Конспект НОД по познанию в подготовительной к школе группе на тему: «Русские народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Богачева Наталия Григорьевна

Дети учатся различать и называть предметы быта, игрушки, посуду русских   народных мастеров-умельцев. Видеть красоту, созданную руками народных умельцев, приобщая детей к культурно-историческому наследию своего народа. Прививаем уважение к труду русских народных мастеров. Дети учатся понимать смысл пословиц и поговорок, учатся объяснять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_ili_umelye_ruki_ne_znayut_skuki.docx215.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №79 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по познанию

в подготовительной к школе группе

на тему: «Русские народные промыслы»

                 

                                                         

 Подготовила и провела:

                                                                                 воспитатель гр. «Заячий островок»

 Богачева Н.Г.

2018г

         

Образовательные задачи

  • Уметь различать и называть предметы быта, игрушки, посуду русских   народных мастеров-умельцев.
  • Учить видеть красоту, созданную руками народных умельцев, приобщая детей к культурно-историческому наследию своего народа.
  • Прививать уважение к труду русских народных мастеров.
  • Учиться понимать смысл пословиц и поговорок, уметь объяснять их

Развивающие задачи

  • Развивать внимание при прочтении головоломки.
  • Развивать быстроту мышления при разгадывании ребуса, при решении задачи на смекалку.
  • Способствовать развитию наблюдательности и пытливости, формировать существенные признаки и свойства предметов и вещей.
  • Совершенствовать мелкую и общую моторику, пространственную ориентацию.

Воспитательные задачи 

  • Учить видеть вокруг себя красоту, любить и защищать ее, пробуждая   добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.
  • Раскрывать творческий потенциал детей.
  • Воспитывать культуру речевого общения, учиться слушать и дополнять ответы товарищей.
  • Поощрять ситуацию успеха в сюжетно-ролевой игре «Покупатель – продавец» и желание детей в нее играть.
  • Воспитывать дружеские отношения, желание помогать друг другу.

Форма проведения

Игра-путешествие

Материалы и оборудование

  • Иллюстрация «Ярмарка», пастух.
  • Богородские пахарь, сеятель, пастух.
  • Головоломка-пословица: «Умелые руки не знают скуки».
  • Иллюстрации предметов быта:
  • Посуда: хохломская, гжельская, городецкая, полхов-майдановская;
  • Игрушки: дымковские, каргопольские;
  • Свистульки: филимоновские,
  • Поднос: жостовский.
  • Ширма, кукла Петрушка/би-ба-бо/.        
  • Мнемотаблицы для  составления описательных рассказов об игрушке, посуде.
  • «Лоток загадок».
  • Иллюстрации «Глаз видит букву», «Ухо слышит звук».
  • Ребус – слово «карусель».
  • Набор картинок со схемами слов к иллюстрациям по народным промыслам  - дидактическая игра «Подбери к картинке ее схему».

Сюрпризный момент

  • Прозрачная шкатулка с богородской игрушкой «Клюющие птички»

Предварительная работа

  • Знакомство с народными промыслами России по иллюстрациям,  буклетам /список учебных пособий, Д/И и т.д. см. в разделе  «Литература»/.
  • Дидактические игры:
  • «Собери картинку»,
  • «Рифмы- смешилки, рифмы- страшилки, рифмы-небылицы»;
  • «Подбери к картинке ее схему».
  • Сюжетно-ролевая игра «Покупатель – продавец».
  • Включение потешек, прибауток, загадок, пословиц и поговорок в повседневную жизнь детей.

Интеграция с другими образовательными областями

Образовательная область «Развитие речи»

  • Активизация словаря: названия видов транспорта, предметов быта и игрушек, выполненных народными умельцами.
  • Обогащение словаря: пословицы  и поговорки, хохломская роспись, дымковские, каргопольские,  городецкие игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, названия профессий крестьянского труда /пахарь, землепашец, сеятель, пастух, кузнец /, плуг, народные промыслы…
  • Работа над четкостью речи в сочетании с движением.
  • Формировать умение сочинять чистоговорки в д/и «Рифмы-смешилки, рифмы-страшилки, рифмы-небылицы».
  • Упражнять в умении:
  • различать гласные и согласные звуки,
  • определять количество звуков в слове,
  • подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде, числе, падеже;
  • находить схемы слов к иллюстрациям по народным промыслам,
  • составлять творческий рассказ по описанию игрушки, посуды, используя мнемотаблицы.
  • Учить задавать вопросы и отвечать на них полным или кратким ответом, развивая диалогическую речь.

  Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Расширение и уточнение представлений о труде народных мастеров-умельцев.
  • Сказка М. Бобровой                                                                                         «Нежно-голубое чудо», журнал «Дошкольное воспитание» №2-2006, стр. 29, в статье «Искусство гжели», стр. 25-29.
  • Рассказы Н.Ф. Виноградовой                                                                                                      

«О русских народных промыслах», «Веселая ярмарка», книга «Моя страна Россия» - М., «Просвещение», 2005,стр.41-44, 45-46.

  • Рассказ Е.А. Никоновой

«Я открою вам секрет», раздел «Русский сувенир» - «Паритет», 2007, стр. 15-31.

  •  Создание условий для возникновения у детей представления об истории                                русского народа.
  • Развитие чувства любви и привязанности к России, гордости за русских народных мастеров-умельцев.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Развитие взаимопомощи, сотрудничества.
  • Закрепление умения слушать товарища, не перебивая его.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Декоративная лепка «Дымковская игрушка»:                                                                  

«…Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки…»

  • Декоративное рисование «Узоры гжели»:

«Белый фон, как снег пушистый,

А  на нем лишь синий цвет.

Он узор рисует чистый

И других здесь красок нет». Раскрасить чашку.

  • Декоративное рисование «Хохломская роспись»:

«Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева – три цвета:

Красный, черный, золотой». Расписать разделочную доску.

  • Декоративное рисование «Жостовский поднос».

Образовательные технологии, используемые в работе.

  • Метод создания проблемных ситуаций.
  • Мнемотехника.
  • Логические задачи.
  • Сочинение рифм-чистоговорок.
  • Создание ситуации успеха и комфортности.
  • Технология сотрудничества и взаимопомощи.
  • Элемент ТРИЗ (когда надо достать из шкатулки «Поющих птичек»,  не дотрагиваясь до самой шкатулки.  Как это сделать?).

Ход игры – путешествия

Педагог:      Ребята, сегодня мы с вами отправимся на ярмарку.

                      Что такое ярмарка?

Дети:            Ярмарка – это веселый, яркий базар, куда люди съезжались из разных городов и деревень, чтобы купить или продать товар…

Педагог:      Откуда народ брал товар?

Дети:            Летом деревенские жители работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера делали глиняную и деревянную посуду, игрушки для ребят…

Педагог:      …пряли шерсть, ткали. Постепенно появились мастера, у которых это получалось лучше других. Свои изделия они стали делать не только для себя, но и на продажу. Иногда жители одной деревни занимались одним ремеслом, так возникли народные     промыслы.                                                                                           Создавая глиняные или деревянные предметы быта или игрушки, народные умельцы слагали пословицы и поговорки о труде, ведь не каждый мог слепить или вырезать красивую посуду или игрушку.

                      А какие вы пословицы о труде можете вспомнить?

Дети:            Умелец да рукоделец  себе и другим людям радость приносит.

Педагог:      Какой смысл заложен в этой пословице?

Дети:            Человек трудится, старается, а потом люди радуются, когда покупают игрушки или посуду. И сам умелелец радуется, что его работа нравится людям.

Педагог:      А еще какие  пословицы о труде вы знаете?

Дети:            Не учись безделью, а учись рукоделью.

                       Доброе дело само себя хвалит.

                       Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Не то дорого, что красного золота, а то , что мастера доброго.

Каков мастер, такого и дело.

Какие труды, такие и плоды.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

Хорошая работа два века живет.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Педагог:      Молодцы!.. Пора отправляться на ярмарку.

Давайте встанем полукругом.

На чем мы сможем добраться до ярмаки?

Дети:            …на велосипеде…, на машине…, на ракете…, на самолете…, на автобусе…, на катере…, на лодке…

Педагог:      Молодцы!..  Как можно назвать одним словом всё то, что вы мне сказали?

Дети:            Транспорт.

Педагог:      Правильно…  А я предлагаю полететь на воздушном шарике.

                       Дети сочетают речь с движением пальцев рук:

Надуваем быстро шарик.  -     ладошка к ладошке. Пальцы обеих рук

                                                        соприкасаясь подушечками,

                                                        образуют  «шарик».

Он становится большой.   -      разводим руки вперед, в стороны.

Вдруг он лопнул,                 -      хлопок в ладоши.

Воздух вышел,                     -      ладошка соприкасается с ладошкой и

Стал он плоский и худой.  -      делает волнообразное движение

                                                        сдувающегося шарика.

Педагог:      Давайте один большой шар надуем. Я буду говорить, а вы будете надувать шар холодным воздухом, как будто произносите звук «У». Вдохнули…

Раздувайся наш шар,        -       дети, вдохнув, медленно дуют «в

Оставайся большой                   трубочку», пятятся назад, образуя

И не лопайся.                              большой круг.

Педагог:      Подниматься начал шар, -       дети стоят в большом кругу.

Да проткнул его комар…  -      дети, вдохнув, быстро дуют «в

                                                        трубочку», двигаясь к центру круга.

Педагог:      Полетим на шаролёте. Но его надо надувать  теплым воздухом, как будто произносим звук «О».

                       Дети, вдохнув, дуют, снова образуя большой круг.

Взявшись за руки, пробегают один круг.

Педагог:      Вот мы с вами приземлились на поляне перед ярмаркой.

Но, чтобы на нее попасть, надо прочитать зашифрованную пословицу, в которой некоторые буквы заменены рисунками.

Буквы соединяете с первыми звуками названия картинок и читаете пословицу.

Выставить на фланелеграф пословицу-головоломку.

У

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\IVQPCTTL\MC900297917[1].wmf

Е

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\IVQPCTTL\MC900034089[1].wmf

Ы

Е

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\7QSDDH1P\MC900203078[1].wmf

У

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\2G70H0EO\MC900432579[1].png

И

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\OV50L287\MC900199883[1].wmf

Е

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\OV50L287\MC900424216[1].wmf

   Н 

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\2G70H0EO\MC900089940[1].wmf

 Ю

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\2G70H0EO\MC900234317[1].wmf

С

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\7QSDDH1P\MC900436209[1].png

У

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\2G70H0EO\MC900436208[1].png

И

         

Дети:            Умелые руки не знают скуки – читают.

Педагог:     Как вы понимаете эту пословицу?

Дети:           Когда есть чем заняться, человеку некогда скучать.

Педагог:     Посмотрите, сколько здесь разных вещей. Что вы можете сказать о них? Какие они?

Дети:           Нарядные, расписные, радостные, красочные, яркие, разноцветные, веселые, праздничные, сказочные…

Педагог:    Выберите себе картинку с игрушкой, посудой или любым предметом быта. 

                  Игрушки:                                                         Посуда, предметы быта: 

  • Олень дымковский                           Ковши хохломские
  • Лев гжельский                  Чайники гжельские
  • Козлик дымковский                  Жостовский поднос
  • Барашек дымковский                  Чашки гжельские
  • Тяни-толкай каргопольский                  Солонка городецкая
  • Барышня и кавалер дымковские                  Шкатулка гжельская
  • Дама с собачкой дымковские                  Доска хохломская
  • Бык гжельский                  Шкатулка-рыбка гжельская
  • Лошадка дымковская
  • Птичка-свистулька Полхов-Майдан
  • Медведь каргопольский
  • Индюк дымковский
  • Снегурочка гжельская

Педагог:     А какая же ярмарка обходится без Петрушки? И на нашу ярмарку    тоже пришел Петрушка.

За ширмой появляется кукла би-ба-бо Петрушка.

Петрушка:  Здравствуйте, дети!

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех веселят всех!

Петрушка спрашивает детей, кто что выбрал. Дети отвечают.

Педагог:      Кто хочет рассказать о своей картинке?

Петрушка:  А что тут рассказывать? Ковшик и всё…

Педагог:      А вот и нет. Послушай, как ребята рассказывают.

По мнемотаблицам «Игрушки», «Посуда» дети составляют описательные рассказы,  на выбор Петрушки – три рассказа.

Петрушка:  Да-а… Здорово… Зато я загадки умею загадывать!

Я на ярмарку принес свой «лоток загадок».

Вносится хохломской столик с иллюстрациями посуды, игрушек, животных, выполненных народными мастерами.

  1. Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать?

Начинается с  БУКВЫ «Л», кончается БУКВОЙ «А».

Педагог:     Петрушка, ты сделал ошибку. Ребята, что неправильно сказал    Петрушка?

На фланелеграф выставить иллюстрации «Глаз видит букву», «Ухо слышит звук».

Дети:           Надо сказать не БУКВА «Л», а ЗВУК «Л», потому что мы СЛЫШИМ ЗВУКИ, а ВИДИМ БУКВЫ.

Отгадка – ложка.

Петрушка:  2.        Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в нее играют?

3. В брюхе – баня, вносу – решето,

На голове – пупок, одна рука – и та на спине.

На «Ч» начинается, на «К» кончается.

Отгадка – чайник.

4.    Кто меняет молоко на сено?

На «К» начинается, на «К» кончается.

Отгадка – корова.

5.    Утка в воде, хвост в кулаке.

На «К» начинается, на «Ш» кончается.

Отгадка – ковш.

6.    Не артист, а голосист.

На «П» начинается, на «К» кончается.

Отгадка – петух.

7.   Носит воду хозяину в угоду,

При нём живет, пока не упадет.

На «Ч» начинается, на «А» кончается.

Отгадка – чашка.

8.   Кто имеет пятачок не зажатый  в кулачок.

На «П» начинается, на «К» кончается.

Отгадка – поросенок.

9.   Стоят крошки – только шляпки да ножки.

На «Г» начинается, на «И» кончается.

Отгадка – грибочки. /Шапочка да ножка – вот и весь Ермошка/.

10.   Ходит печка вся в колечках, даже завитком рога.

На «Б» начинается, на «Н» кончается.

Отгадка – баран.

/На своем стоит упрямо, даже если он не прав.

Кто такой имеет нрав?/

Петрушка:         Какие вы молодцы! Теперь я хочу с вами поиграть.  А во что…

Посмотрите на эту головоломку без головоломки…

На фланелеграф ставится ребус-слово «карусель».

Дети:                  кар… ус…  ель… - карусель!

Петрушка:         Правильно! Карусель, где конь за конем едут, а друг друга не догонят. Становитесь по кругу, изобразите лошадок.

Лошадка бьет копытом, золотым гвоздем прибитым.

Не сутулиться, гордо держать голову!

Дети сочетают речь с движением.

Еле- еле- еле- еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра.

Педагог:            Теперь сядьте за столы и выполните задание:

к названию картинки подберите её схему.

Раздать иллюстрации по народным промыслам со схемами слов.

Дети находят нужную схему и объясняют, почему именно эта схема подходит к названию картинки.

Петрушка:         Пришло время сделать покупки на нашей ярмарке.

Педагог:             ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Мы с Петрушкой будем продавцами, а вы – покупателями.

Картинка считается купленной, если вы придумаете рифму к ней:

Рифму- смешилку, рифму- страшилку, рифму-небылицу.

Айчик- айчик- айчик – в лесу родился зайчик.

        Маша Бурина

Ос- ос- ос – на ярмарку пришел поднос.

        Николь Бейер

Урочка- урочка- урочка – съела курочку Снегурочка.

        Саша Фомичева

Юк- юк- юк – шьет юбочку индюк.

        Таня Чикурова

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Мы с вами разделимся на две части.

Одна часть будет продавцами, другая – покупателями.

Покупки мы будем делать не за деньги, а за правильные ответы.

Покупатель выбирает себе иллюстрацию, а

продавец задает покупателю вопросы.

При правильных ответах картинка считается купленной.

Покупатель-ребенок :  Я хочу у вас купить лошадку.

Продавец-ребенок  задает серию вопросов покупателю:

  1. Кто сделал лошадку, какие мастера?
  2. С какого звука начинается слово «лошадка»?
  3. «Л» - это какой звук, гласный или согласный?

                                        Звонкий или глухой?

Вы ответили правильно, лошадка ваша.

Покупатель-ребенок :  Я хочу у вас купить ковши.

Продавец-ребенок:      

  1. Кто сделал ковши, какие мастера?
  2. Каким звуком заканчивается слово «ковши»?
  3. «И» - это какой звук, гласный или согласный?
  4. Придумай рифму-чистоговорку к слову «ковши».

Педагог:             Вы такие молодцы, что мы с Петрушкой хотим подарить вам в группу игрушку, сделанную народными мастерами-умельцами.

Петрушка вносит прозрачную шкатулку с «Клюющими птичками» внутри.

Петрушка:        Первым птичек возьмет тот, кто сможет достать их                       ИЗ ЗАКРЫТОЙ шкатулки, НЕ ДОТРАГИВАЯСЬ до самой  шкатулки.

Как достать птичек из закрытой шкатулки, не дотрагиваясь до самой шкатулки.

Дети:                   обсуждают разные варианты…,                                                   пока кто-то не догадывается:

Петрушка, ОТКРОЙ, ПОЖАЛУЙСТА, ШКАТУЛКУ!

 Литература

  • Виноградова Н.Ф.Моя страна Россия. – М. «Просвещение», 2005,

Разделы «О русских народных промыслах», стр. 41-44.

                  «Веселая ярмарка», стр.45-46.

  • Никонова Е.А. Я открою вам секрет. – М. «Паритет», 2007,

Раздел «Русский сувенир», стр.15-31.

  • Анохин Ю. В музее игрушек. – М. «Малыш», 2001.
  • Бедник Н. Хохлома. – Ленинград. «Художник РСФСР», 1980.
  • Буклет. Дымковская игрушка
  • Попова Е. (автор -художник). Игрушка из глины М. «Малыш», 2000.
  • Семячкина А.С. (автор -художник). Птицы и кони. – М. «Малыш», 2002.
  • Тризна Ю.С. Расписная игрушка. -  Ленинград. «Художник РСФСР», 1977.
  • Вохринцева С. Народное творчество. – ИП «СВ», Екатеринбург, 2000.
  • Боброва М. (авторская сказка). Нежно-голубое чудо. – «Дошкольное воспитание» № 2-2006, стр. 29, в статье «Искусство гжели», стр. 25-29.
  • Соломенникова О.А. радость творчества. – М. «Мозаика-Синтез», 2006.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...

Конспект НОД ОО «Познание» в подготовительной к школе группе. Тема «Электричество и дети».

Программное содержание. Образовательные задачи:•         обобщать знания детей об  электричестве;•         рас...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»

Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарн...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Изготовление русской народной куклы Ангела-хранителя".

Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.Задачи: - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;- познакомить с некоторыми разновидностями узелк...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия В подготовительной к школе группе - «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»...

Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группе Тема: «Береги природу!»

Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группеТема: «Береги природу!» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей...