КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей ; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khokhloma.odt | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕК КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома.
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
ЦЕЛЬ: Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей ; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: посуда с хохломской росписью, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования-- шаблоны посуды, образцы элементов хохломской росписи, текст сказки «Василиса Прекрасная».Музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла», «Калинка», «Комаринская», «Вдоль по Питерской» и др.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рассматривание альбомов, иллюстраций , открыток , посуды с хохломской росписью, рисование отдельных элементов росписи, чтение сказки Василиса Премудрая.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Даша Б., Максим С.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- ВВОДНОЕ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
---Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы
Хохломская роспись
Алых ягод роспись-
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной-
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспист хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чюдес чюдесней
Наша хохлома.
2.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ.
--Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.
Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Послушайте этапы работы:
1.Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2.После этого изделие смачивают сырым льняны маслом и хорошо прсушивают. Затем покрывают олифой и опять просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3.Следующий этап — лужение. Изделие покрываю полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими , блестящими и напоминают металлические.
4.Затем за работу берется красильщик( человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками.Все элементы элементы росписи выполняются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5.Расписанное и прсешенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»
По словам мастеров, такая посуда не боится жары, ни стужи,хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Ребята, давайте прйдем на нашу выставку хохломской посуды и рассмотрим ее.
--Какие цвета предпочитают художники?( Помимо красного, черного, золотого, используется зеленый, желтый цвет.) Сочетание красногои черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)
Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травкв». Травка усеянна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы:листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы( цветок, гроздь рябины).А вокруг изгибаются,как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, ряьинку.Называют они ягоды ласково, и иногда даже один итот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа , по-другому изогнет веточки, разбросает цверы и ягоды—вот тот же самый мотив заговорит по- новому. Давайте пррисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. Ребята, послушайте стихотворение и, возможно оно поможет вам в работе.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка , .неспеши
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты,
Блестят они, как золотые.
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
--А тепнрь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке Хохломе.Звучат русские нардные мелодии, дети работают под музыку.
Дети расписывают шаблоны посуды. По окончании работы дети дарят свои работы Хохломе. Она рассматривает работы и благодарит детей. «В старину всегда после хорошей рабрты люди отдыхали, веселились, водили хороводы, и я хочу пригласить вас в хоровод «Во поле березка стояла».
Ребята, у вас получились очень красивые работы и вы очень хорошо плясали, поэтому я хочу вас отблагодарить и прочесть свою волшебную сказку «Василиса Прекрасная.»
Начинаются сказки, Катятся с гор салазки, Конь горячий быстро скачет.
А я на передке еду с мешком в руке
Завязан мешок завязками.
---С чем мешок-то? Да со сказками!
Я мешочек развязала
Сказку вам рассказывать стала!
Хохлома читает детям сказку «Василиса Прекрасная»
--Понравилась ли вам сказка? Кто ее герои? Что сказала матушка Василисе? Кто был помощницей Василисе? Что умела делать Василиса? Кто послал Василису к БабеЯге за огнем? Что сказала Баба Яга Василисе? Что делала Василиса у Бабы Яги? Что дала Баба Яга Василисе, когла она уходила домой? Чем сказка закончилась?
- ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Вспомните сказку, героиню которой звали Василиса Премудрая.
-Что объединяет этих героинь? ( они были не только красивыми , но и трудолюбивыми.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие (НОД) в старшей группе № 6 «Теремок» Чтение художественной литературы Тема : «Викторина по русским народным сказкам»
Программное содержание : Расширять представления детей о родной стране , её названии , культуре , устном народном творчестве ,.. Упражнять в умении отгадывать загадки , узнавать сказки , вспомни...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе. Тема - "День рождение берёзки»
Формирование у детей культуру общения с природой и эстетического отношение к ней, уточнение и углубление знаний детей о взаимосвязи человека и природы. Воспитания любви к Родине через худо...
Конспект НОД по развитию читательских умений Тема:« Русские народные сказки. «Василиса Прекрасная» .
Цель: ознакомление детей с народными сказками.Программные задачи:Развивающие – развивать образное мышление, активную речь, умение связно выразить мысль;Образовательные – формировать понима...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Узор для русского костюма».
Рисование простых орнаментов можно осваивать в детском саду и дома. Дети с удовольствием и интересом занимаются подобным рисованием. Рисование орнаментов, не только тренирует руку у ребёнка, но и форм...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Василиса Прекрасная
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Загадки осени». 2023 г.
Цель: Продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей подготовительной группы; закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Образ...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое книги».Задачи.Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием;Активизировать позн...