Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) по теме

Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_nablyudeniy.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

       Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы

                                                                                                   ОСЕНЬ

Тема

Задачи

Комментарии к организации наблюдений

  1. «Мы на клумбу с лопаткой пришли»

Наблюдение за цветущими растениями на осенней клумбе (настурции, бархотки)

Развивать у детей представление о растениях: цветы не только очень красивые, они живые, растут, радуются солнышку.

Демонстрировать детям зависимость жизни растений от тепла и света: «Если взять цветочек в группу, он  будет долго-долго жить в тепле».

Развивать у детей способность чувствовать красоту и выражать свое отношение мимикой, жестом, словом

Сразу после  наблюдения выкапывается кустик цветов для посадки в группе. Можно использовать стихотворение.

Мы с лопаткой на клумбу пришли

И с собою цветок унесли.                                                        И сказали мы сальвии ласково;

«Не бойся сальвия красная!

Расти,  на окошке –тепло и светло.

Ты будешь на осень глядеть сквозь стекло!»

  1. «Листопад»

Наблюдение  за осенними листочками

Развивать у детей способность к наблюдению листопада: подводить детей к самостоятельному выводу: « Листочки падают, потому что стало холодно».

Активизировать в речи детей глаголы (падают, опадают, облетела).

Вызвать эстетический отклик на красоту осеннего парка (сквера); создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву.

После наблюдения детям предлагается игра « Мы осенние листочки», « Ветерок»

«Золотой ковер»

Наблюдение  за осенними листочками

Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (восхищение, радость) на разнообразие красок, форм и размеров опавших листьев.

Побуждать малышей узнавать и называть листочки клена, рябины (как перышки), березы; находить деревья с которых они слетели.

После наблюдения малыши собирают листочки в букеты для коллекционирования-« самые большие», «самые маленькие».

Проводиться игра «шур-шур-шур»

«Облака бегут по небу»

Наблюдение за облачным небом

Развивать у детей элементарные представления ( облака летят высоко-высоко, облака большие, облака могут менять форму, цвет).

Побуждать детей замечать простейшие взаимосвязи (наличие ветра и движение облаков).Воспитывать у малышей интерес к данному явлению природы, развивать воображение (догоняют друг друга, как будто играют, столкнувшись, изменили форму, на кого стали похожи?)

Предложить детям после наблюдения побегать с вертушками.

«Чудо-одеяло»

Наблюдение за небом в сплошной облачности

Продолжать развивать у детей представление об осеннем небе (облака могут укутывать все небо, быть такими большими, что даже солнышка не видно).

Развивать внимательность.

Обогащать и активизировать словарь прилагательных (густые, серые).

Вызвать у детей интерес и желание наблюдать за облаками по собственной инициативе.

После наблюдения в свободной беседе с детьми отметить, в какую погоду бывают такие облака.

«Дождик, дождик, кап да кап» наблюдение за дождиком

Развивать у малышей представление о дожде (дождик может быть мелкий, тихий; дождик может быть сильный, частый; дождик льется из тучки).

Побуждать детей замечать связь между погодой и одеждой. Помогать детям выражать свои впечатления в игре, рисунке.

Предложить детям игру «Солнышко и дождик»

В группе отметить в календаре природы дождь соответствующим символом (тучка с капельками).

«Храбрая елочка»

Наблюдение за елочкой

Развивать представления детей о своеобразии ели (иголочки у нее не опадают, елочка остается зеленой, даже когда холодно, елочка смелая, храбрая, не боится осеннего холода).

Вызвать восхищение елочкой, которая не боится холодов, пробудить чувство любования ее красотой.

Прочитать стихотворение « Приходите к елочке»

Пусть в небе листья кружатся,

И близко холода,

Зеленые иголочки не сброшу никогда!

Вы только поглядите

На мой наряд лесной,

Вы только приходите поговорить со мной.

«Кто в листочках зашуршал?» наблюдение за ветром

Показать детям, как можно «найти», «увидеть» ветер. Развивать познавательную активность, желание наблюдать явления природы, учить замечать ветер по косвенным проявлениям.

Воспитывать у детей осторожность и предусмотрительность: заслонять лицо, отворачиваться от слишком сильных порывов ветра, чтобы не засорить глаза

П/и «Ветерочек»

Кто в листочках зашуршал,

Кто по веткам пробежал?

Крутит в воздухе бумажки,

Дует мне за воротник

…Он веселый и нестрашный-

Ветер, ветер, озорник!

«Синий-синий иней»

Наблюдение за явлениями первых зморозков

Развивать у детей сенсорные способы познания природных явлений (характер поверхности, температура льда). Показать иней на траве, кирпичной стене, сетке ограды.

Вызвать чувства удивления, восхищения своеобразием природных явлений.

Формировать предпосылки логических умозаключений (замерзание воды в лужах связать с холодной погодой.

Можно позволить детям порезвиться, попрыгать в мелких замерзших лужах, послушать, как шуршат и позванивают разлетающиеся льдинки.

«Что за птица?»

Наблюдение за сорокой

Развивать у детей общие представления о сороке, замечая ее забавные повадки (сорока скачет, смешно выбрасывая вперед одну ножку, шумно перепархивает, покачивает длинным хвостом

Прочитать стихотворение

Три сороки, три сороки

В красной таратайке

По тропинке, по дороге

Прокатили к зайке.

   

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР "Наблюдение за объектом живой природы - хомячком"

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественному творчеству (лепка)...

Конспект НОД для средне группы по образовательной области «Познавательное развитие» (природное окружение). Наблюдение за объектом живой природы. Тема: «Наблюдение за котёнком».

МБДОУ детский сад №34 Краснодарский крайст. Ленинградская Конспект НОД для  средне группыпо образовательной области «Познавательное развитие» (природное окружение). Наблюдение за объек...

Активизация познавательной деятельности дошкольников при наблюдении за объектами живой природы.

Актуальность:Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть ...

Развитие речи детей старшей группы во время проведения наблюдения за объектами живой природы и трудовой деятельности на прогулке.

Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка. Основная задача развития речи детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого...

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЪЕКТОМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ – ХОРЬКОМ. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ЖИВОТНОГО»

Цель:познакомить детей с новым животным – хорьком.Задачи: учить выделять характерные признаки внешнего вида и поведения (Хорек домашний (фретка) – это родственник дикого лесного хорьк...

Дневник наблюдений за объектами живой природы

Дневник наблюдений за деревьями, кустарниками и птицами для зарисовок детьми. Материал составлен с учётом объектов, имеющихся на участке нашего детского сада. В клеточках дети рисуют, то, что они набл...