Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия

В подготовительной к школе группе -

 «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»

 

          Подготовила: воспитатель подготовительной группы: Чулкова Ирина Валерьевна

 

Тема недели: «Культура и традиции русского народа».

 

Цель образовательной деятельности: знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение дошкольников понимать смысл сказок поучительного характера;

- продолжать формировать умение элементарно анализировать содержание сказки: выделять главных героев, давать оценку поступкам персонажей, высказывать своё эмоциональное отношения к ним;

- продолжать обогащать словарь детей новыми неизвестными словами, дать представление о значении этих слов;

- дать представление о кожевенном народном промысле, кожевенном ремесле;

Развивающие задачи:

- продолжать развивать интерес к книге, художественному слову;

- продолжать развивать связную диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к чтению книг.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Методы и приёмы:

- словесные: беседа, вопросы к детям;

- наглядный: рассматривание иллюстраций;

- игровой: настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке».

 

Оборудование и материалы: иллюстрации изделий кожевенного художественного промысла, книга «Русские народные сказки» составитель Р. Е. Данкова, стр. 111 сказка «Никита Кожемяка» в пересказе К. Ушинского, проектор, презентация иллюстраций к сказке, настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).

 

Предварительная работа: беседы о русских народных промыслах (вышивка традиционных орнаментов, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкий промысел, Хохлома, Гжель), чтение сказок и легенд о возникновении некоторых видов русских народных художественных промыслов: сказка о богатыре Иване (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов), сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка), сказка «Городецкий конь» (знакомство с Городецким промыслом), легенда «Золотая Хохлома», легенда «Откуда в Гжели синий цвет».

Словарная работа: пенька, пуд, сажень, соха, межа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия

В подготовительной к школе группе -

 «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»

          Подготовила: воспитатель подготовительной группы: Чулкова Ирина Валерьевна

Тема недели: «Культура и традиции русского народа».

Цель образовательной деятельности: знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение дошкольников понимать смысл сказок поучительного характера;

- продолжать формировать умение элементарно анализировать содержание сказки: выделять главных героев, давать оценку поступкам персонажей, высказывать своё эмоциональное отношения к ним;

- продолжать обогащать словарь детей новыми неизвестными словами, дать представление о значении этих слов;

- дать представление о кожевенном народном промысле, кожевенном ремесле; 

Развивающие задачи:

- продолжать развивать интерес к книге, художественному слову;

- продолжать развивать связную диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;

Воспитательные задачи:

-  воспитывать любовь к чтению книг.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

- словесные: беседа, вопросы к детям;

- наглядный: рассматривание иллюстраций;

- игровой: настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке».

Оборудование и материалы: иллюстрации изделий кожевенного художественного промысла, книга «Русские народные сказки» составитель Р. Е. Данкова, стр. 111 сказка «Никита Кожемяка» в пересказе К. Ушинского, проектор, презентация иллюстраций к сказке, настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).

Предварительная работа: беседы о русских народных промыслах (вышивка традиционных орнаментов, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкий промысел, Хохлома, Гжель), чтение сказок и легенд о возникновении некоторых видов русских народных художественных промыслов: сказка о богатыре Иване (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов), сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка), сказка «Городецкий конь» (знакомство с Городецким промыслом), легенда «Золотая Хохлома», легенда «Откуда в Гжели синий цвет».

Словарная работа: пенька, пуд, сажень, соха, межа.

Ход занятия

1 этап.

Подготовка детей к восприятию литературного текста.

Предварительная беседа.

- Ребята, скажите, какие виды русских народных промыслов вам уже знакомы?

Ответы детей. 

- А вы слышали когда-нибудь о кожевенном народном промысле?

Ответы детей.

Что делают из кожи?

 Ответы детей.

 - Сейчас эти изделия изготавливают на фабриках, на специальных станках. А раньше всё это делали вручную.

Воспитатель показывает картинки по теме.

- Посмотрите, какие изделия делали из кожи в старину.  Из кожи делали переплёты для книг,  сёдла для лошадей, ремни, ножны, обувь, сумки, кошельки и многое другое. Украшали их с помощью тиснения, выжигания, раскрашивания, золочения, вышивали жемчугом и бисером. 

Как вы думаете, прежде чем изготовить такие красивые изделия, нужно было кожу как-то подготовить?

Ответы детей.

- Прежде чем изготовить такое изделие, кожу нужно было вымочить, выскоблить и высушить. После этого кожа становилась очень жёсткой, дубовой. Чтобы размягчить ее  требовались мастера, которые разминали кожу руками, палками и камнями.

Как вы думаете, как могла называться такая профессия?

Ответы детей.

- Эта тяжёлая профессия называлась – кожемяка. Для такой работы нужны были очень крепкие мужчины – настоящие богатыри. Сила их была так удивительна, что народ даже сложил сказку о силаче-ремесленнике кожемяке.  И сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку о таком богатыре.

Объяснение незнакомых слов.

Поскольку сказка это о стародавних временах, нам встретятся незнакомые слова, которые тогда употреблялись. Слово ПЕНЬКА – это грубая веревка из конопли, слово ПУД – это – старинная мера веса – 16 кг, в сказке встретится выражение «300 пудов» – это вес большого грузовика,  слово САЖЕНЬ - старинная мера длинны в размах обеих рук, СОХА – это пахотное орудие для прокладывания глубокой борозды в земле,  МЕЖА – узкая полоса необработанной земли на границе владений.

 2 этап.

 Итак, сейчас я вам прочитаю русскую народную сказку «Никита Кожемяка».  Автор сказки …

Предполагается ответ детей: «русский народ».

 Чтение сказки (6 минут).

Пауза с целью сохранения впечатлений детей от прослушивания сказки.

3 этап.

Беседа по содержанию, повторное чтение отдельных частей произведения, просмотр иллюстраций к сказке.

Вот какой славный богатырь жил на земле русской.
- Ребята как называется сказка, которую мы сейчас прочитали?

Ответы детей.

- Да, это русская народная сказка «Никита Кожемяка».
- Кто главный герой в сказке?

Ответы детей.

Показ иллюстрации.


- Кем был главный герой?

Ответы детей.
- В каком городе появился змей?

Ответы детей.

Чтение отрывка: «В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей» (стр. 111).


- Почему змея боялись?

Ответы детей.

Чтение отрывка: «Много народу из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге» (стр. 111).

Показ иллюстрации.

- Что вы видите на иллюстрации?

Ответы детей.
- Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?

Ответы детей.

- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?

Ответы детей.

Показ иллюстрации «Царь с царицей пришли к Кожемяке»

- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

Ответы детей.

Показ иллюстрации.

Чтение отрывка: «…сколько не упрашивали его царь и царица пойти выручать царевну, не пошёл. Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот – осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился» (стр. 113).

– Кто же стал побеждать во время битвы в чистом поле?

Ответы детей.

Показ иллюстрации.

- Что же предложил змей Никите Кожемяке?

Ответы детей.

Показ иллюстрации.

- Разделили они землю?

Ответы детей.

- Как закончилась сказка?

Чтение отрывка: « Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свою работу ничего…» (стр. 116).

- Хорошо, ребята. А сейчас, давайте отдохнём, я приглашаю вас на весёлую гимнастику.

Динамическая пауза.

Кожемяка, вот каков –

И силён, и здоров,

Кожи мял, мял, мял.

Кожи рвал, рвал, рвал,

В чисто поле выходил

Злого змея победил.

Будем мы богатырями,

Сели-встали, сели-встали.

Сказки помнить и любить,

Книги бережно хранить.

Рефлексия.

Настольная дидактическая игра, способствующая запоминанию сказки и усилению впечатлений о ней: «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).

Деление на 3 команды по расчёту на 1-й, 2-й, 3-й.

- Ребята, а сейчас постройтесь в шеренгу. Теперь рассчитайтесь на первый, второй, третий, а свой номер передайте следующему с улыбкой, ласково.

Дети рассчитываются.

- Теперь первые номера пройдите к первому столу, вторые - ко второму, третьи – к третьему.

На столах приготовлены разрезные картинки – иллюстрации к сказке. По одной картинке на команду.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку к сказке».

Дети собирают картинки.

- Давайте ещё раз все подойдём и рассмотрим картинки. У какой команды на картинке начало сказки? У кого – середина сказки? У кого – конец? Молодцы, вы все справились с заданием.

- Ребята, подойдите ко мне, встаньте полукругом. Скажите, о каком новом виде русского народного промысла вы узнали сегодня?

Ответы детей.

- Какой подвиг совершил Никита Кожемяка?

Ответы детей.

- Как вы думаете, ребята, чему нас учит эта сказка?

Ответы детей.

- Да, сказка учит нас быть отзывчивым, приходить на помощь, защищать свою страну от врага.

Были на земле русской такие богатыри, которые могли защитить свою землю ни ради денег или славы, а чтоб помочь Родине и своему народу.

Самоанализ интегрированного занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы в подготовительной группе

Я организовала интегрированную образовательную деятельность в подготовительной к школе группе: чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

В процессе ОД речевое развитие интегрируется с познавательным развитием, художественно-эстетическим развитием и физическим развитием.

Цель образовательной деятельности: знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение дошкольников понимать смысл сказок поучительного характера;

- продолжать формировать умение элементарно анализировать содержание сказки: выделять главных героев, давать оценку поступкам персонажей, высказывать своё эмоциональное отношения к ним;

- продолжать обогащать словарь детей новыми неизвестными словами, дать представление о значении этих слов;

- дать представление о кожевенном народном промысле, кожевенном ремесле; 

Развивающие задачи:

- продолжать развивать интерес к книге, художественному слову;

- продолжать развивать связную диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;

Воспитательные задачи:

-  воспитывать любовь к чтению книг.

Оборудование и материалы: иллюстрации изделий кожевенного художественного промысла, книга «Русские народные сказки» составитель Р. Е. Данкова, стр. 111 сказка «Никита Кожемяка» в пересказе К. Ушинского, проектор, презентация иллюстраций к сказке, настольная дидактическая игра «Собери картинку к сказке» (разрезные картинки).

Словарная работа: пенька, пуд, сажень, соха, межа.

Тема ОД связана с темой недели «Культура и традиции русского народа».

Цели и задачи ОД соответствуют целевым ориентирам ФГОС, уровню развития детей, связаны с темой образовательной деятельности.

При подготовке к ОД был подобран и изготовлен  демонстрационный и раздаточный материал, проведена предварительная работа: беседы о русских народных промыслах (вышивка традиционных орнаментов, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкий промысел, Хохлома, Гжель), чтение сказок и легенд о возникновении некоторых видов русских народных художественных промыслов: сказка о богатыре Иване (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов), сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка), сказка «Городецкий конь» (знакомство с Городецким промыслом), легенда «Золотая Хохлома», легенда «Откуда в Гжели синий цвет».

В ходе ОД я использовала словесный, наглядный и игровой методы.

ОД состояла из трёх взаимосвязанных этапов:

1этап. Подготовка детей к восприятию литературного текста.

В этот этап входит беседа, которая сопровождается показом картинок по теме недели и подводит детей к восприятию произведения,  и объяснение незнакомых слов.

2 этап. Чтение сказки. Чтение было интонационно-выразительным.

После прочтения я использовала небольшую паузу для поддержания впечатления детей от прочитанного.

3 этап включает в себя беседу по содержанию, ответы детей на вопросы, просмотр иллюстраций, повторное чтение небольших частей сказки. Эти приёмы были направлены на закрепление в памяти детей сюжета сказки, формирование умения анализировать произведение.

Включение в ОД динамической паузы способствовало предупреждению утомления детей. Физкультминутка соответствует теме занятия.

На протяжении ОД я старалась поддерживать интерес детей к деятельности, удерживать их внимание. Дети с интересом слушали чтение, отвечали на вопросы.

В конце ОД была проведена рефлексия через организацию настольной дидактической игры «Собери картинку к сказке». Этот приём позволил усилить положительные эмоции от прочитанного. После игры дети ответили на вопросы и сделали вывод о поучительности сказки.

Я считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности и взаимодействия с детьми была достаточно эффективной, дети чувствовали себя комфортно, были увлечены и заинтересованы.

Таким образом, цель ОД была достигнута - дети узнали новую сказку, поставленные задачи выполнены.

Использованная литература.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 3-е издание, Издательский центр «Академия» 2000 г. с 358. гл. 4 «Методика художественного чтения и рассказывания детям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Развитие речи в старшей группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка

Цель: Вспомнить с детьми русских богатырей.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.        Образо...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение русской народной сказки Никита Кожемяка

Цель: Вспомнить  с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе...