубани и способы их применения в народной медицине Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве и в особенности работы из природного материала, знать вид работы и его эстетическую направленность. Уметь изготовить основу для работы с учётом заданной темы и подбираемого материала, аккуратно крепить детали клеем, иметь понятие цветового решения работы. | Занятие-зачет, январь Викторина, апрель Зачёт с элементами Практики май |
Условия реализации программы.
Для работы детского объединения «Солнышко» требуется помещение с хорошим освещением. Сидя за столом, дети не должны стеснять друг друга. В кабинете рекомендуется разместить иллюстрации, зеленый уголок, образцы, лучшие работы и действующую выставку согласно темам.
Для проведения занятий необходимо иметь технические средства:аудио и видеоматериалы,предметы ухода за растениями , картон, ножницы, шило, пинцет, клей, лаки, краски.
Дидактический материал:альбомы, репродукции, образцы композиций поделок, образец данной темы и данного вида работы, засушенные в плоскости и объёме растения, коряги, спилы, кора , ракушки, камешки, , искусственную фурнитуру.
Воспитательная работа.
- Совместные мероприятия с играми и конкурсами в течение года:Новый год, День защитника Отечества, Мамин день др.
- «Сюрприз» - изготовление сувениров для родных и друзей.
- Совместное посещение выставок или праздников в Доме художественного творчества в течение года.
- Посещение выставок в музее г. Кореновска в течение года.
Работа с родителями.
- Информация об объединении эколого-эстетического воспитания «Солнышко»» на общешкольных собраниях.
- Выставка работ для родителей.
- Совместное посещение мероприятий – выставки, творческие вечера, вечера развлечений в Доме творчества.
- Индивидуальные беседы и консультации.
Методическая работа.
- - Оформить зеленый уголок «Волшебница-Природа» (сентябрь-ноябрь)
- - Изготовить наглядные пособия на тему «Поделки из семян растений» (декабрь)
- -- Посещение семинаров и открытых занятий в Доме творчества. (по графику)
- - Разработать и подготовить эколого-эстетическое занятие с познавательной информацией «Мой край». (открытое занятие март).
- - Изготовление методических пособий - альбомов «Дикие животные","Домашние животные","Птицы", "Насекомые","Гербарий","Зеленая аптека"," Советы Айболита"(сентябрь-ноябрь)
Используемая литература.
1.М.В.Лучин «Детям о природе» Москва 1987г.
2.»Советы профессора природных наук»О.С.Егорова.1996г.
- «Вдохновение» Е.Ф.Новикова, «Мет», г. Москва, 1994г.
- «Цветов таинственная сила» Н.Наумов, «Панорама», г. Москва, 1993г.
.
- «Икебана» Н.Николаенко, г. Ташкент, 1998г.
- «Красота- это так просто» ВДНХ-СОФ, г. Москва, 1990г.
- «Сделаем это сами» К.Лубкова, «Просвещение», г. Москва, 1983г.
- «Растения - жизнь и здоровье» А.Тризма, Приокское издание, Тула, 1992г
- «Соавтор природа» «Эллис-Лак», г.Москва, 1996г
- «Что можно сделать из природного материала» И.Я.Базик, «Просвещение», г. Москва, 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочая программа эколого-биологической напрвленности "Земляне"
"Рабочая программа" содержит: пояснительную записку, цель и задачи обучения.тематический и переспективный план работы. методы и приёмы обучения. материал для работы, методическое обеспечение использов...
авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)
Программа является результатом обобщения многолетнего практического опыта в области экологического образования и основана на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) «Мы - дети природы» в старшей (разновозрастной)группе «Гномики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) ...
Программа эколого-биологического движения «Юные экологи»
Программа эколого-биологического движения«Юные экологи»...