Конспект НОД по познанию в подготовительной к школе группе на тему: «Русские народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Дети учатся различать и называть предметы быта, игрушки, посуду русских народных мастеров-умельцев. Видеть красоту, созданную руками народных умельцев, приобщая детей к культурно-историческому наследию своего народа. Прививаем уважение к труду русских народных мастеров. Дети учатся понимать смысл пословиц и поговорок, учатся объяснять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_ili_umelye_ruki_ne_znayut_skuki.docx | 215.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
по познанию
в подготовительной к школе группе
на тему: «Русские народные промыслы»
Подготовила и провела:
воспитатель гр. «Заячий островок»
Богачева Н.Г.
2018г
Образовательные задачи
- Уметь различать и называть предметы быта, игрушки, посуду русских народных мастеров-умельцев.
- Учить видеть красоту, созданную руками народных умельцев, приобщая детей к культурно-историческому наследию своего народа.
- Прививать уважение к труду русских народных мастеров.
- Учиться понимать смысл пословиц и поговорок, уметь объяснять их
Развивающие задачи
- Развивать внимание при прочтении головоломки.
- Развивать быстроту мышления при разгадывании ребуса, при решении задачи на смекалку.
- Способствовать развитию наблюдательности и пытливости, формировать существенные признаки и свойства предметов и вещей.
- Совершенствовать мелкую и общую моторику, пространственную ориентацию.
Воспитательные задачи
- Учить видеть вокруг себя красоту, любить и защищать ее, пробуждая добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.
- Раскрывать творческий потенциал детей.
- Воспитывать культуру речевого общения, учиться слушать и дополнять ответы товарищей.
- Поощрять ситуацию успеха в сюжетно-ролевой игре «Покупатель – продавец» и желание детей в нее играть.
- Воспитывать дружеские отношения, желание помогать друг другу.
Форма проведения
Игра-путешествие
Материалы и оборудование
- Иллюстрация «Ярмарка», пастух.
- Богородские пахарь, сеятель, пастух.
- Головоломка-пословица: «Умелые руки не знают скуки».
- Иллюстрации предметов быта:
- Посуда: хохломская, гжельская, городецкая, полхов-майдановская;
- Игрушки: дымковские, каргопольские;
- Свистульки: филимоновские,
- Поднос: жостовский.
- Ширма, кукла Петрушка/би-ба-бо/.
- Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушке, посуде.
- «Лоток загадок».
- Иллюстрации «Глаз видит букву», «Ухо слышит звук».
- Ребус – слово «карусель».
- Набор картинок со схемами слов к иллюстрациям по народным промыслам - дидактическая игра «Подбери к картинке ее схему».
Сюрпризный момент
- Прозрачная шкатулка с богородской игрушкой «Клюющие птички»
Предварительная работа
- Знакомство с народными промыслами России по иллюстрациям, буклетам /список учебных пособий, Д/И и т.д. см. в разделе «Литература»/.
- Дидактические игры:
- «Собери картинку»,
- «Рифмы- смешилки, рифмы- страшилки, рифмы-небылицы»;
- «Подбери к картинке ее схему».
- Сюжетно-ролевая игра «Покупатель – продавец».
- Включение потешек, прибауток, загадок, пословиц и поговорок в повседневную жизнь детей.
Интеграция с другими образовательными областями
Образовательная область «Развитие речи»
- Активизация словаря: названия видов транспорта, предметов быта и игрушек, выполненных народными умельцами.
- Обогащение словаря: пословицы и поговорки, хохломская роспись, дымковские, каргопольские, городецкие игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, названия профессий крестьянского труда /пахарь, землепашец, сеятель, пастух, кузнец /, плуг, народные промыслы…
- Работа над четкостью речи в сочетании с движением.
- Формировать умение сочинять чистоговорки в д/и «Рифмы-смешилки, рифмы-страшилки, рифмы-небылицы».
- Упражнять в умении:
- различать гласные и согласные звуки,
- определять количество звуков в слове,
- подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде, числе, падеже;
- находить схемы слов к иллюстрациям по народным промыслам,
- составлять творческий рассказ по описанию игрушки, посуды, используя мнемотаблицы.
- Учить задавать вопросы и отвечать на них полным или кратким ответом, развивая диалогическую речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Расширение и уточнение представлений о труде народных мастеров-умельцев.
- Сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо», журнал «Дошкольное воспитание» №2-2006, стр. 29, в статье «Искусство гжели», стр. 25-29.
- Рассказы Н.Ф. Виноградовой
«О русских народных промыслах», «Веселая ярмарка», книга «Моя страна Россия» - М., «Просвещение», 2005,стр.41-44, 45-46.
- Рассказ Е.А. Никоновой
«Я открою вам секрет», раздел «Русский сувенир» - «Паритет», 2007, стр. 15-31.
- Создание условий для возникновения у детей представления об истории русского народа.
- Развитие чувства любви и привязанности к России, гордости за русских народных мастеров-умельцев.
- Развитие игровой деятельности.
- Развитие взаимопомощи, сотрудничества.
- Закрепление умения слушать товарища, не перебивая его.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Декоративная лепка «Дымковская игрушка»:
«…Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки…»
- Декоративное рисование «Узоры гжели»:
«Белый фон, как снег пушистый,
А на нем лишь синий цвет.
Он узор рисует чистый
И других здесь красок нет». Раскрасить чашку.
- Декоративное рисование «Хохломская роспись»:
«Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева – три цвета:
Красный, черный, золотой». Расписать разделочную доску.
- Декоративное рисование «Жостовский поднос».
Образовательные технологии, используемые в работе.
- Метод создания проблемных ситуаций.
- Мнемотехника.
- Логические задачи.
- Сочинение рифм-чистоговорок.
- Создание ситуации успеха и комфортности.
- Технология сотрудничества и взаимопомощи.
- Элемент ТРИЗ (когда надо достать из шкатулки «Поющих птичек», не дотрагиваясь до самой шкатулки. Как это сделать?).
Ход игры – путешествия
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на ярмарку.
Что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это веселый, яркий базар, куда люди съезжались из разных городов и деревень, чтобы купить или продать товар…
Педагог: Откуда народ брал товар?
Дети: Летом деревенские жители работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера делали глиняную и деревянную посуду, игрушки для ребят…
Педагог: …пряли шерсть, ткали. Постепенно появились мастера, у которых это получалось лучше других. Свои изделия они стали делать не только для себя, но и на продажу. Иногда жители одной деревни занимались одним ремеслом, так возникли народные промыслы. Создавая глиняные или деревянные предметы быта или игрушки, народные умельцы слагали пословицы и поговорки о труде, ведь не каждый мог слепить или вырезать красивую посуду или игрушку.
А какие вы пословицы о труде можете вспомнить?
Дети: Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит.
Педагог: Какой смысл заложен в этой пословице?
Дети: Человек трудится, старается, а потом люди радуются, когда покупают игрушки или посуду. И сам умелелец радуется, что его работа нравится людям.
Педагог: А еще какие пословицы о труде вы знаете?
Дети: Не учись безделью, а учись рукоделью.
Доброе дело само себя хвалит.
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
Не то дорого, что красного золота, а то , что мастера доброго.
Каков мастер, такого и дело.
Какие труды, такие и плоды.
Красна птица перьем, а человек уменьем.
Хорошая работа два века живет.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Педагог: Молодцы!.. Пора отправляться на ярмарку.
Давайте встанем полукругом.
На чем мы сможем добраться до ярмаки?
Дети: …на велосипеде…, на машине…, на ракете…, на самолете…, на автобусе…, на катере…, на лодке…
Педагог: Молодцы!.. Как можно назвать одним словом всё то, что вы мне сказали?
Дети: Транспорт.
Педагог: Правильно… А я предлагаю полететь на воздушном шарике.
Дети сочетают речь с движением пальцев рук:
Надуваем быстро шарик. - ладошка к ладошке. Пальцы обеих рук
соприкасаясь подушечками,
образуют «шарик».
Он становится большой. - разводим руки вперед, в стороны.
Вдруг он лопнул, - хлопок в ладоши.
Воздух вышел, - ладошка соприкасается с ладошкой и
Стал он плоский и худой. - делает волнообразное движение
сдувающегося шарика.
Педагог: Давайте один большой шар надуем. Я буду говорить, а вы будете надувать шар холодным воздухом, как будто произносите звук «У». Вдохнули…
Раздувайся наш шар, - дети, вдохнув, медленно дуют «в
Оставайся большой трубочку», пятятся назад, образуя
И не лопайся. большой круг.
Педагог: Подниматься начал шар, - дети стоят в большом кругу.
Да проткнул его комар… - дети, вдохнув, быстро дуют «в
трубочку», двигаясь к центру круга.
Педагог: Полетим на шаролёте. Но его надо надувать теплым воздухом, как будто произносим звук «О».
Дети, вдохнув, дуют, снова образуя большой круг.
Взявшись за руки, пробегают один круг.
Педагог: Вот мы с вами приземлились на поляне перед ярмаркой.
Но, чтобы на нее попасть, надо прочитать зашифрованную пословицу, в которой некоторые буквы заменены рисунками.
Буквы соединяете с первыми звуками названия картинок и читаете пословицу.
Выставить на фланелеграф пословицу-головоломку.
У | Е | Ы | Е |
У | И |
Е | Н | Ю |
С | У | И
|
Дети: Умелые руки не знают скуки – читают.
Педагог: Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Когда есть чем заняться, человеку некогда скучать.
Педагог: Посмотрите, сколько здесь разных вещей. Что вы можете сказать о них? Какие они?
Дети: Нарядные, расписные, радостные, красочные, яркие, разноцветные, веселые, праздничные, сказочные…
Педагог: Выберите себе картинку с игрушкой, посудой или любым предметом быта.
Игрушки: Посуда, предметы быта:
- Олень дымковский Ковши хохломские
- Лев гжельский Чайники гжельские
- Козлик дымковский Жостовский поднос
- Барашек дымковский Чашки гжельские
- Тяни-толкай каргопольский Солонка городецкая
- Барышня и кавалер дымковские Шкатулка гжельская
- Дама с собачкой дымковские Доска хохломская
- Бык гжельский Шкатулка-рыбка гжельская
- Лошадка дымковская
- Птичка-свистулька Полхов-Майдан
- Медведь каргопольский
- Индюк дымковский
- Снегурочка гжельская
Педагог: А какая же ярмарка обходится без Петрушки? И на нашу ярмарку тоже пришел Петрушка.
За ширмой появляется кукла би-ба-бо Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, дети!
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех веселят всех!
Петрушка спрашивает детей, кто что выбрал. Дети отвечают.
Педагог: Кто хочет рассказать о своей картинке?
Петрушка: А что тут рассказывать? Ковшик и всё…
Педагог: А вот и нет. Послушай, как ребята рассказывают.
По мнемотаблицам «Игрушки», «Посуда» дети составляют описательные рассказы, на выбор Петрушки – три рассказа.
Петрушка: Да-а… Здорово… Зато я загадки умею загадывать!
Я на ярмарку принес свой «лоток загадок».
Вносится хохломской столик с иллюстрациями посуды, игрушек, животных, выполненных народными мастерами.
- Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?
Начинается с БУКВЫ «Л», кончается БУКВОЙ «А».
Педагог: Петрушка, ты сделал ошибку. Ребята, что неправильно сказал Петрушка?
На фланелеграф выставить иллюстрации «Глаз видит букву», «Ухо слышит звук».
Дети: Надо сказать не БУКВА «Л», а ЗВУК «Л», потому что мы СЛЫШИМ ЗВУКИ, а ВИДИМ БУКВЫ.
Отгадка – ложка.
Петрушка: 2. Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в нее играют?
3. В брюхе – баня, вносу – решето,
На голове – пупок, одна рука – и та на спине.
На «Ч» начинается, на «К» кончается.
Отгадка – чайник.
4. Кто меняет молоко на сено?
На «К» начинается, на «К» кончается.
Отгадка – корова.
5. Утка в воде, хвост в кулаке.
На «К» начинается, на «Ш» кончается.
Отгадка – ковш.
6. Не артист, а голосист.
На «П» начинается, на «К» кончается.
Отгадка – петух.
7. Носит воду хозяину в угоду,
При нём живет, пока не упадет.
На «Ч» начинается, на «А» кончается.
Отгадка – чашка.
8. Кто имеет пятачок не зажатый в кулачок.
На «П» начинается, на «К» кончается.
Отгадка – поросенок.
9. Стоят крошки – только шляпки да ножки.
На «Г» начинается, на «И» кончается.
Отгадка – грибочки. /Шапочка да ножка – вот и весь Ермошка/.
10. Ходит печка вся в колечках, даже завитком рога.
На «Б» начинается, на «Н» кончается.
Отгадка – баран.
/На своем стоит упрямо, даже если он не прав.
Кто такой имеет нрав?/
Петрушка: Какие вы молодцы! Теперь я хочу с вами поиграть. А во что…
Посмотрите на эту головоломку без головоломки…
На фланелеграф ставится ребус-слово «карусель».
Дети: кар… ус… ель… - карусель!
Петрушка: Правильно! Карусель, где конь за конем едут, а друг друга не догонят. Становитесь по кругу, изобразите лошадок.
Лошадка бьет копытом, золотым гвоздем прибитым.
Не сутулиться, гордо держать голову!
Дети сочетают речь с движением.
Еле- еле- еле- еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
Педагог: Теперь сядьте за столы и выполните задание:
к названию картинки подберите её схему.
Раздать иллюстрации по народным промыслам со схемами слов.
Дети находят нужную схему и объясняют, почему именно эта схема подходит к названию картинки.
Петрушка: Пришло время сделать покупки на нашей ярмарке.
Педагог: ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Мы с Петрушкой будем продавцами, а вы – покупателями.
Картинка считается купленной, если вы придумаете рифму к ней:
Рифму- смешилку, рифму- страшилку, рифму-небылицу.
Айчик- айчик- айчик – в лесу родился зайчик.
Маша Бурина
Ос- ос- ос – на ярмарку пришел поднос.
Николь Бейер
Урочка- урочка- урочка – съела курочку Снегурочка.
Саша Фомичева
Юк- юк- юк – шьет юбочку индюк.
Таня Чикурова
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Мы с вами разделимся на две части.
Одна часть будет продавцами, другая – покупателями.
Покупки мы будем делать не за деньги, а за правильные ответы.
Покупатель выбирает себе иллюстрацию, а
продавец задает покупателю вопросы.
При правильных ответах картинка считается купленной.
Покупатель-ребенок : Я хочу у вас купить лошадку.
Продавец-ребенок задает серию вопросов покупателю:
- Кто сделал лошадку, какие мастера?
- С какого звука начинается слово «лошадка»?
- «Л» - это какой звук, гласный или согласный?
Звонкий или глухой?
Вы ответили правильно, лошадка ваша.
Покупатель-ребенок : Я хочу у вас купить ковши.
Продавец-ребенок:
- Кто сделал ковши, какие мастера?
- Каким звуком заканчивается слово «ковши»?
- «И» - это какой звук, гласный или согласный?
- Придумай рифму-чистоговорку к слову «ковши».
Педагог: Вы такие молодцы, что мы с Петрушкой хотим подарить вам в группу игрушку, сделанную народными мастерами-умельцами.
Петрушка вносит прозрачную шкатулку с «Клюющими птичками» внутри.
Петрушка: Первым птичек возьмет тот, кто сможет достать их ИЗ ЗАКРЫТОЙ шкатулки, НЕ ДОТРАГИВАЯСЬ до самой шкатулки.
Как достать птичек из закрытой шкатулки, не дотрагиваясь до самой шкатулки.
Дети: обсуждают разные варианты…, пока кто-то не догадывается:
Петрушка, ОТКРОЙ, ПОЖАЛУЙСТА, ШКАТУЛКУ!
Литература
- Виноградова Н.Ф.Моя страна Россия. – М. «Просвещение», 2005,
Разделы «О русских народных промыслах», стр. 41-44.
«Веселая ярмарка», стр.45-46.
- Никонова Е.А. Я открою вам секрет. – М. «Паритет», 2007,
Раздел «Русский сувенир», стр.15-31.
- Анохин Ю. В музее игрушек. – М. «Малыш», 2001.
- Бедник Н. Хохлома. – Ленинград. «Художник РСФСР», 1980.
- Буклет. Дымковская игрушка
- Попова Е. (автор -художник). Игрушка из глины М. «Малыш», 2000.
- Семячкина А.С. (автор -художник). Птицы и кони. – М. «Малыш», 2002.
- Тризна Ю.С. Расписная игрушка. - Ленинград. «Художник РСФСР», 1977.
- Вохринцева С. Народное творчество. – ИП «СВ», Екатеринбург, 2000.
- Боброва М. (авторская сказка). Нежно-голубое чудо. – «Дошкольное воспитание» № 2-2006, стр. 29, в статье «Искусство гжели», стр. 25-29.
- Соломенникова О.А. радость творчества. – М. «Мозаика-Синтез», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...
Конспект НОД ОО «Познание» в подготовительной к школе группе. Тема «Электричество и дети».
Программное содержание. Образовательные задачи:• обобщать знания детей об электричестве;• рас...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»
Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарн...
Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Изготовление русской народной куклы Ангела-хранителя".
Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.Задачи: - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;- познакомить с некоторыми разновидностями узелк...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Конспект образовательной деятельности для открытого занятия В подготовительной к школе группе - «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»...
Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группе Тема: «Береги природу!»
Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группеТема: «Береги природу!» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей...