Явления природы: гроза, дождь, радуга
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Ознакомление с природными явлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yavleniya_prirody_raduga_i_dr.docx | 93.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Явления природы: летний дождь, гроза, радуга»
Автор: Петрова Тамара Степановна воспитатель ГБОУ начальная школа - детский сад№687 Центр реабилитации ребёнка
Участник: Джабари Ирина Валерьевна
Проект рассчитан на группу старшего возраста (5-6лет) с ЗПР
Продолжительность проекта: 2 недели (краткосрочный)
Цель проекта: проект направлен на формирование у детей представлений о природных явлениях: летний дождь, гроза, радуга.
Задачи проекта:
- формировать у детей реалистические представления о природных явлениях, развивать творческие способности детей, речь, обогащать словарь новой терминологией.
- развивать желание экспериментировать, доводить начатую деятельность до конца.
- воспитывать способность видеть красоту природных явлений, толерантно относиться к чужому мнению.
«Выбор темы»
Однажды на прогулке дети увидели, как капает мелкий дождик и светит солнышко. Соне стало интересно, почему идет дождь? Остальные дети стали задавать самые разнообразные вопросы: «Почему гремит гроза?», «Почему идет дождь?», «Откуда радуга появляется?»… Ответить на вопросы дети попытались, самостоятельно и ответы получались самыми неожиданными. Кто-то говорил, что радуга появляется только во время грозы, кто спорил и утверждал, что радуга бывает только во время летнего дождя…
Таким образом, и возникла тема нашего проекта «Чудеса лета: Летний дождь, радуга, гроза».
Тема нашего проекта достаточно актуальна для данного возраста, так как она подразумевает под собой общение с природой, познание тайн явлений природы.
Участие детей в проекте позволит:
- сформировать реалистические представления о явлениях природы,
- сформировать такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, умение видеть красоту природных явлений родного края.
Участие родителей в проекте позволит детям более подробно увидеть красоту явлений природы и способствовать расширению кругозора детей.
Участие педагогов в проекте позволит сделать процесс формирования представлений полноценным.
Для того чтобы осуществить запуск проекта, мы воспользовались методом трех вопросов:
Рассматривание вопросов:
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как можем узнать? |
- Видели, как выглядит радуга; | - как образуется радуга; | - спросить у родителей, бабушек, дедушек; |
Формы и методы реализации проекта
-НОД
- чтение художественной литературы;
- наблюдение за явлениями природы;
- игра - инсценировка «Капельки и тучка»;
- экспериментальная деятельность (создаем радугу);
- разучивание пальчиковых игр.
-круговорот воды в природе.
Этапы проекта
1 Этап – подготовительный:
*рассмотрение проблемы
*подбор и изучение литературы
*постановка цели, задач
*познакомить родителей с темой, с основными этапами работы
2 Этап – практический
«Познание»
*опытно – исследовательская деятельность
*наблюдение
*беседа
*НОД
*дидактические, подвижные, пальчиковые – игры
*продуктивная деятельность
«Коммуникация»
*экологические беседы
*чтение художественной литературы
*заучивание стихов
«Художественное творчество
*рисование, лепка, аппликация
3 Этап – заключительный
*обобщение результатов работы
*анализ результатов работы
*выставка детских работ
*презентация
Работа с родителями
*консультация по теме « Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
*предложить родителям вместе с ребёнком дома провести опыт (испарение влаги)
*чтение художественной литературы по теме проекта
*предложить родителям оказать посильную помощь в оформлении уголка для экспериментирования
«Реализация проекта»
*Чтобы наш проект мог осуществиться, перед нами стояла задача: обогащения центров активности соответствующими материалами:
*В центе «Ряженья» у нас появились «ободки-капельки», с помощью которых дети могут устраивать представления, а так же играть в игру «Капельки и тучка».
*В центре «Изобразительного искусства» дети воплощали свои задумки и фантазии.
*Выполнили коллективную работу «Радуга и дождик».
*Игровой центр пополнился дидактической игрой «Собери радугу».
«Мы играли, мы учили»…
*Научились играть в подвижную игру «Капельки и тучка», «Тучка и солнечные зайчики».
*Отгадывали загадки о явлениях природы.
*Разучили пальчиковые игры «облачко» и «Сколько знаю я дождей»
№ 1 ОПЫТ «ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В пар (ИСПАРЕНИЕ)»
МАТЕРИАЛЫ:
- Спиртовка (осторожное обращение с огнем).
- Вода.
- Емкость для воды.
- Два платка, одинаковые по размеру и ткани.
ДЕЙСТВИЯ:
- На огне спиртовки довести воду до кипения.
- Наблюдать за паром.
- Свернуть два платка вчетверо.
- Намочить их в воде.
- Положить их на солнце.
РЕЗУЛЬТАТ:
При нагревании вода испаряется, то есть превращается в пар (газ). Так исчезают лужи после дождя, высыхает земля, белье после стирки. Чем больше поверхность испарения, тем быстрее поверхность сохнёт
№ 2. НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста.
Путешествие капельки
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Задачи: образовательные
-Расширить знания детей о значении воды в жизни человека:
-круговорот воды в природе;
-объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;
-источники питьевой воды;
Воспитательные:
-Развивать социальные навыки; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
-Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
-Активизация и обогащение словаря детей по теме занятия.
Материалы: Иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица.
Ход работы: дети отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
-Воспитатель: Догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами сегодня будем говорить о воде. На земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды.) Дети рассматривают иллюстрации.
-Воспитатель: я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках? (ответы) Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое? (ответы)
-Глобус-это макет нашей планеты Земля, макет земного шара. Какого цвета на глобусе больше? (ответы). Синего. Это моря и океаны нашей планеты.
-Воспитатель: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода солёная, она непригодна для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки, её используют для питья. Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных станций).
Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? (ответы детей). Дети мы с вами проводили опыт и наблюдали, как вода при нагревании превращается в пар.
Вот так происходит и в природе (показываю схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах, реках и вода превращается в пар. В виде пара, крошечные, невидимые капельки влаги, поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
А кто может рассказать, как образуются снежинки?
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно капельки превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.
-Воспитатель: Предлагаю рассмотреть схему, заполнить мнемотаблицу. По таблице составить рассказ «Приключение капельки»
№ 3 НОД по лепке с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Тема: Радуга на небе (Налеп из пластилина)
Программное содержание:
*Учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков.
*Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями (солнце, облака, цветы)
*Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворение.
Материал. Нарисованная на листе бумаги радуга. Картон, пластилин (на каждого ребёнка).
Ход занятия
Чтение стихотв. В. Берестова «Тучка».
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется.
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.
В. Когда на небе можно увидеть радугу? (когда после дождя светит яркое солнце)
В. На что похожа радуга? (на мост, гору, дугу и т.д.)
Дети, рассмотрите нарисованную на листе бумаги радугу и назовите цвета по порядку, начиная с верхнего: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Предложить детям самостоятельно скатать из пластилина семь разноцветных «колбасок», соответствующих цветам радуги, и расположить их на картоне в виде дуги в строгой последовательности. Напомнить, что красная дуга самая длинная, фиолетовая – самая короткая.
Затем дети по желанию лепят солнце, облака располагают их на картоне.
№ 4. ОПЫТ «ДЕЛАЕМ РАДУГУ!»
МАТЕРИАЛ:
- Маленькие зеркала на каждую пару детей.
- Вода.
- Ёмкость, такого размера, чтобы зеркало погружалось до половины (на каждую пару детей).
- Фонарик с ярким и хорошо направленным лучом (на каждую пару детей).
- Белый лист бумаги (на каждую пару детей).
ДЕЙСТВИЯ:
- Налить воду в ёмкости.
- Опустить в воду зеркало под наклоном.
- Включить фонарик и направить луч на зеркало, через воду.
- Подставить под отражённый луч белый лист бумаги – увидеть радугу!
РЕЗУЛЬТАТ:
Проходя через воду, отражаясь от зеркала, луч распадается на спектр. Таким образом мы повторяем опыт Ньютона подручными средствами.
№ 5Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
«Волшебница-радуга»
Образовательная область «Художественное творчество»
Цель: Учить детей, смешивая цвета, получать другой цвет; закрепить знание цветов радуги и порядок их расположения; совершенствовать технику рисования гуашью.
Материалы: Письмо; силуэты платьев (по количеству детей); кисточки; палитры; гуашь: красная, желтая, синяя, белая; баночки с водой; посылка.
Дети, нам с вами пришло письмо. От кого же это? Попробуйте угадать?
Загадываю загадку:
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная... (Радуга).
- Правильно, это письмо нам прислала Волшебница-радуга. Давайте откроем и прочитаем:
«Здравствуйте!
Пишет вам Волшебница Радуга. У меня случилась беда. Злой колдун Клякса не любит яркие цвета и хочет, чтобы весь мир стал серым, но я не могу ему позволить сделать это. А начал он с моего волшебного платья. Теперь оно стало серым и некрасивым. А без платья я не смогу помешать Кляксе. Но это еще не все. Он украл мои волшебные краски, которыми я раскрашиваю мир. Правда, мне удалось найти несколько красок, и я посылаю их вам. Может быть, вы сможете мне помочь и вернете цвета моему платью. Спасибо вам. Ваша «Радуга»
- Дети, надо нам помочь Радуге. Мы же не хотим, чтобы все вокруг стало черным и серым. Только как же мы сможем помочь?
Выслушиваю ответы детей.
- Правильно, нам надо нарисовать Волшебнице-Радуге новые платья. Каждый из нас нарисует и получится много платьев, и Клякса не сможет их все испортить.
- Но сначала давайте вспомним, какие цвета есть в радуге. Как мы их запоминали?
Дети произносят коротенькое предложение из 7 слов:
"КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН",
где первая буква в каждом слове - название того или иного цвета радуги:
К - красный, О - оранжевый, Ж - желтый, З - зеленый,
Г - голубой, С - синий, Ф - фиолетовый.
Показываю детям картинку с радугой.
- Давайте посмотрим, какие краски у нас есть. (Красная, желтая, синяя и белая). Три цвета для платья у нас есть, а каких цветов не хватает? (Оранжевого, зеленого, голубого и фиолетового).
- Что же нам делать? Как получить недостающие цвета?
Выслушиваю предложения детей. Если затрудняются, предложу смешать разные краски.
Смешиваю по очереди краски:
Желтая + красная = ?
- Как вы думаете, какой цвет у нас получится? (предположение детей) (оранжевый)
Желтая + синяя = ? (зеленый)
Синяя + белая = ? (голубой)
Синяя + красная = ? (фиолетовый)
Физкультминутка:
В небе дождь, гроза. Поднимаем руки вверх.
Закрывай глаза! Закрываем глаза руками.
Дождь прошел. Трава блестит. Руки в стороны.
В небе радуга стоит. Руками рисуем радугу над
головой
Поскорей, поскорей,
Выбегай из дверей, Бег на месте.
По траве босиком,
Прямо в небо Ходьба
Прыжком… Подпрыгиваем.
Предлагаю детям сесть за столы. Перед детьми ставлю схему смешивания цветов. По схеме, еще раз вспоминаем, как получить нужные цвета.
- Когда вы получите все нужные цвета, надо будет раскрасить Волшебнице-Радуге платье. Не забудьте, что цвета должны идти друг за другом в определенной последовательности. Но чтобы у нас не получились все платья одинаковыми, как можно расположить полосы на платьях?
Выслушиваю ответы детей (вертикально – сверху вниз; горизонтально – слева направо; по диагонали (наискосок)).
Дети приступают к выполнению задания. Включаю музыку «Классика для малышей».
Если у кого-то появляются затруднения, помогаю по схеме определить необходимые цвета.
После выполнения работы, рассматриваем платья, выбираем понравившееся, объясняем, почему именно это платье.
Когда платья высохнут, отправляем их радуге посылкой.
№ 6 НОД по рисованию в старшей группе
По теме: «Разноцветные капли дождя».
Цель занятия:
Формирование у детей умения выражать свое отношение к погоде через характерную деталь (в данном случае – капли дождя).
Задачи:
-Ознакомление с приёмами работы акварельными красками «по-сырому».
-Закрепить навык закрашивания внутри контура.
- Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Материал для занятия:
Белые вырезанные капли;
Акварель,
Большие круглые кисти;
Банка с водой;
Салфетка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Капелька! Здравствуй Капелька.
Капелька: Здравствуйте ребята! Я Капелька – путешественница.
Сегодня я вам расскажу о моём путешествии. Хотите послушать?
Путешествие Капельки.
Жила-была капелька. Я жила в доме у мамы тучки. В этом доме я жила не одна, а со своими братиками и сестричками, такими же капельками. Когда капелек стало слишком много в домике тучки, я и мои родные оторвались от тучки и полетели в путешествие. Одна капелька упала на дом, другая – на дерево, третья – на цветок и так появилось много- много красивых капелек. Все они сияли разными цветами, а я сияла жёлтым и красным цветом, потому что упала на тюльпан. Капли всегда разноцветные потому, что дождь попадает на всё вокруг, на лист, дерево, яблоко на ветке, дом, а капли отражают всё, что есть вокруг них.
Воспитатель: Понравилось вам путешествие капельки?
Капелька: Ребята, я прилетела к вам не просто так, а хочу попросить вас нарисовать моих сестрёнок и братишек. Вы мне поможете?
Воспитатель: Ребята, сможем мы помочь нашей знакомой? А давайте не только нарисуем капельки, но и позовём Капельку и её сестричек с братишками на прогулку.
Практическая часть
Воспитатель: Сейчас мы будем рисовать капельки дождя. Для этого мы смочим водой всю нашу капельку, а теперь по контуру капельки рисуем, синим цветом, потом красным и затем жёлтым в середине.
Дети, рисуя, видят, как смешиваются цвета между собой.
Воспитатель:
Облака, облака
Белоснежные бока
Были лёгкие, как птицы
Напились земной водицы
И набухли, раздулись
Как шары легко столкнулись.
Раздались раскаты грома-
Все попрятались в дома.
Тучи фыркают сердито,
Капли капают на диво
Разноцветные, как краски,
Дождь идёт! И всё как в сказке!
Капелька рассматривает рисунки.
Капелька: Ой, какие красивые капельки у вас получились! Ребята, пока мои сестрички и братишки подсыхают, мы с вами потанцуем.
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки,
Дождик землю поливай
С нами поиграй.
Дети с Капелькой выходят из-за столов на ковёр и начинают танцевать под музыку.
Капелька: Ребята спасибо вам большое, что нарисовали для меня моих сестричек и братишек, а то мне было без них скучно. Мы обязательно прилетим к вам на прогулку. А сейчас я с вами прощаюсь. До свидания, друзья!
Итог занятия
Воспитатель: Кто приходил к нам в гости? Какого цвета капельки дождя?
А почему они разноцветные? Какие цвета мы использовали при рисовании капелек?
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным…
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
№ 7 НОД по оригами «Зонтик»
Цель: закрепить умение складывать бумагу в разных направлениях
Задачи:
- - научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей;
- - закрепить умение складывать базовую форму "воздушный змей", составлять аппликацию, аккуратно работать с клеем;
- - развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: лист картона, заготовка ручки зонтика, по 4 цветных квадрата (6*6), клей, кисточка, клеёнка, салфетка.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? А кто вам дома рассказывает? Назовите свои любимые сказки?
Вот сколько сказок вы знаете, но никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле - Лукойе. Вот мастер-то рассказывать!
У Оле - Лукойе есть два зонтика: один, разноцветный, с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, черный, который он раскрывает над непослушными детьми; ну они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!"
- Я знаю, вы у меня хорошие ребята, и над вами Оле – Лукойе, раскрывает только вот такой разноцветный зонтик (показ образца) и вам всю ночь снятся чудесные сны. Давайте на некоторое время станем маленькими волшебниками и превратим разноцветные бумажные квадратики в волшебный зонтик. Крибле – крабле - бумс! Итак, мои маленькие волшебники за работу!
2.Пальчиковая гимнастика.
1-2-3-4-5 - удары по столу пальчиками обеих рук: левая - начинает с мизинца, правая- с большого пальца
Вышел дождик погулять - беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук
Шел неслышно, по привычке, - "шагают" средний и указательный пальцы обеих рук
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: - ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: - часто и ритмично бьют в ладоши
-Ох! - один хлопок
И ушел. Газон засох - ритмичные хлопки по столу.
3. Поэтапное складывание поделки (каждый этап показ складывания воспитателем - повтор детьми):
а) сложите все квадраты, используя базовую форму "воздушный змей";
б) две базовые формы "воздушный змей" сложите пополам по линии сгиба
5.Физкультминутка
Капля раз, - прыжок на носочках, руки на поясе
Капля два - прыжок
Очень медленно сперва - 4 прыжка
А потом, потом, потом - 8 прыжков
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, - руки развести в стороны
От дождя себя укрыли - руки полукругом над головой
5. Составление аппликации, наклеивание деталей.
6. Анализ детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Чудеса лета: Летний дождь, радуга, ветер»
Участие детей в проекте позволит сформировать реалистические представления о явлениях природы, формирования таких качеств, как любознательность, умения наблюдать, логически мыслить, воспитывать ...
Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы
Все педагоги уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями природы (ледостав, росса, гроза, радуга,...
"Неживая природа.Явление природы"
исследовательская-опытная деятельность....
Конспект занятия "Явления неживой природы. Гроза в природе."
Конспект занятия...
«Неживая и живая природа. Явления природы».
laquo;Неживая и живая природа. Явления природы». Осень...
Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"
НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...
Предлагаю вашему вниманию конспект познавательного досуга «Тайны природы» (гроза, ветер, град, молния, солнце).
laquo;Познавательный досуг «Тайны природы» (гроза, ветер, град, молния, солнце) для детей 4-5 лет Цель: закрепление представлений детей о природных явлениях»Задачи: закреплять...