Познавательно - исследовательский проект "Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он..."
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Экологический проект «Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он…» для детей второй младшей группы №1 «Сказка».
Подготовила и провела воспитатель Варечкина Н.А.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон
Вид проекта: Познавательно – исследовательский.
Гипотеза: Белоснежный снег – безопасен для человека.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель и родители воспитанников.
Проблема: Все дети любят есть снег. Взрослые в один голос твердят, что есть снег нельзя. Ну почему?
Цель проекта: Выяснить, почему нельзя есть снег.
Оборудование: пластиковые ведерки, пробирки разной формы, размера, лопатки, подносы, пипетки, салфетки, снег, вода, талая вода, лупа, бумажные фильтры.
Цели воспитателя:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности
- Расширение представлений детей о неживой природе.
Задачи:
- Сочетать исследование снега с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, запах и т. д.).
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из опыта наблюдений
- Развивать у детей умение мыслить.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами снега
- Формировать умение делать открытия.
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику
- Развивать внимание, мышление, память.
Методы:
- Проблемно-поисковый метод
- Наблюдения за снегом
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением снега
- Беседа о снеге
- Чтение художественной литературы
- Проведение опыта, эксперимента
- Анализ полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
- Обогащение знаний детей о снеге
- Развитие творческих способностей, познавательной активности
- Выясним, что снег не только холодный, он грязный, в нем много микробов.
Актуальность: Многие дети любят снег … и пробовать его на вкус!
Дети так радуются, когда с неба падает снег, с большим удовольствием берут лопаты и начинают его сгребать в горки, в кучи, чтобы слепить из него что – нибудь для игры, нагружают игрушечные машины снегом, лопатами подкидывают снег вверх, кидают его в друг друга. А с каким удовольствием они ловят снежинки ртом, подставляют свои щечки снежинкам! Всех без исключения снег привлекает своей белизной, легкостью, сверканием. Это так похоже на чудо, на волшебство! Ну как это волшебство не попробовать? А попробовав, конечно хочется еще! Как красиво сказано у А.С. Пушкина:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…»
Не может такая красота быть опасной! А вот здесь и ловушка для любителей зимней красоты.
Каждый день, мне приходилось расстраивать детей своими «Нельзя есть снег!», «Это очень опасно!». Читая при этом в глазах детей: «Да что же это за воспитательница такая?!». Дети даже не пытались узнать «Почему?», - ясно почему, воспитательница вредная! И вот однажды, наблюдая с детьми за снегопадом, мы стали играть в слова «Какой снег?», конечно же дети стали подбирать прилагательные… И что ни слово, то все красиво о снеге, правильно: красивый, блестящий, сахарный… Но когда очередь дошла до меня, я утвердительно сказала – «Грязный!». Взгляд недоумения! Ну как он грязный, когда он такой белый, чистый! Но! Мне это и нужно было! Я торжественно объявила, что докажу. Но мне для этого понадобится помощь детей. Без них мне не справиться. Конечно же дети с удовольствием согласились. Я предложила создать научную лабораторию по изучению снега. А значит нам предстоит стать настоящими учеными! В группе мы собрались за круглым столом и стали рассуждать не о снеге. А что нам нужно для научной лаборатории, как выглядят ученые, и только позже мы вспомнили о вопросе, который нас заинтересовал - «Можно ли есть снег?».
За «круглым столом» мы решили распределить обязанности:
- Создание научной лаборатории – дети, воспитатель, родители.
- Опыты предлагает воспитатель (ведь это моя версия, что белый снег на самом деле грязный).
- Создание научной библиотеки, фотовыставки, иллюстрации – дети, воспитатель, родители.
- Создание альбома «Любопытненько!?», отвечают все участники проекта. Договорились, что уши, глаза работают на 100%. Стараемся вокруг наблюдать, слушать внимательно, вдруг, что - нибудь интересное попадется!
На следующий день научная лаборатория была торжественно открыта. И мы с детьми вооружившись ведерками, лопатками, пробирками, лупами отправились на необычную прогулку. Ведь нам предстояло взять пробы снега с разных мест. Дело серьезное! Никто не спорит, что снег в грязных местах – грязный и пробовать на вкус желания и не возникало, но белоснежные сугробы, напоминающие сахарную вату, мороженое и другие удивительные десерты просто манят попробовать на вкус.
И мы занялись интересующим нас вопросом, можно ли есть снег?
Первым делом мы решили набрать снег в самом чистом месте, где снег не беспокоят ни дети, ни кошки, ни птицы. Снег чудесно искрился на солнышке. Сомнений нет! Всем хорошо видно – снег чистый. Собрали его в пробирку с желтой крышечкой (желтая крышечка – символ солнышка). Вторая проба была взята с дерева, ведь по деревьям люди не ходят, значит снег должен быть чистым. Мы поместили снег в пробирку с зеленой крышечкой (зеленая крышечка – символ зеленых листочков). Следующим предложением было взять снег на нашем участке, не смотря на то, что мы там проводим большую часть времени, снег все такой же белый. Зафиксировали, что это пробирка с оранжевой крышечкой (оранжевый цвет - радость). Ну и конечно, мы взяли пробы с проезжей части, где и без увеличительного стекла заметна грязь, и поместили его в пробирку с красной крышечкой (красный цвет крышечки, как символ «Осторожно! Микробы!»). И в пробирку с фиолетовой крышечкой был помещен снег у крыльца детского сада, где проходит очень много людей (фиолетовый цвет крышечки нам позволил запомнить, что снег взят не с самого чистого места). В итоге, в пяти пробирках снег ждал дальнейшего нашего исследования. «А что же шестая пробирка?» - спросите Вы. А в шестую пробирку придумали налить питьевой воды и сравнить, есть ли разница, а вдруг, растаявший снег с самого чистого места окажется таким же чистым.
Пока дети выбирали снежные места, возник вопрос. А как же деревья? Ведь они покрыты снегом, и не болеют?) решили заодно и это выяснить. Поэтому наши ведерки были наполнены снегом, для полива цветов в группе.
Мы с нетерпением ждали, когда растает снег! Но! То, что мы увидели в пробирках нас поразило! Снег, взятый у проезжей части и у крыльца детского сада показал очевидные результаты – вода была очень грязной, но и снег в этом случае был черного цвета. В остальных же пробирках плавали частички грязи. Откуда она там взялась? Ведь снег только выпал, он так блестел на солнышке! Когда он успел испачкаться? Этот вопрос мы обязательно выясним! Но в этот день мы решили, что снег больше есть не будем!
А вот в пробирке с питьевой водой не было ни одной грязной частички. Мы рассмотрели питьевую воду через все лупы, которые у нас были в лаборатории, пропустили через фильтры… вода – чистая! Пить можно.
А что же наши цветы? Один цветок мы поливали обычной водой, а другой цветок угощали талой водой. Никакой разницы. Цветы продолжали расти и радовать нас своей красотой. Получается, что снег питает растения влагой, помогает им расти.
Растениям польза, а нам что делать? И нам польза! Ведь чем больше снега, тем больше вопросов, новых открытий! Мы продолжаем любить зиму, но уже не пробуя ее на вкус, а катаясь с горок, играя в снежки, строя снежные фигуры и стряпая красивые тортики, угощая всех понарошку.
Так откуда же грязь в белом снеге? Об этом мы обязательно Вам расскажем, но это уже другая история!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СВОЙСТВА САХАРА» Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.
Беседа о работе фермеров. Для чего нам нужен сахар, производство сахара. Опыты по изучению свойств сахара....
Познавательное-исследовательское занятие (старшая группа) Тема: «Соль и сахар»
Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей с помощью экспериментирования.Задачи:Создать условия формировать умение детей распознавать вещества (соль, саха...
Детско – взрослый познавательно- исследовательский проект «Сладкий, кислый соленый»
Цель проекта: Узнать, изменится ли вкус продуктов, если их посолить или подсластить Задачи педагога: Формировать представление детей о вкусах продуктов.Создать условия для исследовательской деяте...
Познавательно-исследовательское занятие «Знакомство со свойствами соли и сахара»
Вид занятия: интегрированное занятие.Возрастная группа: старшая группа.Цель: создание условий для формирования метапредметных результатов.Задачи обучающие:познакомить детей со свойствами соли, сахарно...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "У солнышка в гостях "
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе...
Познавательно-исследовательский проект "Сахар-источник энергии"
Актуальность реализации проекта:Значение сахара для человека очень велико. Наш организм не смог бы существовать без продуктов, содержащих сахар. Важную роль в организме играет сахар, а именно гл...
Методическая разработка (Конспект НОД по развитию познавательно - исследовательской деятельности для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности с ЗПР) Тема: "Соль и сахар"
Конспект НОД по развитию познавательно - исследовательской деятельности для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности с ЗПРСодержит конспект занятия и презентацию к занятию...