Конспект занятия "Явления неживой природы. Гроза в природе."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Невзорова Наталья Викторовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon2.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Жар птица»

                               

Конспект занятия

«Явление неживой природы. Гроза в природе.»

                                                                                                    Подготовила:

Невзорова Н.В


Программное содержание: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы – грозой. Формировать представление о грозе.  Познакомить с правилами поведения во время грозы в лесу, в поле, в квартире. Закреплять знания детей о лесе и луге.

Материал и оборудование: Письмо-приглашение от Лесовика; модель солнца; рисунок с изображением туч; аудиокассета «Голоса леса». Набор картинок «Что бывает сначала, что потом при грозе» (солнце, тучи, молния, молоток для изображения грома...). Записка на ветке дерева с объяснением, как добраться до подсказки. Конверт с фотографиями деревьев (дуб, сосна, ель, береза) и стрелочками-молниями возле них. Рисунки с изображением леса и луга, фломастеры (по количеству детей). Картина с изображением луга; искусственные травянистые растения; небольшой стог сена; рисунок с изображением оврага.

Ход занятия

Воспитатель читает детям письмо-приглашение от Лесовика.

Воспитатель: Ребята, Лесовик приглашает нас в свой лес. Сейчас мы отправимся туда, но для того, чтобы попасть в лес, надо преодолеть препятствия. Перед нами река. Как нам преодолеть реку? (Переплыть.). Контур реки выложен на полу лентами. Дети садятся на ковер (так, чтобы оказаться внутри лент) и выполняют наклоны вперед, руками стараются достать пальцы ног, затем разводят руки в стороны. Вот мы достигли противоположного берега. Но берег обрывистый, крутой, нам предстоит подняться по нему. Ох, и трудно же по нему подниматься!

Дети выполняют движения: ходьба на месте, высоко поднимая колени, в разном темпе, с попеременным подниманием рук.

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Какие деревья растут в этом лесу. (Дети называют деревья.) Посмотрите, какая чудесная поляна! (Звучит музыка.) Давайте присядем, отдохнем, послушаем голос леса. (Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Голоса леса».) Среди голосов птиц и шелеста листьев я слышу еще что-то. А вы что слышите? (Подул сильный порывистый ветер.) (Вместо солнца вешает тучи, выключает одну лампу.) Давайте посмотрим, что изменилось в лесу! Откройте глазки. Стало светлее или темнее? (Дети открывают глаза и говорят: «Стало темнее».) Почему? Что изменилось на небе? (Тучи закрыли солнце.) Как быстро стемнело! Небосклон быстро заволокли нагромождающиеся друг на друга свинцовые тучи. Покажите, что произошло с деревьями, что изменилось в их внешнем виде.

Проводится игровое упражнение «Деревья перед грозой». Дети изображают деревья: ноги вместе, руки подняты вверх, делают наклоны в стороны, вперед, назад; выполняют дыхательные упражнения, подражая ветру: «Ш-ш-ш».

Воспитатель: Вы слышите голоса птиц? Замолкли птицы в лесу.

Педагог имитирует грозу—быстро включает и выключает свет, ударами изображает гром; включает аудиозапись «Гроза».

Воспитатель: Что это такое? Как называется это явление природы? (Гроза.) Что мы подразумеваем, когда говорим «гроза»? (Молния, гром, ливень.) Как вы думаете, что опаснее — гром или молния? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте подумаем — что такое молния? Молния — это электрический разряд, который происходит между сближающимися тучами. (Раздает детям по два облака и стрелочке-молнии.) 

Воспитатель:  А что такое гром? (Гром — это звук, треск.) Правильно, гром — это треск от разряда. Что бывает вначале: молния или гром? (Сначала молния, потом гром.) Давайте попробуем изобразить молнию и гром. Наши ладошки —это тучи. Сначала они были далеко друг от друга. Но вот они стали сближаться, при полном сближении сверкнула молния. И только потом ударил гром.

Проводится игровое упражнение «Что сначала, что потом». Дети стоят, разведя руки в стороны, и выполняют движения: сближение прямых рук перед собой, волнообразное движение рук, с опусканием их вниз (имитация молнии). Поднимание рук через стороны, хлопок над головой (гром).

Педагог предлагает детям составить из предложенных картинок последовательность изменений, происходящих перед грозой и во время нее. Дети сидят на ковре, перед ними наборы картинок «Что сначала, что потом»; они выкладывают картинки в нужной последовательности.

Воспитатель: Мы оказались в лесу во время грозы. А дождь, какой сильный! Надо прятаться! Куда же мы можем спрятаться? (Дети предлагают свои варианты.) Посмотрите, на дереве висит записка. Дети подходят к дереву, снимают записку. Педагог читает записку: «Встаньте спиной к дереву, которое кормит лесных свиней, сделайте от него три воробьиных шага вперед, затем поверните направо и сделайте еще, пять шагов цапли вперед. Приподнимите мох —и вы увидите подсказку».

Дети выполняют задание: прыгают вперед на двух ногах; поворачивают направо; ходят, высоко подняв колени. Затем садятся на ковер и рассматривают фотографии деревьев (дуб, сосна, ель, береза), которые лежат в найденном конверте с подсказкой.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что означают стрелочки, нарисованные возле каждого дерева? (Ответы детей.) Какое дерево молнии поражают чаще всего? (Дуб.) А реже всего? (Березу.) Где же мы можем спрятаться? (Ответы детей.)

Проводится игра «Найди себе убежище».

Воспитатель:  Я считаю до трех, а вы ищите себе убежище, ведь гроза еще не закончилась. На счет «три» дети разбегаются и прячутся в том месте, которое они считают самым безопасным. После того как все ребята спрячутся, педагог предлагает им объяснить, почему они выбрали именно это место.

Воспитатель: Гроза утихла. Пора нам выбираться из леса. Посмотрите, у нас на пути болото! Как же его преодолеть? Как можно передвигаться по болоту? (С кочки на кочку.) Вот мы вышли из болота. Посмотрите, какой чудесный открылся вид. Как можно назвать одним словом то, что мы увидели? (Луг.) А может, это тоже лес? Почему? (Ответы детей.) Какие растения растут на лугу? (Травянистые.) Давайте изобразим травянистые растения. Не забывайте, что у них тонкие, слабые стебли, даже небольшой ветерок их качает.

Воспитатель: Ой, ребята, опять подул резкий, сильный, порывистый ветер. Изобразите этот ветер. Резко потемнело. Мне кажется, что это признаки начинающейся... Чего? (Грозы.) Посмотрите, вот стоит стог сена. Давайте спрячемся в него. Можно во время грозы прятаться в стог сена? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте подумаем. Что на лугу самое высокое? (Стог сена.) А молния любит все самое высокое и ударяет в самые высокие места. Так будем мы прятаться в стог сена? (Нет.) Что же нам делать? Может, побежим быстрее домой? Можно ли бежать во время грозы? (Ответы детей.) Бежать во время грозы нельзя, так как молния любит не только все высокое, но и все движущееся. Бежать нельзя, в стог сена залезть нельзя, так как он самый высокий на лугу. Где же можно спрятаться? (В самом низком месте.) Давайте вместе найдем самое низкое место на лугу.

Дети ходят по «лугу» и ищут самое низкое место; находят низину, овраг и садятся на корточки, чтобы быть меньше.

Воспитатель: А еще молния любит металлические предметы.

Дети откладывают в сторону все металлические предметы, которые были у них в руках.

Воспитатель: Вот и гроза прошла, пора домой возвращаться. Сколько воды вокруг! Ручейки получились широкие. Давайте перепрыгнем через них и побежим домой. Всегда ли безопасно дома? Есть молния, которая имеет вид шара — это шаровая молния. Возьмите в руки мячи и представьте, что мяч — шаровая молния. Попала молния на крышу дома. Что она будет делать? (Спускаться вниз.) Но вот мяч достиг окна. Что он сделает? (Попадает через открытое окно в дом.)

Дети отпускают мячи, и они падают внутрь дома. А что такое молния? Что произойдет, если в дом попадет молния? (Ответы детей.) Что надо сделать, чтобы в доме было безопасно? (Закрыть окна.) Давайте мы тоже закроем окна нашего дома. (Дети закрывают окна дома).

Воспитатель: Что еще мы можем сделать, чтобы обезопасить дом? Представьте, что во время грозы мы смотрим телевизор. Может ли молния по проводам, по антенне попасть внутрь телевизора? Что произойдет? (Ответы детей.)

Педагог дает каждому ребенку рисунки «Лес» и «Луг», фломастер и предлагает нарисовать человечка там, где можно спрятаться во время грозы. Дети, сидя на ковре, схематически изображают человечков, располагая их в наиболее безопасных во время грозы местах. Возьмите рисунки и отнесите их домой; покажите дедушкам и бабушкам, папам и мамам, братьям и сестрам, друзьям; обязательно расскажите, какие места самые безопасные во время грозы.

Дети берут рисунки и идут в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Явления природы: гроза, дождь, радуга

Ознакомление с природными явлениями...

НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Гроза – чудо природы!»

Данное мероприятие представлено в образовательной области «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО для детей подготовительной группы,  предполагает развитие любознательности и познавательной мо...

Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы

Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы...

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...

Конспект ООД "Неживая природа. Удивительный мир камней."

Данная организованная образовательная деятельность проводится с детьми старшей группы по познавательному развитию (экологическое воспитание) и решает следующие задачи:Образовательные задачи: познакоми...

Предлагаю вашему вниманию конспект познавательного досуга «Тайны природы» (гроза, ветер, град, молния, солнце).

laquo;Познавательный досуг «Тайны природы» (гроза, ветер, град, молния, солнце) для детей 4-5 лет Цель: закрепление представлений детей о природных явлениях»Задачи: закреплять...

Признаки весны в неживой и в живой природе

Травка зеленеет,Солнышко блестит;Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей…Прощебечь с дорогиНам привет скорей!Дам тебе я зерен,А ты песню спой,Что из стран далекихПри...