ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»
материал по окружающему миру (средняя группа)

Ильяшова Ольга Александровна

Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_aistyonok.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

МО «Славский городской округ»

        

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 детский сад «Теремок»

Принято

Протокол №____

от «___» __________201__г

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

детского сада «Теремок»

___________ Репницина Т.Н.

«____» _____________201__г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Эколого - биологической направленности

«АИСТЁНОК»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации – 1 год

Воспитатель I категории

                                                              Ильяшова О.А.

2018 – 2019 уч.год

Аннотация программы

Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в групповом помещении, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26  и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования для развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающаяпредметно-пространственнаясредагруппыобеспечиваетвозможностьобщения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  На занятиях используются дидактические и компьютерные игры, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, художественное слово, музыкальная фонотека.

Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы «Аистенок». Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа

Количество занятий в неделю

Кол – во в месяц

Форма проведения

Кружок «Аистёнок»

4 раза

4 часа

подгрупповая

Итого в год:

36

 Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы

Кол-во частей занятий

1

Живая природа

18

2

Неживая природа

7

3

Экспериментальная деятельность

3

4

Тематические беседы, наблюдения

4

5

Мониторинг

4

Итого:

36

Пояснительная записка

Новизна заключается в том, что программа имеет практическое, образовательное, исследовательское и экологическое направление.

Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.

         Задачи:

  • Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  • Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

Основные направления экологического кружка «Аистёнок».

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Организация деятельности и режим экологического кружка:

 Кружок проводится 1 раз в неделю – вторник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: 

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. 

Дошкольник должен:

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполненных творческих работ, участие в конкурсах.

Перспективный план

Эколого - биологической направленности

«АИСТЁНОК»

Сентябрь    

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 неделя

 №1. Тема: «Наблюдение за кошкой».

 Игра с мячом «Я знаю…»

Программа «МЫ» стр.80

№5. Тема: «Какие разные птицы»

Программа «МЫ» стр.103

№9. Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность» стр.9

№13. Тема: «Будь здоров и весел, хомячок!»

Программа «МЫ» стр.89

№17Тема: «Воздух»

Интернет ресурсы

№21. Тема: «Замерзшая вода»

№25.Тема: «Где прячутся детки?»        

С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.78

№29. Тема: «Тепло – холодно»        

        

С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.80

Тема: «Путешествие в весенний лес»

        

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.116

        

2 неделя

№ 2. Тема: «Кто такой вуалехвост?» Программа «МЫ» стр.84

№6. Тема: «Как узнать птиц»

Программа «МЫ» стр.106

 

№10. Тема: «Свет повсюду; свет и тень»        

Г.П. Тугшева стр.18

№14. Тема: «Кто живет в лесу»        

Программа «МЫ» стр.119

№18. Тема: «Вода(снег, лед)

Интернет ресурсы

№22. Тема: «Разноцветные шарики»        

С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.79

№26. Тема: «Пластмасса, ее качества и свойства»

С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.79

№30. Тема: «Как помочь растению»
(наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)

Опыты с почвой и ветром

3 неделя

№3.Тема: «Кто такой вуалехвост?» Программа «МЫ» стр.84

№7. Тема: «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 104

№11. Тема: «Как поливать растение»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.94

№15. Тема: «Как живут растения зимой»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.101

№19. Тема: «Прогулка в зимний лес»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.105

№23. Тема: «Рассматривание снегиря»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.37

№27. Тема: «Жизнь диких животных зверей в лесу»

№31.Тема: «Как помочь растению»
(наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)

Диагностика

4 неделя

№4. Тема: «Беседа о насекомых»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 89

№8. Тема: «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем».

Программа «МЫ» стр.86

№12. Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.97

№16.Тема: «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.90

№20. Тема:  «Как узнать растение»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.107

№24. Тема: «Сравнение снегиря с вороной»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.37

№28. Тема: «Составление рассказа о комнатном растении»        

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.112

Тема: «Составление рассказа о комнатном растении»        

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.40

Диагностика

        

Материал

                           Вид

Тематика

1. Картины

  - Времена года

  - Сезонные изменения в природе

  - Живая природа

  - Труд людей в природе

2. Плакаты

  - лекарственные травы

  - ягоды

  - овощи и фрукты

  - грибы съедобные и несъедобные

3. Дидактический материал к играм

  - овощи и муляжи овощей

  - ягоды

  - комнатные растения

  - семена

  - зерна кофе

4. Дидактический материал для проведения опытов

 - магнит

 - лупа

  - вода

  - цветные карандаши

  - бумага

  - вата

  - колбы

  - мензурки

  - краситель

  - стакан

5. Лекарственные растения

  - душица

  - мята

  - лимонник

  - шиповник

6. Технические средства

  - диск "Времена года"

 

Список используемой литературы

  1. «МЫ» Программа экологического образования детей – 2006г
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего  возраста – 2010г.
  3. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» -2013г
  4. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников – 2001г
  5. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...