Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности для открытого занятия
В подготовительной к школе группе -
«ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы: Чулкова Ирина Валерьевна
Тема недели: «Культура и традиции русского народа».
Цель образовательной деятельности: знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение дошкольников понимать смысл сказок поучительного характера;
- продолжать формировать умение элементарно анализировать содержание сказки: выделять главных героев, давать оценку поступкам персонажей, высказывать своё эмоциональное отношения к ним;
- продолжать обогащать словарь детей новыми неизвестными словами, дать представление о значении этих слов;
- дать представление о кожевенном народном промысле, кожевенном ремесле;
Развивающие задачи:
- продолжать развивать интерес к книге, художественному слову;
- продолжать развивать связную диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к чтению книг.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
- словесные: беседа, вопросы к детям;
- наглядный: рассматривание иллюстраций;
- игровой: настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке».
Оборудование и материалы: иллюстрации изделий кожевенного художественного промысла, книга «Русские народные сказки» составитель Р. Е. Данкова, стр. 111 сказка «Никита Кожемяка» в пересказе К. Ушинского, проектор, презентация иллюстраций к сказке, настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).
Предварительная работа: беседы о русских народных промыслах (вышивка традиционных орнаментов, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкий промысел, Хохлома, Гжель), чтение сказок и легенд о возникновении некоторых видов русских народных художественных промыслов: сказка о богатыре Иване (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов), сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка), сказка «Городецкий конь» (знакомство с Городецким промыслом), легенда «Золотая Хохлома», легенда «Откуда в Гжели синий цвет».
Словарная работа: пенька, пуд, сажень, соха, межа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого занятия "Чтение русской народной сказки Никита Кожемяка" | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности для открытого занятия
В подготовительной к школе группе -
«ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы: Чулкова Ирина Валерьевна
Тема недели: «Культура и традиции русского народа».
Цель образовательной деятельности: знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение дошкольников понимать смысл сказок поучительного характера;
- продолжать формировать умение элементарно анализировать содержание сказки: выделять главных героев, давать оценку поступкам персонажей, высказывать своё эмоциональное отношения к ним;
- продолжать обогащать словарь детей новыми неизвестными словами, дать представление о значении этих слов;
- дать представление о кожевенном народном промысле, кожевенном ремесле;
Развивающие задачи:
- продолжать развивать интерес к книге, художественному слову;
- продолжать развивать связную диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к чтению книг.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
- словесные: беседа, вопросы к детям;
- наглядный: рассматривание иллюстраций;
- игровой: настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке».
Оборудование и материалы: иллюстрации изделий кожевенного художественного промысла, книга «Русские народные сказки» составитель Р. Е. Данкова, стр. 111 сказка «Никита Кожемяка» в пересказе К. Ушинского, проектор, презентация иллюстраций к сказке, настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).
Предварительная работа: беседы о русских народных промыслах (вышивка традиционных орнаментов, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкий промысел, Хохлома, Гжель), чтение сказок и легенд о возникновении некоторых видов русских народных художественных промыслов: сказка о богатыре Иване (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов), сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка), сказка «Городецкий конь» (знакомство с Городецким промыслом), легенда «Золотая Хохлома», легенда «Откуда в Гжели синий цвет».
Словарная работа: пенька, пуд, сажень, соха, межа.
Ход занятия
1 этап.
Подготовка детей к восприятию литературного текста.
Предварительная беседа.
- Ребята, скажите, какие виды русских народных промыслов вам уже знакомы?
Ответы детей.
- А вы слышали когда-нибудь о кожевенном народном промысле?
Ответы детей.
Что делают из кожи?
Ответы детей.
- Сейчас эти изделия изготавливают на фабриках, на специальных станках. А раньше всё это делали вручную.
Воспитатель показывает картинки по теме.
- Посмотрите, какие изделия делали из кожи в старину. Из кожи делали переплёты для книг, сёдла для лошадей, ремни, ножны, обувь, сумки, кошельки и многое другое. Украшали их с помощью тиснения, выжигания, раскрашивания, золочения, вышивали жемчугом и бисером.
Как вы думаете, прежде чем изготовить такие красивые изделия, нужно было кожу как-то подготовить?
Ответы детей.
- Прежде чем изготовить такое изделие, кожу нужно было вымочить, выскоблить и высушить. После этого кожа становилась очень жёсткой, дубовой. Чтобы размягчить ее требовались мастера, которые разминали кожу руками, палками и камнями.
Как вы думаете, как могла называться такая профессия?
Ответы детей.
- Эта тяжёлая профессия называлась – кожемяка. Для такой работы нужны были очень крепкие мужчины – настоящие богатыри. Сила их была так удивительна, что народ даже сложил сказку о силаче-ремесленнике кожемяке. И сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку о таком богатыре.
Объяснение незнакомых слов.
Поскольку сказка это о стародавних временах, нам встретятся незнакомые слова, которые тогда употреблялись. Слово ПЕНЬКА – это грубая веревка из конопли, слово ПУД – это – старинная мера веса – 16 кг, в сказке встретится выражение «300 пудов» – это вес большого грузовика, слово САЖЕНЬ - старинная мера длинны в размах обеих рук, СОХА – это пахотное орудие для прокладывания глубокой борозды в земле, МЕЖА – узкая полоса необработанной земли на границе владений.
2 этап.
Итак, сейчас я вам прочитаю русскую народную сказку «Никита Кожемяка». Автор сказки …
Предполагается ответ детей: «русский народ».
Чтение сказки (6 минут).
Пауза с целью сохранения впечатлений детей от прослушивания сказки.
3 этап.
Беседа по содержанию, повторное чтение отдельных частей произведения, просмотр иллюстраций к сказке.
Вот какой славный богатырь жил на земле русской.
- Ребята как называется сказка, которую мы сейчас прочитали?
Ответы детей.
- Да, это русская народная сказка «Никита Кожемяка».
- Кто главный герой в сказке?
Ответы детей.
Показ иллюстрации.
- Кем был главный герой?
Ответы детей.
- В каком городе появился змей?
Ответы детей.
Чтение отрывка: «В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей» (стр. 111).
- Почему змея боялись?
Ответы детей.
Чтение отрывка: «Много народу из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге» (стр. 111).
Показ иллюстрации.
- Что вы видите на иллюстрации?
Ответы детей.
- Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
Ответы детей.
- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
Ответы детей.
Показ иллюстрации «Царь с царицей пришли к Кожемяке»
- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?
Ответы детей.
Показ иллюстрации.
Чтение отрывка: «…сколько не упрашивали его царь и царица пойти выручать царевну, не пошёл. Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот – осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился» (стр. 113).
– Кто же стал побеждать во время битвы в чистом поле?
Ответы детей.
Показ иллюстрации.
- Что же предложил змей Никите Кожемяке?
Ответы детей.
Показ иллюстрации.
- Разделили они землю?
Ответы детей.
- Как закончилась сказка?
Чтение отрывка: « Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свою работу ничего…» (стр. 116).
- Хорошо, ребята. А сейчас, давайте отдохнём, я приглашаю вас на весёлую гимнастику.
Динамическая пауза.
Кожемяка, вот каков –
И силён, и здоров,
Кожи мял, мял, мял.
Кожи рвал, рвал, рвал,
В чисто поле выходил
Злого змея победил.
Будем мы богатырями,
Сели-встали, сели-встали.
Сказки помнить и любить,
Книги бережно хранить.
Рефлексия.
Настольная дидактическая игра, способствующая запоминанию сказки и усилению впечатлений о ней: «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).
Деление на 3 команды по расчёту на 1-й, 2-й, 3-й.
- Ребята, а сейчас постройтесь в шеренгу. Теперь рассчитайтесь на первый, второй, третий, а свой номер передайте следующему с улыбкой, ласково.
Дети рассчитываются.
- Теперь первые номера пройдите к первому столу, вторые - ко второму, третьи – к третьему.
На столах приготовлены разрезные картинки – иллюстрации к сказке. По одной картинке на команду.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку к сказке».
Дети собирают картинки.
- Давайте ещё раз все подойдём и рассмотрим картинки. У какой команды на картинке начало сказки? У кого – середина сказки? У кого – конец? Молодцы, вы все справились с заданием.
- Ребята, подойдите ко мне, встаньте полукругом. Скажите, о каком новом виде русского народного промысла вы узнали сегодня?
Ответы детей.
- Какой подвиг совершил Никита Кожемяка?
Ответы детей.
- Как вы думаете, ребята, чему нас учит эта сказка?
Ответы детей.
- Да, сказка учит нас быть отзывчивым, приходить на помощь, защищать свою страну от врага.
Были на земле русской такие богатыри, которые могли защитить свою землю ни ради денег или славы, а чтоб помочь Родине и своему народу.
Самоанализ интегрированного занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы в подготовительной группе
Я организовала интегрированную образовательную деятельность в подготовительной к школе группе: чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
В процессе ОД речевое развитие интегрируется с познавательным развитием, художественно-эстетическим развитием и физическим развитием.
Цель образовательной деятельности: знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение дошкольников понимать смысл сказок поучительного характера;
- продолжать формировать умение элементарно анализировать содержание сказки: выделять главных героев, давать оценку поступкам персонажей, высказывать своё эмоциональное отношения к ним;
- продолжать обогащать словарь детей новыми неизвестными словами, дать представление о значении этих слов;
- дать представление о кожевенном народном промысле, кожевенном ремесле;
Развивающие задачи:
- продолжать развивать интерес к книге, художественному слову;
- продолжать развивать связную диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к чтению книг.
Оборудование и материалы: иллюстрации изделий кожевенного художественного промысла, книга «Русские народные сказки» составитель Р. Е. Данкова, стр. 111 сказка «Никита Кожемяка» в пересказе К. Ушинского, проектор, презентация иллюстраций к сказке, настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).
Словарная работа: пенька, пуд, сажень, соха, межа.
Тема ОД связана с темой недели «Культура и традиции русского народа».
Цели и задачи ОД соответствуют целевым ориентирам ФГОС, уровню развития детей, связаны с темой образовательной деятельности.
При подготовке к ОД был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, проведена предварительная работа: беседы о русских народных промыслах (вышивка традиционных орнаментов, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкий промысел, Хохлома, Гжель), чтение сказок и легенд о возникновении некоторых видов русских народных художественных промыслов: сказка о богатыре Иване (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов), сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка), сказка «Городецкий конь» (знакомство с Городецким промыслом), легенда «Золотая Хохлома», легенда «Откуда в Гжели синий цвет».
В ходе ОД я использовала словесный, наглядный и игровой методы.
ОД состояла из трёх взаимосвязанных этапов:
1этап. Подготовка детей к восприятию литературного текста.
В этот этап входит беседа, которая сопровождается показом картинок по теме недели и подводит детей к восприятию произведения, и объяснение незнакомых слов.
2 этап. Чтение сказки. Чтение было интонационно-выразительным.
После прочтения я использовала небольшую паузу для поддержания впечатления детей от прочитанного.
3 этап включает в себя беседу по содержанию, ответы детей на вопросы, просмотр иллюстраций, повторное чтение небольших частей сказки. Эти приёмы были направлены на закрепление в памяти детей сюжета сказки, формирование умения анализировать произведение.
Включение в ОД динамической паузы способствовало предупреждению утомления детей. Физкультминутка соответствует теме занятия.
На протяжении ОД я старалась поддерживать интерес детей к деятельности, удерживать их внимание. Дети с интересом слушали чтение, отвечали на вопросы.
В конце ОД была проведена рефлексия через организацию настольной дидактической игры «Собери картинку к сказке». Этот приём позволил усилить положительные эмоции от прочитанного. После игры дети ответили на вопросы и сделали вывод о поучительности сказки.
Я считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности и взаимодействия с детьми была достаточно эффективной, дети чувствовали себя комфортно, были увлечены и заинтересованы.
Таким образом, цель ОД была достигнута - дети узнали новую сказку, поставленные задачи выполнены.
Использованная литература.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 3-е издание, Издательский центр «Академия» 2000 г. с 358. гл. 4 «Методика художественного чтения и рассказывания детям».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...
Развитие речи в старшей группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка
Цель: Вспомнить с детьми русских богатырей.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Образо...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....
Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение русской народной сказки Никита Кожемяка
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»
Знакомство с русской народной сказкой "Никита Кожемяка"...
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе...