Методическая разработка (Конспект НОД по развитию познавательно - исследовательской деятельности для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности с ЗПР) Тема: "Соль и сахар"
методическая разработка (подготовительная группа)

Виктория Эдуардовна Мазурова - Маркова

Конспект НОД по развитию познавательно - исследовательской деятельности для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности с ЗПР

Содержит конспект занятия и презентацию к занятию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Слайд 2

Соль и сахар

Слайд 3

Где содержаться соль и сахар? Соль и сахар содержаться в продуктах, которые мы едим.

Слайд 4

Если в продукте много сахара, то продукт сладкий. Если в продукте много соли, то продукт соленый. Соль и сахар придают вкус продуктам.

Слайд 5

Сколько сахара содержаться в фруктах?

Слайд 6

Среди овощей, самое большое количество соли содержаться в:

Слайд 7

Физкультминутка «Потрудились - отдохнем! Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона , прямо встать. Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили!»

Слайд 8

Правила поведения во время эксперимента Не разговаривать Не пробовать на вкус Не трогать без разрешения Соблюдать осторожность

Слайд 9

Соль и сахар состоят из кристаллов Кристаллы при трении хрустят

Слайд 10

Кристаллы соли и сахара Кристаллы снега

Слайд 11

Соль и сахар растворимы в воде

Слайд 12

Спасибо за проделанную работу!

Слайд 13

Автор: Учитель-дефектолог Мазурова-Маркова В.Э. ГБДОУ №33 Выборгского района Санкт-Петербурга



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию познавательно - исследовательской деятельности для детей в подготовительной группе компенсирующей направленности с ЗПР

Тема занятия: «Соль и сахар».

                                                             

                                                        Автор:

                                                учитель-дефектолог

 Мазурова-Маркова В.Э.

                                                       

Санкт – Петербург

2024

Возрастная адресованность: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей ЗПР.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Цель: сформировать представления детей о свойствах соли и сахара.

Задачи: 

Познавательные: 

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли и  сахара;
  • Формировать активный и пассивный словарь по теме (соль, сахар, кристалл, хрустит, растворяется);
  • Формировать умение работать по образцу (педагог показывает – ребенок повторяет);

Развивающие: 

  • Развивать любознательность, наблюдательность, желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире.
  • Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
  • Способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации в процессе выполнения экспериментальной деятельности. 
  • Формировать и развивать умения использовать в работе различные инструменты, умение взаимодействовать с различными предметами и веществами.
  • Способствовать развитию навыков взаимодействовать друг с другом.

Воспитывающие:

  • Создать условия для формирования положительного интереса к экспериментальной деятельности;
  • Воспитывать умение соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью и сахаром, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Словарная работа: активизировать словарь по теме занятия.

Обогащение словаря: 

Предварительная работа: 

  1. Проведены беседы с детьми с использованием демонстрационного материала по теме овощи и фрукты, продукты питания.

Форма организации:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:

  - просмотр презентации,

- практическая деятельность детей, 

- вопросы к детям.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Демонстрационный материал: яблоко, 6 кубиков сахара, миска с солью, миска с сахаром.

Раздаточный материал: 6 луп, 6 пластмассовых стаканчиков и тарелок, деревянные палочки, 6 черных заламинированных квадратов.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.Вводная часть

(организационный момент)

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости экспериментаторы, давайте с ними поздороваемся. 

1 СЛАЙД (педагог обращает внимание детей на экран презентации)

Педагог: Экспериментаторы хотят сегодня провести интересные эксперименты и приглашают нас с вами поучаствовать в опытах. Вы готовы?

Дети здороваются.

Ответы детей.

3 минуты

2. Основная часть

Педагог: Ребята, сегодня мы  с вами будем узнавать новое о соли и сахаре.  2 СЛАЙД

Педагог: Скажите, а где же находится соль и сахар, где мы их часто встречаем?

Педагог: Совершенно верно. Соль и сахар содержаться в продуктах, которые мы едим. 3 СЛАЙД

Педагог: Посмотрите, на экране нарисованы разные продукты, назовите их.

Вы молодцы, много продуктов назвали.

4 СЛАЙД 

Педагог: Скажите, если в продукте много сахара, то он какой?

Если в продукте много соли, то продукт какой?

Правильно, соленый. Тогда мы можем сделать вывод, что соль и сахар придают продуктам что?

Совершенно верно. Соль и сахар придают продуктам вкус (обращаем внимание на экран презентации).

Педагог: Ребята, Экспериментаторы хотели бы узнать, сколько сахара содержится во фруктах. Поможем им?

5 СЛАЙД 

Педагог: Посмотрите на экран, в яблоке содержится 6 кусочков сахара (педагог выносит тарелку с яблоком и шестью кусочками сахара и даёт детям посмотреть наглядно). В апельсине содержится тоже 6 кусочков сахара, а в банане 5 кусочков сахара (также демонстрирует детям фрукты с сахаром на тарелке).

 

Педагог: Ребята, мы с вами узнали, сколько сахара содержаться во фруктах, а экспериментаторам теперь интересно, в каких овощах содержится больше всего соли. Давайте посмотрим на экран.

6 СЛАЙД 

Педагог: Среди овощей, самое большое количество сахара находится в свекле, моркови и репе.

Педагог: Ребята, мы узнали много нового, пора нам немного отдохнуть, я приглашаю вас встать и повторять движения.

7 СЛАЙД

Физкультминутка

«Потрудились - отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона,прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!»

(дети садятся на места)

Педагог: Ну что же ребята, про то, сколько сахара и соли содержится в овощах и фруктах мы узнали.

А теперь экспериментаторы предлагают нам узнать о соли и сахаре больше и провести с ними опыты.

 

8 СЛАЙД

Но сначала, мы вспомним правила, как вести себя во время эксперимента. Во время эксперимента нельзя (педагог показывает на знак на экране). 

Молодцы, правила помните.

9 СЛАЙД

Педагог: Ребята, тогда начинаем эксперимент. Нам нужно доказать: 1. Что соль и сахар состоят из кристаллов. 2. Что кристаллы при трении хрустят.

Вы готовы? Для первого эксперимента нам понадобятся тарелка с черным квадратом, лупа, соль и сахар.

(Педагог раздает тарелки с черными квадратами, лупу, ставит на стол миски с солью и сахаром, ложки).

Педагог: Ребята, сейчас вы аккуратно будете насыпать из мисок на черный квадрат, кто-то соль, кто-то сахар. Возьмете лупу и рассмотрите соль и сахар.

Педагог: Ребята, на что похожи соль и сахар под лупой? Совершенно верно, соль и сахар похожи на кристаллы. Значит, мы можем сделать вывод о том, что соль и сахар состоят из кристаллов (обращает внимание детей на экран, рядом с утверждением появляется красная галочка).

 Педагог: И так, первое утверждение мы доказали, а помогла нам в этом лупа. Следующее утверждение - кристаллы при трении хрустят. Давайте возьмем ложки и надавим на соль и сахар и послушаем звук.

 

Педагог: Ребята, что вы слышите? Правильно, слышен хруст. А слышим мы его, потому, что наши кристаллы сахара и соли ломаются.

Мы доказали второе утверждение, о том, что кристаллы при трении хрустят (обращает внимание детей на экран, рядом с утверждением появляется красная галочка).

10 СЛАЙД

Педагог :Ребята, а на что похож этот звук?

Правильно, хрустящий звук соли и сахара, похож на звук ходьбы по снегу в морозный день. А всё потому, что снег, точнее снежинки тоже состоят из кристаллов, и когда мы идем по снегу, снежинки ломаются под нашими ногами и мы слышим хруст (обращает внимание детей на сходство кристаллов снега и соли с сахаром). Давайте послушаем этот хруст (включает аудиозапись ходьбы по снегу).

Дети: в продуктах питания.

Ответы детей.

Дети: Сладкий.

Соленый.

Вкус.

Ответ детей.

Дети рассматривают фрукты и кусочки сахара  на тарелке.

Дети повторяют движения.

 

Дети отвечают: нельзя разговаривать, нельзя трогать руками без разрешения, нельзя пробовать на вкус, нужно соблюдать осторожность.

Дети выполняют инструкции.

Дети: На кристаллы.

Дети: Хруст.

Дети: На снег.

15 минут

3. Заключительная часть

11 СЛАЙД

Педагог: Ребята, экспериментаторы приготовили для нас последний опыт. Нам нужно доказать, что соль и сахар растворяются  в воде (обращает внимание детей на экран, где нарисована схема эксперимента).

Я сейчас вам раздам стаканчики с водой и деревянные палочки. Вы аккуратно насыпаете в стаканчик соль или сахар и мешаете палочкой до полного растворения содержимого.

Педагог: И так ребята, что получилось?

Совершенно верно, нам удалось доказать последнее утверждение, что соль и сахар растворяются в воде.

(обращает внимание детей на экран, рядом с утверждением появляется красная галочка).

(Дети выполняют эксперимент).

Дети: Соль и сахар растворились.

5 минут

4. Рефлексия

Педагог: Ребята, вы большие молодцы. Сегодня мы проделали большую работу и доказали 3 утверждения, давайте вспомним какие?

Совершенно верно.

11 СЛАЙД

Экспериментаторы довольны вашей работой и говорят вам за это спасибо!

Дети: Что соль и сахар состоят из кристаллов, кристаллы при трении хрустят и что соль и сахар растворимы в воде.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Разноцветные чудо-пузыри» в группе компенсирующей направленности воспитанников 4 до 7 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности  «Разноцветные чудо-пузыри»  в группе компенсирующей  направленности  воспитанников 4 до 7 лет...