ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»
материал по окружающему миру (средняя группа)
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_aistyonok.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МО «Славский городской округ»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад «Теремок»
Принято Протокол №____ от «___» __________201__г | Утверждаю Заведующий МБДОУ детского сада «Теремок» ___________ Репницина Т.Н. «____» _____________201__г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Эколого - биологической направленности
«АИСТЁНОК»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации – 1 год
Воспитатель I категории
Ильяшова О.А.
2018 – 2019 уч.год
Аннотация программы
Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в групповом помещении, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26 и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования для развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.
Предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающаяпредметно-пространственнаясредагруппыобеспечиваетвозможностьобщения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. На занятиях используются дидактические и компьютерные игры, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, художественное слово, музыкальная фонотека.
Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы «Аистенок». Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа | Количество занятий в неделю | Кол – во в месяц | Форма проведения |
Кружок «Аистёнок» | 4 раза | 4 часа | подгрупповая |
Итого в год: | 36 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Кол-во частей занятий |
1 | Живая природа | 18 |
2 | Неживая природа | 7 |
3 | Экспериментальная деятельность | 3 |
4 | Тематические беседы, наблюдения | 4 |
5 | Мониторинг | 4 |
Итого: | 36 |
Пояснительная записка
Новизна заключается в том, что программа имеет практическое, образовательное, исследовательское и экологическое направление.
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
Задачи:
- Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
Основные направления экологического кружка «Аистёнок».
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – вторник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен: | |
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. |
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполненных творческих работ, участие в конкурсах.
Перспективный план Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК» | |||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
1 неделя | №1. Тема: «Наблюдение за кошкой». Игра с мячом «Я знаю…» Программа «МЫ» стр.80 | №5. Тема: «Какие разные птицы» Программа «МЫ» стр.103 | №9. Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность» стр.9 | №13. Тема: «Будь здоров и весел, хомячок!» Программа «МЫ» стр.89 | №17Тема: «Воздух» Интернет ресурсы | №21. Тема: «Замерзшая вода» | №25.Тема: «Где прячутся детки?» С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.78 | №29. Тема: «Тепло – холодно»
С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.80 | Тема: «Путешествие в весенний лес»
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.116
|
2 неделя | № 2. Тема: «Кто такой вуалехвост?» Программа «МЫ» стр.84 | №6. Тема: «Как узнать птиц» Программа «МЫ» стр.106
| №10. Тема: «Свет повсюду; свет и тень» Г.П. Тугшева стр.18 | №14. Тема: «Кто живет в лесу» Программа «МЫ» стр.119 | №18. Тема: «Вода(снег, лед) Интернет ресурсы | №22. Тема: «Разноцветные шарики» С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.79 | №26. Тема: «Пластмасса, ее качества и свойства» С.Д. Ермолаев «Опытно-экспериментальная работа» стр.79 | №30. Тема: «Как помочь растению» | Опыты с почвой и ветром |
3 неделя | №3.Тема: «Кто такой вуалехвост?» Программа «МЫ» стр.84 | №7. Тема: «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 104 | №11. Тема: «Как поливать растение» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.94 | №15. Тема: «Как живут растения зимой» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.101 | №19. Тема: «Прогулка в зимний лес» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.105 | №23. Тема: «Рассматривание снегиря» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.37 | №27. Тема: «Жизнь диких животных зверей в лесу» | №31.Тема: «Как помочь растению» | Диагностика |
4 неделя | №4. Тема: «Беседа о насекомых» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 89 | №8. Тема: «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем». Программа «МЫ» стр.86 | №12. Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.97 | №16.Тема: «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.90 | №20. Тема: «Как узнать растение» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.107 | №24. Тема: «Сравнение снегиря с вороной» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.37 | №28. Тема: «Составление рассказа о комнатном растении» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.112 | Тема: «Составление рассказа о комнатном растении» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.40 | Диагностика |
Материал
Вид | Тематика |
1. Картины | - Времена года - Сезонные изменения в природе - Живая природа - Труд людей в природе |
2. Плакаты | - лекарственные травы - ягоды - овощи и фрукты - грибы съедобные и несъедобные |
3. Дидактический материал к играм | - овощи и муляжи овощей - ягоды - комнатные растения - семена - зерна кофе |
4. Дидактический материал для проведения опытов | - магнит - лупа - вода - цветные карандаши - бумага - вата |
- колбы - мензурки - краситель - стакан | |
5. Лекарственные растения | - душица - мята - лимонник - шиповник |
6. Технические средства | - диск "Времена года" |
Список используемой литературы
- «МЫ» Программа экологического образования детей – 2006г
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего возраста – 2010г.
- Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» -2013г
- Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников – 2001г
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»
Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...