Проект эколого-биологической направленности «Зелёные спасатели»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Романовская Марина Викторовна

Проект включает в себя основные этапы работы экологического движения "Зелёные спасатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zelyonye_spasateli_-novyy.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

эколого-биологической направленности

 «Зелёные спасатели»

Зеленые спасатели

Автор проекта:

                                               Романовская М.В.

                                                                            воспитатель СП «Детский сад» №29  ГБОУ СОШ №5,

                                      г.о. Сызрань

Содержание экологического проекта «Зеленые спасатели»:

Актуальность……………………………………………………………………….3

Постановка проблемы ……………………………………………………………..4

Цели и задачи проекта……………………………………………………………..5

Планируемый образовательный результат……………………………………….6

Программа реализации педагогического проекта………………………………..7

Основные формы работы……………………………………………………….8 - 9

Этапы реализации проекта………………………………………………………..10

Содержание деятельности………………………………………………………...11

Система работы с родителями……………………………………………………12

Механизм оценки результатов……………………………………………………13

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………… 14

Список литературы ………..…………………………………………………….   15

Приложение:

Приложение №1 Паспорт экологического проекта……………………………..18

Приложение №2 Учебно-тематический план……………………………………19

Приложение №3 Перспективный план ………………………………………20-27

Приложение №4 Общая схема «Экологической тропы»……………………….28

Приложение №5 Схема «Царство природы» ………………………………..….29

Приложение №6 Анализ результатов реализации проекта…………………….30

Приложение №7 Анкета для родителей…………………………………………31

Приложение №8 План-конспект мастер-класса экологического движения

 «Зеленых спасателей»

Приложение №9 Презентация реализации проекта «Зелёные спасатели»

Актуальность

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

И росли как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

          Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

           Формирование экологической культуры дошкольников является необходимым условием становления ответственного отношения их к природе.

          Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимое для жизни условия. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

Постановка проблемы

     Организация и создание полноценной эколого-развивающей среды, различных «экологических пространств», как важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работе с дошкольниками и их родителями, т.к. в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.

Цель проекта:

способствовать обогащению и развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;

формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.

Задачи проекта:

  1. Формировать чувства близости к природе, основы экологической культуры у детей;
  2. Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного      края, их красоте и пользе;
  3. Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  4. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и     неживой природе.

Планируемый образовательный результат

После реализации проекта «Зелёные спасатели» дети смогут овладеть следующими компетенциями:

- создание и поддерживание необходимых условий для роста растений;

- применение навыков и умений по уходу за растениями в уголке природы и на участке детского сада;

- высаживание овощных и зерновых культур, закрепление способов ухаживания за ними;

-  углубленное владение знаниями о живой и неживой природе через экспериментирование;

- принятие самостоятельных решений и выводов  после  постановки опытов и экспериментирования;

- бережное и ответственное отношение к миру природы;

- умения ухаживать за объектами «Царства Природы», самостоятельно решать экологические задачи;

Программа реализации педагогического проекта:

1.Изучение эколого-биологической литературы по  проблемам проекта.

2. Изучение положительного педагогического опыта.

3.Изучение «Методики экологического воспитания детей дошкольного возраста»

4. Разработка учебно-тематического плана проекта (Приложение №2)

5. Разработка перспективного плана работы с детьми (Приложение №3)

6.Создание паспорта «Экологической тропы» (Приложение №1)

 

Основные формы работы

                   Методы

                    Приёмы

1. Наглядный метод

1. Наглядно-зрительные приёмы.

2. Наглядно-слуховые приёмы.

3. Создание презентаций, слайд-шоу.

2. Информационно-рецептивный метод

1.Наблюдение.

2.Рассматривание,  обследование объектов.

3.Разъяснение, объяснение.

4.Установление и взаимосвязи нового с уже знакомым.

3. Репродуктивный метод

1.Воспроизведение известных действий по образцу.

2.Тактильно-мышечные приёмы.

3.Упражнения.

4. Практический метод

1. Показ.

2. Контрастное сопоставление.

3. Опыты и эксперименты.

4.Мастер-классы.

5. Словесный метод

1. Краткое описание и объяснение.

2. Образный сюжетный рассказ.

3. Беседа.

4. Художественное слово.

6. Метод проблемного обучения

1. Творческое использование полученных

    знаний.

2. Самостоятельное пополнение знаний.

3.Создание ситуаций с конкретными условиями действия.

7. Игровой метод

1. Дидактические игры.

2. Развивающие игры.

3. Подвижные игры.

4. Игры-путешествия.

8. Исследовательский метод

1. Самостоятельное придумывание.

2. Сравнение.

3. Импровизация.

4. Выполнение творческого задания по представлению.

9. Соревновательный метод

1. Решение задач в быстром темпе.

2. Нахождение неординарных решений

    для достижения цели.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап: диагностический –  изучение экологических знаний детей;
  • 2 этап: организационный – создание проекта и экологического движения «Зелёные спасатели»;
  • 3 этап: основной – реализация и актуализация экологического проекта.

Содержание деятельности:

Создание «Царства Природы»:

(Приложение №5)

«Царство овощей»  - огород представляет собой экологическую точку на открытом, хорошо освещенном пространстве. На огороде высаживают быстро растущие, рано созревающие овощи.

«Царство лекарственных  растений» - выращивание лекарственных растений: мята перечная, календула, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха.

«Царство цветов» - проводятся практические занятия, где дети самостоятельно смогут сеять, высаживать  рассаду и в дальнейшем ухаживать за данными цветами. Выращивание цветов: васильков, ромашек, петуньи, бархатцев и др.

«Царство полей» - выращивание зерновых культур: пшеницы, ржи, овса, льна.

«Царство экспериментирования» - осуществляется экспериментально-опытническая деятельность с водой, песком и воздухом.

Система работы с родителями

  1. Консультации для родителей:

- «Прогулки в природу»;

- «Зелёный мир на окне»;

2.  Оформление  папки-передвижки на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни»

3. Совместное изготовление книжек-малышек «Экологические сказки»

4. Оформление фотовыставки «Зеленая аптека»

5.Участие в совместном экологическом празднике «Экологами не рождаются – экологами становятся»

6.Создание презентации «Зелёные спасатели» (Приложение №9)

7. Помощь в создании детских проектов на тему «Огород на окне»

8. Совместные акции по благоустройству участка детского сада.

9. Анкетирование родителей «Что вы знаете об экологии?» (Приложение №7)

10. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе.

11. Изготовление атрибутов для экспериментирования.

12. Оформление фотоальбома «Зелёные спасатели».

13. Участие в экологическом  КВН.

Механизм оценки результатов

1.Психолого-педагогическая диагностика.

- диагностические задания;

- анкетирование родителей;

- тестовые работы;

- наблюдения;

- опросчик для детей;

  1. Анализ результатов реализации проекта.

(Приложение №6)

 

Дальнейшее развитие проекта    

1. Создание «Экологической тропы» для решение следующих

задач: экологическое обучение и воспитание, сохранение природы в

прилегающей зоне, создание разных ситуаций, играющие важную роль в деле эколого-педагогической работы с дошкольниками.

 (Приложение №4) 

Уход за тропой на протяжении всего года приучит детей к труду и

бережному отношению к общему достоянию.

2.Развитие самостоятельной исследовательской работы детей для укрепления взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития начал в дошкольниках; убежденности в необходимости беречь природу, опираясь не

только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт.

3. Продолжение формирования навыков правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. Уход за тропой на протяжении всего года приучит детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

4. Проведение мастер - классов команды экологического движения «Зеленых спасателей» для детей детского сада  после изученного блока по учебно-тематическому плану под руководством воспитателя. Мастер – классы «Зеленых спасателей» включают в себя демонстрацию практических умений по пройденному материалу.

(Приложение №8)

 

Список  литературы:

1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание.

2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3.Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-

образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно -

педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - 24-36.

4. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб., Детство – пресс. – 2002.

5.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой,З.А.Михайловой.-244с.- СПб.; Детство- Пресс,2005.

6.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.(серия «Вместе с детьми). 60.

7.Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2002. - 28 с.

8. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

9.Иванова А.И Мир растений /А.И.Иванова – М.:ТЦ Сфера, 2004 – С.37 – 46

10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст: Учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений /С.Н.Николаева –М.: «Академия»,2002.

13.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

14.Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду :– М.: Изд. дом «Карапуз»,

2001.

15.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы): - М.,

ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

16. Энциклопедия комнатного цветоводства.: МОЙ МИР, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)

Программа является результатом обобщения многолетнего  практического  опыта в области экологического образования и основана  на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)

Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...

Эколого – биологическое направление Кружок «АИСТЁНОК»

Работа кружка «Аистёнок» призвана решать следующие задачи:1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»

Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) «Мы - дети природы» в старшей (разновозрастной)группе «Гномики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кружковой деятельности (эколого-биологической направленности)                                ...

Проект эколого - биологической направленности "Зеленое движение"

Проблема взаимодействия человека с природой имеет место быть всегда. Последние годы часто можно слышать: «Уберите человека от природы, и она восстановится сама». Привычка человечества толь...