Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Житникова Ирина Сергеевна

На занятии "Одежда. Обувь. Головные уборы"  дети познакимятся с процессом производства одежды и обуви, будут развивать тактильные навыки, познакомятся с новыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

с  воспитанниками старшей  группы с ОНР

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель:  

  • Способствовать формированию познавательной активности воспитанников, расширять их кругозор.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать представления детей о понятиях: «одежда», «обувь», «головные уборы».
  • Познакомить детей с процессом производства одежды и обуви.
  • Опытным путем выявить особенности тканей, из которых ее шьют одежду для разных времен года.
  • Способствовать совершенствованию тактильных навыков детей.
  • Пополнять словарь терминами: «универсальный магазин», «сезонная» и «демисезонная одежда», «отдел», «товар».
  • Активизировать данные термины в речи воспитанников.

Развивающие:

  • Способствовать развитию восприятия, тактильных ощущений, памяти, логического мышления дошкольников.
  • Продолжать развивать коммуникативные навыки воспитанников, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
  • Воспитывать уважительное отношение к результатам труда взрослых.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми по темам: «Одежда», «Обувь»,  «Головные уборы».
  • Экскурсия в магазин одежды.
  • Посещение  вместе с родителями магазинов разного назначения.
  • Дидактическая игра «Разложи по полкам».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением одежды, обуви, магазинов.

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийная презентация по теме: «В магазине».
  • Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук.
  • Макет универсального магазина.
  • Карточки с изображением  товара.
  • Лоскутки ткани: шелк, ситец, драп и др.
  • Магнитная доска.
  • Магниты.
  • Мяч.

Используемые современные образовательные технологии:

  • Ситуативные;
  • Информационно-коммуникационные;
  • Игровые;
  • Здоровьесберегающие;
  • Личностно-ориентированные.

Ход образовательной ситуации

  1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача:        

- мотивировать детей на включение в совместную с педагогом познавательную деятельность.

        Дети собираются около воспитателя.

        Воспитатель включает первый слайд презентации «В магазине».

Дети произвольно располагаются у экрана.

        - Ребята, сегодня по электронной почте пришло письмо от Незнайки. Он прислал загадку. Поможете ее отгадать?

        Ответы детей.

        - Сможете?

Ответы детей.

- Тогда будьте внимательны:

Надо хлеба нам купить,

Или подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…  (магазин)

        - Дети, Незнайка никак не может понять, что такое магазин, для чего он нужен? А вы знаете?

Ответы детей.

- Что же делать? Как ему помочь?

        Предложения детей.

        - Ребята, я предлагаю вам вместе попробовать найти ответы на эти вопросы. Хотите?

        Ответы детей.

        - Что мы с вами хотим узнать?  (Детская цель)

        Ответы детей.

        - Как это можно сделать?

        Ответы детей.

        - Я приглашаю вас на экскурсию в магазин. Но магазин будет не настоящий, а фантастический, вымышленный.  Хотите в нем побывать?

        Ответы детей.

        - Итак, в путь!

  1. Актуализация знаний

        Дидактическая задача:

        - актуализировать знания детей о магазинах, их назначении и разнообразии.

        - В начале, нам необходимо выяснить, для чего нужен магазин? Кто поможет мне найти ответ на этот вопрос?

        Ответы детей.

        - В магазинах продают разные товары, которые необходимы людям - покупателям. Как вы считаете, что можно  купить в магазине?

        Ответы детей.

        - Ребята, я предлагаю вам поиграть. Хотите?

        Ответы детей.

Словесная дидактическая игра «Покупатели»

Дидактическая задача: расширять активный и пассивный словарь воспитанников.

        Дети стоят в кругу и передают мяч рядом стоящему ребенку.  Называют товар, который хотят купить. Повторять, названный товарищами товар, нельзя. Проигравший  ребенок поворачивается в круг спиной.

        - Как много разнообразных товаров вы назвали. Как же покупателю не запутаться и  отыскать  необходимое в магазине?

        Ответы  детей.

        - Вы правы. Магазины бывают разные. Например, мебель можно купить в мебельном магазине. А где мы сможем купить продукты?

        Ответы детей.

Словесная игра «Назови-ка магазин»

        Воспитатель называет товар, который нужно купить, а дети – магазин, в котором он продается. Например:

- Хлеб покупают в хлебном магазине.

- Овощи покупают в овощном магазине.

- Конфеты и пирожные  покупают в кондитерском магазине.

- Посуду покупают в посудном магазине.  И т.д.

        Игра сопровождается показом слайдов мультимедийной презентации.

        - Ребята, какие вы молодцы! Вы смогли назвать все магазины, в которых продается необходимый товар.

Гимнастика для глаз «В магазине»

Цель: снять зрительное напряжение у воспитанников.

        Посмотреть на верхнюю полку – поднять взгляд вверх.

        Посмотреть на нижнюю полку – опустить взгляд вниз.

        Найти нужный товар – перевести взгляд слева направо.

  1. Затруднение в ситуации

        Дидактические задачи:

        - формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины;

        - тренировать мыслительные операции: развивать логическое мышление, диалогическую речь.

        - Друзья, Незнайке необходимо купить для своих друзей то, о чем говорится в загадках.  Хотите ему помочь их разгадать? Поможете?

        Ответы детей.

        - Тогда слушайте внимательно:

Что же летом на ногах? -

Летом жарко в сапогах!

Чтобы рады были ножки,

Я надену... (босоножки)

Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что? -

Футболку,  …   (юбку)

Отгадайте, вам мы скажем:

Головной убор из пряжи,

В моде уже много лет? -

Изящен вязаный... (берет)

        - Какие вы молодцы, ребята, смогли разгадать все загадки Незнайки. А как вы считаете, для чего нужны  эти предметы?

        Ответы детей.

        - Что люди надевают на себя?

Ответы детей.

- Как это можно назвать?

        Ответы детей.

        - Что люди обувают на ноги?

Ответы детей.

- Как  можно называть все эти предметы?

        Ответы детей.

        - Что люди надевают на голову?

Ответы детей.

- Для  чего они это делают?

        Ответы детей.

Физкультминутка  «В чем гулять пойдем?»

В чем гулять, а в чем играть,

(Дети идут по кругу друг за другом, взявшись за руки)

В чем укладываться спать,

(Приседают на корточки, кладут сложенные вместе ладони кщеке)

Что зимой надеть, что летом –

(Наклоны туловища в стороны)

В этом нет для вас секрета,

(Дети грозят пальцем)

Только время не теряйте -

Поскорее одевайте!

(Дети имитируют одевание одежды и обуви)

        Перед детьми на магнитной доске макет магазина.

        - Ребята, посмотрите, в какой магазин мы с вами попали?

        Возникает затруднение.

        Фиксация затруднений.

        Воспитатель: - Ребята, вы смогли определить название магазина?

        Ответы детей.

        Причина затруднения.

        Воспитатель: - Почему не получилось?  

        Ответы детей. (Нет знаний)

        Цель деятельности по преодолению затруднения.

        Воспитатель: - Кто может нам помочь?  К кому мы можем обратиться за помощью?

        Ответы детей.

  1. Открытие нового знания

        Дидактические задачи:

        - расширять кругозор  воспитанников;

        - совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает» (проконсультироваться со специалистом);

        - тренировать умение работать по образцу.

        - Ребята, если хотите узнать,  какой это магазин, то спросите меня.Мы с вами находимся в универсальном магазине, в нем продаются разнообразные товары. Магазин разделен на отделы.

        Рассматривание макета.

        - В каждом отделе продают товар определенного назначения. Как вы думаете, что может продаваться в первом отделе?

        Воспитатель обращает внимание детей на символ.

        - Совершенно верно, друзья, в первом отделе продается одежда. Одежда бывает разной: детской, мужской и женской. Ее развешивают и раскладывают на разных полках. Как вы думаете, почему?

        Предположения детей.

        - Это делают для того, чтобы легко было найти нужный товар.

        Рассматривание предметов одежды.

        - Ребята, а какое сейчас время года?

        Ответы детей.

        - Как вы считаете, можно ли шубу купить летом?  А босоножки – зимой? Почему?

        Ответы детей.

        - В магазине одежды товар раскладывают в соответствии со временем года. Это называется сезонная одежда. Летом продают летнюю одежду, зимой – зимнюю, а весной и осенью – демисезонную. Вы знаете, почему ее так называют?

Предположения детей.

- Демисезонной называют одежду, которая понадобится в любое время года.

        Воспитатель обращает внимание детей на символ следующего отдела универсального магазина.

        - Как вы считаете, что продается в этом отделе?

Ответы детей.

- Почему вы так думаете? Докажите.

        Ответы детей.

        - В обувном отделе универсального магазина продают обувь. Как вы думаете, на какие группы ее разделили?

        Предположения детей.

- Вы правы. Она также разделена на мужскую, женскую и детскую. А что продается в следующем отделе?

Ответы детей.

- Почему вы так решили?

        Предположения детей.

        - Правильно, это - отдел головных уборов. В нем можно купить детские шапочки и кепки, мужские шляпы и бейсболки, или женские шляпки и береты.

        Дети рассматривают картинки головных уборов.

        - В магазине  много разных товаров. Но иногда людям хочется, что бы, ни у кого не было одежды, такой как у них. Для этого существует следующий отдел универсального магазина. Как вы думаете,  что в нем продается?

        Предположения детей.

        - Это отдел тканей. Из нее можно сшить такой наряд, которого нет ни у кого. Ткани бывают разные. Посмотрите внимательно, перед вами лоскутки. Хотите узнать, что из них можно сшить?

        Ответы детей.

        Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы тканей. Опираясь на личный опыт воспитанников, выясняют, что можно сшить из той или иной ткани (из драпа – теплое пальто; из шелка – нарядное платье; из ситца – летний детский сарафан и т.д.).

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений

        Дидактические задачи:

        - развивать внимание, память, мышление;

        - закрепить представления детей о разнообразии товаров в магазине.

        - Друзья, вам нравится наше путешествие в магазин?

Ответы детей.

- Почему?

        Ответы детей.

        - Ребята, в наш магазин завезли новый товар. Вы хотите помочь продавцам  распределить его по отделам?

Ответы детей.

- Поможете?

        Ответы детей.

Дидактическая игра «Разложи товар»

Дидактическая задача:

        -  упражнять детей в классификации предметов по основному признаку.

                Перед детьми на столах лежат карточки с изображенным на нем товаром. Дети определяют, к какой группе он относится и в какой отдел его необходимо разместить. Воспитатель оказывает индивидуальную дифференцированную помощь детям, испытывающим затруднения. Поощряет самостоятельность, инициативность, желание помочь товарищу.

        - Молодцы, ребята, вы очень мне помогли. Быстро и правильно разложили весь товар. Я думаю, что теперь Незнайка не будет путаться в магазине.

  1. Осмысление

        Дидактическая задача:

        - формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

Показ заключительного слайда мультимедийной презентации.

        -  Друзья, а кто из вас помнит, что необходимо купить Незнайке?

        -  Босоножки, юбку и берет.

        -  В каких отделах магазина он сможет это сделать?

        Ответы детей.

- Ребята, отчет о нашем путешествии я отошлю Незнайке по электронной почте. Я думаю, что ему будет очень интересно. Друзья, а вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

- Что мы хотели с вами узнать?

Ответы детей.

- Мы смогли это сделать?

Ответы детей.

- Как мы это сделали?

Ответы детей.

- Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей.

- Почему?

Ответы детей.

- Что вызвало затруднения?

        Ответы детей.

        - О чем вы хотели бы еще узнать?

Ответы детей.

- Как это можно сделать? Кто вам в этом может помочь?

        Ответы детей.

        - О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям?

        Ответы детей.

        - Я думаю, что в выходной день  вместе с родителями сможете пойти в магазин и там  найти ответы на свои вопросы. А нам будет очень интересно узнать о ваших открытиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...