Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»
Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарная мастерская», через формирование интереса и уважения к казачьим обычаям и традициям.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.
2. Расширять у детей познавательный интерес к истории.
Развивающие:
1. Формировать навыки работы с глиной, пластилином
2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
3. Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Казачьи промыслы и ремесла»
Воспитательные:
1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
2. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.
Предполагаемый результат:
- дети имеют представления о ремесле гончар;
- дети имеют представления и навыки в изготовлении посуды;
- дети имеют опыт в работе с глиной;
- дети проявляют творчество и интерес к гончарному искусству;
- дети проявляют познавательный интерес к казачьим традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»
Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарная мастерская», через формирование интереса и уважения к казачьим обычаям и традициям.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.
- Расширять у детей познавательный интерес к истории.
Развивающие:
- Формировать навыки работы с глиной, пластилином
- Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
- Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Казачьи промыслы и ремесла»
Воспитательные:
- Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
- Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.
Предполагаемый результат:
- дети имеют представления о ремесле гончар;
- дети имеют представления и навыки в изготовлении посуды;
- дети имеют опыт в работе с глиной;
- дети проявляют творчество и интерес к гончарному искусству;
- дети проявляют познавательный интерес к казачьим традициям.
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: познавательное развитие (ПР) интегрируется с социально-коммуникативным развитием (С-К Р), с речевым развитием (РР) и художественно-эстетическим развитием (Х-Э Р)
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Методы:
Наглядный: просмотр видеоролика, рассматривание глины, сопровождаемые объяснением взрослого, показ способов действий на гончарном круге.
Словесный: рассказ воспитателя, проблемные вопросы, побуждающие речевую активность.
Практический: рассматривание объекта (глины), совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.
Приемы: создание проблемной ситуации, внезапное появление объекта (флэшка), смена деятельности.
Индивидуальная работа: в ходе всей деятельности, обращение к каждому из детей, поощрение, с учётом индивидуальных особенностей детей. Оказание помощи при выполнении продуктивной деятельности (при затруднении по просьбе).
Оборудование: флэшка, видеоролик, глина, вода, гончарный круг, салфетки, ёмкость для мусора.
Предварительная работа:
- беседы о народном прикладном искусстве;
- лепка посуды из пластилина;
- чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях казаков от древности до наших дней.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
По дороге к вам, я нашла какую- то интересную штуку. Вы случайно не знаете, что это?
Дети: Это флэшка.
Воспитатель: - А для чего она нужна? (предполагаемые ответы детей: сохранять и передавать на ней информацию)
- Давайте посмотрим, что на нашей флэшке?
(На экране появляется изображение книги-энциклопедии, которая начинает рассказывать о Донских казаках. По ходу видеоролика происходит диалог воспитателя с детьми)
Воспитатель: - Ребята, так кто такие казаки? А разве казаки только пели и веселились? А чем они занимались ещё? (предполагаемые ответы детей: вольные люди, поселившиеся на донской земле; жители земли Донской, защитники нашей Родины; сражались за Россию; работали в поле, держали домашних животных, казачки шили одежду, вышивали)
- Верно, казаки охраняли границы России с юга. Они несли трудную военную службу. Но и наравне с этим им приходилось самостоятельно вести свое хозяйство. Казачки шили одежду, вышивали, плели кружево. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станицах и стали появляться мастера своего дела.
(На экране появляются кадры с изображением ремёсел Донских казаков.)
Воспитатель: - Были кузнецы. Как вы думаете, что они делали? (предполагаемые ответы детей: кузнецы делали шашки, подковы, плуги)
- Правильно кузнецы из металла изготавливали орудия для сельского хозяйства, шашки для военной службы, подковы для коней.
- Было и такое ремесло, как лозоплетение. Многие вещи плели из виноградной и ивовой лозы.
- Появились и мастера, изготавливавшие посуду из глины.
- А вы знаете, как называют такого мастера? (ответы детей) Правильно, это гончар.
(На экране появляются кадры с рассказом о гончарном деле.)
Воспитатель: - А вы бы хотели, поработать с глиной и побыть гончарами? (ответы детей)
- Для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.
(Дети подходят к столам, на которых в чашечках лежит разная глина.)
Воспитатель: - Посмотрите, какого цвета глина?
Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов, из которых она состоит.
- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (предполагаемые ответы детей: твердая, может крошиться, сухая, мягкая, рассыпчатая, как мука, мягкая, пластичная, из влажной глины можно лепить) Добывают глину твёрдой и сухой, а от воды она становится влажной и пластичной. Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры. Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет книга.
(Дети возвращаются к слайдам)
Воспитатель: - Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой.
(Появляются кадры с гончарными кругами и посудой)
Воспитатель: - У казаков посуда была очень разнообразная. Вот самый маленький горшочек «махотка». Как вы думаете, для чего он? (ответы детей)
- А вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в нём хранили казаки? (ответы детей: молоко, воду)
- В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд. А вы догадались, для чего она нужна? (ответы детей) В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге.
Воспитатель: - Пора и нам к работе приступить.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим, и слова такие скажем:
Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите
(Дети подходят к столам, выбирают глину, с которой будут работать)
Воспитатель: - Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не совсем как у настоящих гончаров и я тоже не гончар, поэтому изделия у нас могут получиться не очень сложные. Вы изготовите посуду своими руками и при помощи гончарного круга. Выбирайте, какую посуду будете изготавливать, и из какой глины.
- Вот из этих комочков глины мы сделаем с вами различные глэчики, макитры, махотки. Берите глину, кому какая нравится. Вначале придадим комочку глины округлую форму и прижмём его к центру круга. Запустим круг и ладонями придерживаем комочек глины. Затем большим пальцем немного давим на середину, а ладошки так же придерживают комочек. Видите, как ваш кусок глины меняется? Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами. (Самостоятельная работа детей, контроль, показ воспитателя, помощь при снятии изделия с круга)
Воспитатель: Давайте покажем и расскажем, друг другу, что у нас получилось.
(ответы детей)
- Ребята, но это ещё не всё. Сейчас энциклопедия нам расскажет, как сделать посуду настоящей и прочной. После того, как посуда была вылеплена на круге, её обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига посуда остывала и мастера принимались за ее роспись.
Воспитатель: Спасибо за работу. Теперь вы дождётесь, когда ваша посуда высохнет, вы её сможете расписать, чтобы она стала ещё красивее.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».
Приобщать детей к словесному искусству, развивать эмоциональное восприятие и эстетический вкус через разные виды детской деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)
« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»
Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Неизведанное рядом. Речка Уржумка"
На данном занятии происходит знакомство дошкольников с жизнь небольшой речки - её истоком, устьем. Дети учатся отслеживать путь русла реки по карте....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией биолога» для детей подготовительной к школе группы.
Цель: создание условий для формирования интереса у дошкольников к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности.Задачи:обучающие: формировать представления о профессии био...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию РМП тема «Знакомство с монетами» Подготовительная группа
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29342535","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...