Тема: "Дни недели"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Минакова Ирина Алексеевна

Стихи, загадки, игры, гимннастика для глаз, пальчиковая гимнастика и прочее на тему "Дни недели".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: "Дни недели"30.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Дни недели»

Названия дней недели

Неделя – семидневный период времени. На Руси неделю называли седмицей (семь дней).

Понедельник – первый день недели, следующий после недели (седьмой день в древности называли неделя).

Вторник – второй день недели.

Среда – третий день, который находится в середине недели.

Четверг – четвертый день недели.

Пятница – пятый день недели.

Суббота – шестой день - отдых, конец дел.

Воскресенье – седьмой день недели христиане стали называть воскресеньем в честь чудесного воскресения Иисуса Христа.

Наглядные пособия

Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей. Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 – 7 точек), подписываем, можно нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делается в этот день (понедельник – ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник – посещаем бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы можно было передвигать её по дням недели.

Поезд с окошкамиКаждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели – те ставни и открыты.

Плакат с липучками и кармашками. Семь (по цветам радуги) разноцветных кусков ткани или флиса сшить друг за другом, сделав кармашки из плотного полиэтилена или липучки. Каждый день в кармашки или на липучки прикрепляется солнышко или тучка и в зависимости от дня – карточка с одной точкой, двумя, тремя и т.д.

Цветик – семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.

Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем, подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь сказочный герой (вырезанный из фотографии и наклеенный на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие, например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.

Отрывной календарь. Подготовить пачку листочков разного цвета и одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда наберется 7 листиков, объясните, что это неделя.

Паровозик. В зависимости от того, какой день недели, над паровозом  или над одним из вагонов прикрепляется шарик или зверюшка. Дети сами могут переставлять шарик и называть дни недели.

Пальчиковая гимнастика 

В понедельник мы стирали, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметали. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду – мы пекли калач. (печём "пирожки") 

Весь четверг играли в мяч. (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

В пятницу мы чашки мыли, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 

А в субботу – торт купили. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья. (машем ладошками к себе)

Пели, прыгали, плясали,

Дни недели – посчитали».
 

Пальчиковая гимнастика

Изучаем дни недели (хлопаем в ладоши)

Их известно ровно семь (демонстрируем 5 пальчиков одной руки, и 2 другой)

Пять рабочих, два других (5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем,                                                 затем 2  пальца другой руки)

Начинаем называть (пальцы обоих рук разгибаются и загибаются)

Станем пальцы разгибать (пальчики обеих рук в кулачках)

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница

(на каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки)

Суббота, Воскресенье дни для отдыха, веселья

(разгибаем 2 пальца другой руки)

Комплекс гимнастики на каждый день

Понедельник

В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики. 
(Прыжки на двух ногах)
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики. 
(Обхватить себя руками)
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять 
(По очереди выставляют вперёд ножки)
Присядь вправо,
 (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
Присядь влево, 
(Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
А затем кружись ты смело. 
(Покружиться)
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат. 
(Ладошки рук потереть друг об дружку).

Вторник

К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий, 
(Взмахи руками вверх, вниз)
По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся, 
(Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)
И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)
Аист полетел домой,
 (Взмахи руками вверх, вниз)
Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)

Среда

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил, (Ходьба на месте)

И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд)

И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)

Мы покрутим головой

Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)

В прятки поиграем

Глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём слона искать.

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

Четверг

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)

Показала хвостик рыжий

Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)

Посидели, постояли,

Притаились как лиса, (Приседания)

Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)

Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).

Пятница

Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)

Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)

На высокой ёлке,

Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз.Пальцы рук раздвинуты, как иголки)

Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)

На дворе настала осень, (Потянуться)

Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)

Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)

Пчёлы дали мёду,

Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

Суббота

Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)

Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)

Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)

Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами)

Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)

Посмотрели на столы …(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)

В лес обратно убежали (Бег на месте)

За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)

Воскресенье

В воскресенье выходной,

Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)

Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)

Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)

Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)

Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).

Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)

Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд)

Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте)

А лошадка бьет копытцем,

Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки)

Мы на этой карусели

Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).

Гимнастика для глаз «Веселая неделька»

Понедельник

Всю неделю по - порядку,                    Поднять глаза вверх; опустить их 

Глазки делают зарядку.                         книзу, голова неподвижна; 

В понедельник, как проснутся,            (снимает глазное напряжение). 

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Вторник

Во вторник часики глаза,                     Повернуть глаза в правую сторону,

Водят взгляд туда – сюда,                    а затем в левую, голова неподвижна;

Ходят влево, ходят вправо                  (снимает глазное напряжение). 

Не устанут никогда.

Среда

В среду в жмурки мы играем,              Плотно закрыть глаза,

Крепко глазки закрываем.                    досчитать да пяти и широко                                                       Раз, два, три, четыре, пять,                   открыть глазки;

Будем глазки открывать.                      (снимает глазное напряжение). 

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,   Смотреть прямо перед собой, 

На это времени не жаль,                  поставить палец на расстояние 25-30 см.

Что вблизи и что вдали                    от глаз, перевести взор на кончик пальца

Глазки рассмотреть должны.           и смотреть на него, опустить руку.                        (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует                                                        их координацию).                                                                    

Пятница

В пятницу мы не зевали                Поднять глаза вверх, вправо, вниз, 

Глаза по кругу побежали.             влево и вверх; и обратно: влево, вниз, 

Остановка, и опять                        вправо и снова вверх; (совершенствует 

В другую сторону бежать.            сложные движения глаз). 

Суббота

Хоть в субботу выходной,              Посмотреть взглядом в верхний правый 

Мы не ленимся с тобой.                  угол, затем нижний левый; перевести 

Ищем взглядом уголки,                  взгляд в верхний левый угол и нижний 

Чтобы бегали зрачки.                      правый

(совершенствует сложные              движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,         Закрыть веки, массировать их с помощью              круговых движений пальцев: верхнее веко

А потом пойдём гулять,               от носа к наружному краю глаз,

Чтобы глазки закалялись             нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот           

Нужно воздухом дышать.            (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

- Без гимнастики, друзья,            Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз,

Нашим глазкам жить нельзя!      Повторить 2 раза.

Игры для закрепления

В среду мы не хлопаем

Воспитатель называет любые дни недели, дети хлопают в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!

Будь  внимательным

Воспитатель называет разные слова, в том числе и  дни недели. Если дети слышат название дней недели, то они должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

Выходные  - будни

Если воспитатель называет будний день недели, то дети делают вид, что он и что-то делают: играют в  игрушки, пишут, рисуют. Если выходной – хлопают в ладоши или делают вид, будто спят.

Кидаем  мяч

Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

Стихотворения

Муха - чистюха

Жила-была муха-чистюха. 

Все время купалась муха. 

Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ 

В отличном клубничном варенье. 

В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке, 

Во ВТОРНИК - в томатной подливке, 

В СРЕДУ - в лимонном желе, 

В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле. 

В ПЯТНИЦУ - в простокваше, 

в компоте и в манной каше… 

В СУББОТУ, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах! 

Ужжжасно, ужжжасно устала, 

Но, кажется, чище не стала.

(Ян Бжехва) 

Семь дней недели

Жаль, всего семь дней в неделе – 

Дел навалом у Емели:

В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи

Протирает кирпичи.

Не скучает и во ВТОРНИК – 

Он плетёт слону намордник.

Языком молотит в СРЕДУ

И баклуши бьёт соседу.

После дождичка в ЧЕТВЕРГ

Он пускает фейерверк.

ПЯТНИЦА – тяжёлый день:

Тень наводит на плетень.

И СУББОТА не суббота:

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день –

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –

Это праздник и веселье:

И, улёгшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе – 

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!  

(А. Усачёв)

Емеля

Мы спросили у Емели:

- Назови нам дни недели!

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

Дядька крикнул мне:

Бездельник!

Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.

На чердак я влез,

и дворник гнал метлой меня во ВТОРНИК.

В СРЕДУ я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами и

застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ – вот потеха —

На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,

на мосту лежал, скучал,

Да с моста свалился в реку —

Не везет же человеку!

Мишка и дни недели:

Мишка утром в ПОНЕДЕЛЬНИК

Заглянул в душистый ельник.

Муравьишке этим днем

он помог построить дом.

А во ВТОРНИК дождик лил

Мишка к волку заходил

С ним не виделись давно

и сыграли в домино.

В СРЕДУ Мишка к рыжей белке

Заглянул на посиделки.

Вместе книжку почитали

и орехи пощелкали.

А в ЧЕТВЕРГ проснулся мишка

и к бобру пошел на стрижку,

сделал модную прическу

и купил себе расческу.

В ПЯТНИЦУ с прической новой

мишка в бор пошел сосновый,

вместе с зайцем был он рад

там собрать ведро маслят.

А в погожую СУББОТУ

Мишка наш пошел к болоту,

повстречался с лягушонком

угостил его масленком.

В день последний – ВОСКРЕСЕНЬЕ

мишка наварил варенья.

всех друзей позвал на пир

даже птичек не забыл

Друг за другом пролетели

семь веселых дней недели

мишка все успел

всем друзьям помочь сумел

 

Неделя
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все берется смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.
ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.

У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
С. Михалков

 

Паровоз

Паровоз и шесть вагонов:

Дней в неделе ровно семь...

По полям, подъемам, склонам

Ехать поезду не лень.

ПОНЕДЕЛЬНИК — паровозик,

Он — начало, как всегда,

Дни недели гордо возит!

После — ВТОРНИК и СРЕДА.

А за ними мчит ЧЕТВЕРГ

С ПЯТНИЦЕЙ, конечно...

Время не замедлит бег:

Едет поезд спешно.

То-то радость и веселье:

Вот СУББОТА с ВОСКРЕСЕНЬЕМ!

Вам секрет открыть хотим:

Дети рады выходным!

Утром можно дольше спать,

Целый день гулять, играть.

Только без толку скакать

Любит лишь бездельник.

После выходных опять

Будет понедельник.

Поезд наш веселый движется вперед, —

Новая неделя вот уж настает.

Стук часов — как стук колес:

Вновь шары — на паровоз!

Паровозик и вагоны

В неизвестность нас везут,

Мчится поезд неуклонно —

В будущее наш маршрут.

Загадки 

Братьев этих ровно семь. 

Вам они известны всем. 

Каждую неделю кругом 

Ходят братья друг за другом. 

Попрощается последний — 

Появляется передний.  
                          (дни недели)  

Говорят, что он тяжёлый, 
И не дружит с ним бездельник. 
На работу, в садик, в школу 
Отправляет (понедельник)

Весь в заботах спозаранку, 
Нас напоит и накормит. 
Он вторым стоит по рангу. 
Ну, конечно, это (вторник)

В поездах, в цехах, в машинах 
Этот день всегда в трудах. 
Он – недели середина, 
Ну, а попросту, (среда)

Этот – труженик умелый. 
Лень и праздность он отверг. 
Всё спешит успеть доделать 
День по имени (четверг)

Притомившийся с полудня, 
День под горку катится. 
"Ох, устала! Отдохнуть бы!" 
– Размечталась (пятница)

В этот день нас ожидает 
Лишь домашняя работа. 
Моет, чистит, прибирает 
День по имени (суббота)

Всех оставит дома утром 
День-волшебник. Вот везенье! 
Но проходит почему-то 
Очень быстро (воскресенье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментирования ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментированияПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Творческий проект на неделю в старшей группе детского сада на тему: «Книжная неделя»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга Структур...

Тематическое планирование на неделю тема:"Книжкина неделя"

Тема недели: «Книжкина неделя».24.03.Познание.Путешествие в сказку.Развивать зрительную память и внимание у детей. Способствовать развитию мышления и связной речи, учить детей совершать самостоя...

тематическое планирование на неделю.Тема: «Книжкина неделя»

Данный контект  поможет при составлении тематического планирования на неделю по темообразующему фактору: 2 апреля -  Международный день детской книги .Тема: «Книжкина неделя».Наз...

Календарно-тематическое планирование на неделю по теме: "Книжкина неделя"

Календарно-тематическое планирование (старшая группа)Тема недели: «Книжкина неделя»...