Познавательно-исследовательское занятие «Знакомство со свойствами соли и сахара»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Вид занятия: интегрированное занятие.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: создание условий для формирования метапредметных результатов.
Задачи обучающие:
- познакомить детей со свойствами соли, сахарного песка (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека;
- формировать умение детей распознавать вещества (соль, сахар) по их свойствам путем опытов и экспериментов;
- продолжать учить детей выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, применяя метод противоречий ТРИЗ технологии;
- формировать элементарную финансовую грамотность (защита персональных данных при совершении покупки в интернет-магазине).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательское занятие
«Знакомство со свойствами соли и сахара»
Вид занятия: интегрированное занятие.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: создание условий для формирования метапредметных результатов.
Задачи обучающие:
- познакомить детей со свойствами соли, сахарного песка (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека;
- формировать умение детей распознавать вещества (соль, сахар) по их свойствам путем опытов и экспериментов;
- продолжать учить детей выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, применяя метод противоречий ТРИЗ технологии;
- формировать элементарную финансовую грамотность (защита персональных данных при совершении покупки в интернет-магазине).
Задачи развивающие:
- развивать способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход, анализируя, обобщая, сравнивая;
- активизировать мышление детей путём разрешения проблемной ситуации;
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- продолжать развивать умение детей отвечать полным ответом; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- развивать умение детей отстаивать свое мнение и аргументировать его;
- развивать социальные навыки.
Задачи воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к себе (желание заботиться о своем здоровье);
- прививать умение работать в команде, учитывать мнение другого собеседника, отстаивать свое мнение.
- поощрять инициативу, любознательность, самостоятельность.
Дополнительные задачи:
- формировать навык безопасного поведения в быту.
Материал: игрушки фиксики: «Дедус», «Нолик», мерные стаканчики, соль, сахар, ложечки, деревянные палочки, чайник, ёмкость с холодной и горячей водой, лупы на каждого ребенка, планшет, цветной картон, клей ПВА, «стикеры», фотоиллюстрации (лось, соль, сахар, солёный берег), картинки – подсказки (радуга, геометрические фигуры, нос, язык), наклейки – смайлики (грустный, весёлый).
Литература:
- Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.
- Гин С.И. Триз педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.- М.:КТК «Галактика», 2018-138с.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 80 с.
- Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий.- М. «Аркти»,2010-54с.
- Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Старший возраст (5-6 лет). Познавательное развитие. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2018. – 288 с.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 320 с.
Ход занятия:
1.Организационно – мотивационный этап.
Организационный момент (Дети вместе с воспитателем стоят в кругу и играют в игру- приветствие «Здравствуйте!»)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем«Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся
Доброе утро!!!
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Поздороваемся с гостями:
Дети: «Здравствуйте!».
2.Основной этап.
Воспитатель: Под ногами всё куда-то
Ускользает и плывёт.
И смешно, и страшновато:
На дороге……..(Гололёд)
Воспитатель: Ребята, что такое гололёд? (гололёд - это образование льда на дороге, гололёд – это скользко, это гладкий лёд).
Воспитатель: Откуда же он взялся? (Зима, снег растаял, а потом замерз).
Воспитатель: Зима - самый опасный период для водителей и пешеходов. Почему ребята, как думаете? (Потому, что дороги в снегу и очень скользко, можно упасть и получитьтравму; на дороге может случится авария).
Воспитатель: Если на улице ветер, температура ноль градусов, на дорогах возникает лёд.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем можно посыпать скользкие дорожки? (скользкие дорожки можно посыпать, песком)
Воспитатель: Да, верно, но, а если нет песка? (не знаем). Лёд можно посыпать солью. (вот это да!).
Воспитатель берёт в руки игрушку «Дедуса» и говорит от его имени.
Воспитатель: Вот сегодня Дедус торопился к нам в гости в детский сад для того, чтобы что-то интересное вам рассказать и упал.
Дедус: Да, упал, но уже всё хорошо.
Воспитатель: Так вот, Дедус хотел нам рассказать о том, где добывают соль. А, вы знаете ребята? (нет не знаем)
Дедус: Соль –это полезное ископаемое и добывают её, как правило, из-под земли. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота(сопровождается показом иллюстраций). У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета: «Соль рассыпал - к ссоре».
(Воспитатель садит игрушку «Дедуса» на стол)
2.1. Этап постановки проблемы.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто это там выглядывает? (Это наш друг - Нолик). Вид у него опечаленный.
(Воспитатель берёт игрушку «Нолика» и говорит от его имени)
Воспитатель и дети: Что случилось, отчего ты такой грустный?
Нолик рассказывает, что он пришёл домой и хотел выпить чаю. На столе стояли два стаканчика, он точно знает, что в одном была соль, а в другом –сахарный песок. А как отличить сахар от соли, он не знает.
Воспитатель: Интересно, кто в нашей группе сможет Нолику помочь?
Дети: Мы сможем… я хочу… мы готовы…
Воспитатель: Ребята готовы ли вы помочь Нолику? (Да, готовы! Конечно, обязательно)
Воспитатель:(обращаясь и игрушке Нолик): Не грусти, Нолик! Ты пришёл очень кстати. Сейчас ребята будут ставить опыт и смогут тебе многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Ребята обязательно научат тебя отличать соль от сахарного песка.
Воспитатель: Ребята научите Нолика? (да, научим Нолика, обязательно научим). Тогда приглашаю всех в нашу секретную лабораторию!
(Воспитатель вместе с детьми подходит к столам, где стоит оборудование)
2.2.Этап ознакомления с материалом.
Воспитатель: Ребята, на столах у вас приготовлено оборудование. Рассмотрите его.
В стаканчиках разного цвета насыпаны и соль, и сахарный песок.
Воспитатель: Как думаете, можно ли их различить по внешнему виду? (да, можно различить, нет, нельзя различить)
Воспитатель:Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (они белые)
Воспитатель: Артём, у тебя оба вещества белые? (да, оба вещества белые)
Воспитатель: А, у Полины? (да, оба вещества белые). И так спрашивает несколько детей.
Воспитатель:Верно, они оба белые. Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? (потому что это сыпучие вещества, их нельзя подносить близко к носу)
Воспитатель:Правильно.
Воспитатель:Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?(нет, не одинаково пахнут, по-разному пахнут)
Воспитатель:Как узнали? (понюхали, проверили, посмотрели)
Воспитатель:Вот видишь, Нолик, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету и по запаху.
Воспитатель, обращаясь к детям: Может быть, ещё можно найти отличия?! Как думаете? (не знаем, можно, давайте посмотрим). Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих веществ и узнаем одинаковой ли они формы!!!
Воспитатель:(расстроенный) Ой, ребята, как же мы рассмотрим эти вещества, если у нас нет специального прибора – микроскопа? Где же мы его возьмём? (Купим)
Воспитатель: где купим? (купим в магазине)
Воспитатель: можно и в магазине купить, но мы сейчас не сможем уйти у нас же гости.
Воспитатель: а как можно купить быстро, здесь и сейчас микроскоп? (можно заказать через интернет)
Воспитатель:(радостно): Да, молодцы, как же я сразу не догадалась!
Воспитатель берёт планшет и вместе с детьми «заказывают» микроскоп через интернет-магазин.
Воспитатель: Так, но нашу покупку необходимо сразу оплатить. Как и чем мы сможем оплатить?(сможем оплатить деньгами)
Воспитатель: А, как мы деньги отправим? Это же не касса и не банкомат. Куда вставлять купюры? (никак, нет денег, нельзя, может оплатим карточкой)
Воспитатель: да, но карточка есть только у кого? (карточка есть только у взрослых)
Воспитатель: Так хорошо, карточка у меня есть, но это не безопасно, указывать в интернете номер карты. Лучше мы выберем другой способ оплаты: отдадим деньги курьеру при доставке товара (хорошо).
Воспитатель: Микроскоп мы заказали, его скоро доставят к нам в группу. Но Нолик расстроенный и торопится домой.
Воспитатель: а, с помощью чего мы сможем сейчас рассмотреть вещества? (с помощью лупы).
2.3.Этап практической деятельности.
Дети вместе с воспитателем подходят к столам № 1, где находится необходимое оборудование.
Опыт1
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Воспитатель: Положите перед собой цветные листы картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы? (они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект)
Воспитатель:Правильно, они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект. Из каждого стаканчика палочкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы цветного листа. Рассмотрите их через лупу.
Дети садятся за столы №1 и приступают к работе.
Воспитатель:Одинаковые или разные частицы по форме? (нет, не одинаковые частицы, разные частицы)
Воспитатель: Данил, у тебя одинаковые по форме? (нет, частицы по форме разные)
Воспитатель: А у тебя, Лёша? (и у меня разные по форме частицы). И так спрашивает нескольких детей.
Воспитатель: На что похожи одни частицы? (похожи на горошины, кружочки, мячики), а другие? (похожи на кирпичики, напрямоугольники)
Воспитатель: Саша, на что у тебя похожи частицы? (у меня частицы похожи на горошины), а другие частицы?(а другие частицы похожина прямоугольники)
Воспитатель: А, у тебя Лиза, на что у тебя похожи частицы? (у меня частицы похожи на шарики, а другие частицы похожи на кирпичики).
Воспитатель: Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие на кирпичики.
Воспитатель: Что можно сказать об их величине? (горошины меньше, чем кирпичики). А ты, Степа, как считаешь? (я считаю, что горошины меньше, чем кирпичики), А Полина как считает? (и у меня горошины меньше, чем кирпичики)
Воспитатель: Правильно, в данном случае горошины меньше, чем кирпичики.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя!!!Почему? (потому, что опасно можно отравиться).
Воспитатель: Конечно, есть вещества горькие, есть – опасные для здоровья. Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют эти вещества. Но сначала вспомните, какая на вкус соль?(соль - горькая), а сахарный песок? (сахарный песок -сладкий)
Воспитатель:Предлагаю сначала попробовать вещество с кирпичиками.Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Дети выполняют. Какие они на вкус? (на вкус - сладкие)
Воспитатель: Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? (Если сладкое, значит это вещество - сахарный песок!)
Воспитатель:Сахарный песок. В каком он находится стаканчике? (он находится в оранжевом стаканчике).
Воспитатель: А, можете ли вы сейчас сказать, каким на вкус будут частицы вещества в форме горошин? (в форме горошины - солёные).
Воспитатель:Правильно, они солёные, потому что это соль(дети вторят). Теперь мы можем помочь Нолику! В чём сходство и различие соли и сахарного песка? (соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, и у них разная величина и форма частиц).
Воспитатель: Правильно. Значит, какое вещество находится в оранжевом стаканчике (в оранжевом стаканчикенаходитсясахарный песок). А в голубом? (в голубом стаканчике находитсясоль)
Воспитатель предлагает ребятам наклеить разные наклейки-стикеры (смайлики: грустный, весёлый) на стаканчики с надписью «соль» и «сахар». Дети выполняют.
Воспитатель: для чего мы это сделали? (чтобы Нолик больше не перепутал соль и сахар)
Нолик радуется, что ребята ему здорово помогли, и собирается уходить.
Воспитатель: Подожди Нолик, а всё ли ты знаешь о полезных и вредных свойствах соли и сахарного песка?
Воспитатель: Ребята, Нолик говорит, что соль и сахар можно кушать сколько захочешь? Так ли это?! (сомневаясь) Данил, как считаешь?
Даниил: Соль - наш друг. Соль нужна для процесса пищеварения, для работы сердца, мышц. Соль прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком.
Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Полезно!»
Пословица:Без соли и хлеб не естся!
Воспитатель:А, может ли соль навредить? Кто знает, чем вредна соль?
Данил: Соль - наш враг. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя много употреблять соли.
Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Вредно!»
Воспитатель: Ребята, а кто из травоядных животных больше всего нуждается в соли? (Мы знаем, мы знаем – это лось). Почему? (лось зимой питается сухой травой, ветками деревьев, кустарников ему не хватает витаминов)
Воспитатель: Да, Лось в нашем сибирском регионе, очень ценное животное. Он занесён в Красную книгу! Поэтому его называют «Краснокнижное животное». Но об этом мы поговорим завтра, если вы придете в садик пораньше.
Воспитатель: Ребята, Нолик не согласен, говорит, что сахар очень полезен и навредить никак не может.
Воспитатель, обращаясь к Нолику: не спеши, сейчас разберемся.
Воспитатель: А, чем полезен сахар, Лёша?
Лёша: Сахарный песок – наш друг, потому что улучшает память, даёт нам энергию.
Пословица: Вот тебе сахарный кусок, закрой себе роток.
Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Полезно!»
Нолик: Я же говорил, что сахар полезный и вкусный.
Воспитатель: А, какой вред от сахарного песка знает у нас Анита. Обращаясь к девочке: Расскажешь?
Сахарный песок – наш враг, потому что вреден для зубов, он разрушает эмаль зубов, и приводит к ожирению, к серьёзным болезням– диатез, сахарный диабет.
Вывод: Соль и сахарный песок можно употреблять, но в умеренном количестве!
Ребёнок прикрепляет на доску стикер «Вредно!»
Воспитатель: Нолик, ты всё запомнил? (да всё запомнил). Нолик собирается пойти домой.
Воспитатель: Нолик, не уходи, мы обязательно угостим тебя чаем, но чуть-чуть позже.
Воспитатель (удивленный): Ой что это там у нас бурлит?? (это, наверное, чайник)
Воспитатель: Пойдёмте, посмотрим.
Дети и воспитатель подходят к столу. На столе стоит чайник и оборудование.
Воспитатель: Ребята, а вы любите пить чай? (да любим пить чай)
Воспитатель: А, какой вы любите пить чай, горячий или тёплый?
Полина, какой ты любишь пить чай? (я люблю пить тёплый чай), а ты Серёжа?(я люблю горячий чай), а ты Артём?(тёплый), а Арина, какой любите чай? (горячий)
Воспитатель: Я люблю тёплый чай. А ты Нолик, какой любишь чай?
Нолик: а я не знаю, какой я люблю чай. Я не знаю, какой чай мне налили. И вообще как узнать тёплый чай налит в чашку или горячий.
Воспитатель: Так это легко проверить.
Воспитатель предлагает детям и Нолику пройти к столам №2
Опыт 2
Воспитатель: Подвиньте к себе оранжевый стаканчик и два других с водой. Вода в стаканчиках холодная. Берём одинаковое количество сахарного песка, т.е. по ложечке, и опускаем в каждый стакан. И сразу же в одном стакане быстро перемешиваем ложечкой сахар с водой. Дети выполняют.
Воспитатель: Что вы видите? В каком стакане сахарный песок растворился быстрее? (в стакане, где перемешиваем ложечкой). Значит, какой мы можем сделать вывод?
Воспитатель и дети вместе делают вывод: вещество быстрее растворяется при перемешивании его.
Воспитатель:Отодвиньте эти стаканчики и подумайте, где быстрее растворится вещество: в горячей или холодной воде? (в стаканчике с горячей водой, в стаканчике где холодная вода). Может быть проверим?
Воспитатель предлагает детям и Нолику пройти к столам №3
Опыт3
Воспитатель: Скажите, ребята, как мы будем обращаться с горячей водой? (осторожно, аккуратно) Почему? (Можно обжечься)
Воспитатель: Правильно. Соблюдайте технику безопасности!!!Поставьте перед собой два стаканчика: в одном горячая вода, а в другом –холодная. Опустите по ложечке сахарного песка в каждый стаканчик.Где сахарный песок растворится быстрее? Осторожно потрогайте стакан. Какая в нём вода?(горячая вода).
Воспитатель: Серёжа, у тебя где быстрее растворился сахарный песок? (у меня быстрее растворился в горячей воде),а у тебя Саша? (и у мня в горячей воде сахарный песок растворился быстрее). А у тебя Данил? (в горячей воде сахарный песок растворился быстрее).
Воспитатель: значит, мы можем сделать вывод.Дети делаю вывод
Вывод: в стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешиваются быстрее с горячей жидкостью.
Воспитатель:Вот видишь, Нолик, теперь ты тоже будешь знать, что в горячем чае сахарный песок растворится быстрее, а если ещё и перемешать его ложечкой, то чай сразу станет сладким.
Воспитатель: А сейчас, ребята, покажем Нолику, как можно рисовать при помощи соли?!
Воспитатель предлагает детям и Нолику пройти к столам №4 и приступить к работе. (Звучит весёлая музыка)
На столах цветной картон, в стаканах соль, клей ПВА на каждого ребёнка. Дети рисуют клеем рисунок и сверху посыпают солью.Дети стряхивает лишнюю соль с картона.
Воспитатель: Молодцы. Какие разные рисунки у вас получились, но мы их рассмотрим чуть позже.
3.Заключительный этап.
Воспитатель просит всех ребята встать в круг.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли? И почему? (Мы сегодня помогли Нолику определить, где соль, а где сахар, чтобы он попил вкусный чай)воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№1»(Помощь другу, взаимопомощь!!!)
Воспитатель: Что нового узнали о сахарном песке и соли? (сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные запаху, и форме). Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№2»(свойства веществ)
Дети: Говорили о том, что один и тот же предмет может быть как хорошим, так и плохим (о пользе и вреде, от избыточного употребления соли и сахарного песка). Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№3»(ЗОЖ).
Дети: Доказали, что сахарный песок быстреерастворяется в горячей воде при перемешивании его. Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№4»«Осторожно кипяток!» (ОБЖ).
Дети: Научили Нолика рисовать солью.Воспитатель показывает и прикрепляет на доску «стикер№5» (Умеешь сам, научи друга!).
Воспитатель: А, теперь, Нолик, мы с ребятами приглашаем тебя пить чай.
Нолик благодарит за то, что сегодня он узнал так много нового и интересного, и говорит, что он очень доволен, потому что вместе с ребятами, как настоящий учёный, проводил опыты с веществами. «Уходит».
Воспитатель: а мы ребята будем с нетерпением ждать наш микроскоп, чтобы продолжить свои эксперименты!!! А сейчас в музыкальном зале нас очень ждет Татьяна Петровна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со свойствами соли и сахара.
Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...
Конспект занятия "Знакомство с веществами(соль, сахар) и их свойствами"
Данное занятие учит детей знаниям о веществах таких как сахар, соль, вода и подобное. Также проводится эскперимент с лупой....
Познавательно - исследовательский проект "Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он..."
Экологический проект «Снег на солнышке сверкает, словно сладкий сахар он…» для детей второй младшей группы №1 «Сказка».Подготовила и провела воспитатель Варечкина Н.А.&l...
Занятие "Знакомство с свойствами соли"
Занятие с элементами рисования...
Познавательное-исследовательское занятие (старшая группа) Тема: «Соль и сахар»
Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей с помощью экспериментирования.Задачи:Создать условия формировать умение детей распознавать вещества (соль, саха...
Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства соли и сахара»
На этом занятии мы сравниваем свойства соли и сахара с помощью опытов и наблюдений....