РАЙОННЫЙ СЕМИНАР «ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПОДМОСКОВЬЯ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПОДМОСКОВЬЯ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 30»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,
тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496) 540-65-58
Email: dou351960@yandex.ru
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР
«ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПОДМОСКОВЬЯ»
Подготовили:
воспитатель 1 квалификационной категории – Махова Е.А.
учитель-логопед высшей квалификационной категории – Силаева В.Е.
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории – Пикунова Н.Н.
старший воспитатель – Нежданова З.А.
г. Сергиев Посад
28 апреля 2017 г.
Программное содержание
- Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
- Формировать первичные представления о полезных ископаемых Подмосковья (песок, глина, известняк, торф), их свойствах (форме, цвете и др.), применение в жизни человека;
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки полезных ископаемых; умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие обобщения;
- Развивать диалогическую, монологическую формы речи;
- Формировать элементарные экологические представления;
- Воспитывать умения правильно вести себя в природе, воспитывать любовь к родной природе, желания беречь охранять и защищать ее;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение объединяться для совместной поисково-исследовательской деятельности, учить работать в паре;
- Воспитывать уважение к людям труда, связанные с поиском и добычей полезных ископаемых;
Оборудование:
- ТСО (проектор, экран) для показа презентации;
- приспособления для исследовательской деятельности (проведение опытов):
- микроскопы,
- белые халаты для детей,
- лупы,
- воронки,
- пластиковые стаканчики разного размера,
- одноразовые пластиковые тарелки, ложечки,
- глина,
- песок,
- шапки магистров (для физминутки)
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром на электронную почту нашей группы пришло необычное письмо. Это не просто письмо, а приглашение. Нас всех вместе приглашают для участия в научной конференции. Тема ее: «Полезные ископаемые Подмосковья».
Принимаем приглашение?
(ответы детей)
Воспитатель: Я с вами полностью согласно, это очень интересно!
Ребята, а вы знаете, что это такое - научная конференция?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
Все правильно, это место, где собираются очень умные люди, которые занимаются наукой.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, как, по-вашему, называют людей, которые занимаются наукой?
(ученые)
Воспитатель:
Совершенно верно. Сегодня я предлагаю вам выступить в роли юных ученых.
Воспитатель:
Проходите, пожалуйста, уважаемые ученые в наш конференц-зал.
Итак, сегодня мы будем с вами говорить о «Полезных ископаемых Подмосковья».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту.
(предполагаемые ответы детей)
Обратите внимание, какой большой наш Подмосковный регион – это наш край!
В Подмосковье очень много районов, среди них есть и наш, как он называется?
(ответы детей)
Вы его, наверное, сразу узнали, на карте он отмечен ярко зеленым цветом, а как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас я предлагаю вам пройти в наш конференц-зал, занимайте удобные для вас места, я предлагаю посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Подмосковья.
Подмосковный край, как и другие регионы России очень богат полезными ископаемыми.
Вспомните, пожалуйста, мы с вами уже говорили об этом, какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
А мне бы хотелось узнать у вас, почему такое интересное название «полезные ископаемые»?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
Где они находятся в природе?
(под землёй, на поверхности земли)
Воспитатель:
Поэтому их еще можно назвать по – другому?
(сокровища земли, кладовая земли, хранилище земли)
А как, по-вашему, люди узнают, что в этом месте есть залежи, полезных ископаемых, кто занимается их поиском?
(ответы детей)
Воспитатель:
Давайте еще раз уточним, кто такие геологи?
Дети: (специалисты, которые изучают полезные ископаемые)
Воспитатель:
Ребята, профессия геологов – непростая, им часто приходится сталкиваться с различными трудностями, преодолевать большие расстояния, уметь хорошо ориентироваться на местности, знать особенности строения земли. Порой на поверхности земли ничего не видно, учёным приходится много работать, чтобы определить, где найти полезные ископаемые.
И вот когда найдено месторождение полезных ископаемых, их надо из земли извлечь, как то достать. Подумайте, как из земли извлечь полезные ископаемые?
Дети: на помощь человеку приходят машины.
Воспитатель: Какие?
Ребята, теперь расскажите более подробно, где и для чего используют полезные ископаемые?
песок используют в строительстве, для изготовления стекла и зеркал.
из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки
Видите, как много пользы приносят человеку полезные ископаемые, но иногда в природе происходят такие явления как: возгорание торфяников в жаркую погоду, тогда всему живому приходится очень трудно: сильные пожары порою уничтожают не только леса, но и животных, птиц, насекомых, постройки людей.
Человеку необходимо бережно относиться к природе, охранять ее богатства.
Воспитатель:
Мы просмотрели с вами научный фильм, узнали много интересного, пришло время немножко отдохнуть.
Музыкальная физминутка «Песня первоклассника»
Воспитатель:
Я вам предлагаю пройти в научную лабораторию, где мы проведем с вами опыты по изучению свойств некоторых полезных ископаемых.
Воспитатель.
Проходите, занимайте рабочие места.
Сотрудники лаборатории обязательно работают в белых халатах.
Для каждого из вас подготовлено специальное научное оборудование. Обратите внимание: перед вами пять подписанных стаканчиков по количеству опытов.
Скажите, с помощью какого предмета мы будем рассматривать мелкие частички.
(лупа)
Еще что вы видите перед собой?
(микроскоп)
Для чего он нужен?
(чтобы получать увеличительное изображение мелких предметов, частиц)
Воспитатель.
Ребята, в каждой лаборатории есть главный научный сотрудник, сегодня таким буду - я. И чтобы наши опыты прошли успешно, нужно соблюдать правила безопасности. Поэтому без моего указания мы ничего не трогаем. Договорились?
1 опыт: Рассматривание песка и глины через лупу
- поставьте перед собой стаканчики с цифрой 1 и 2;
- возьмите лупу и рассмотрите, что лежит внутри?
(ответы детей)
- чем отличается песок и глина?
(ответы детей: цветом, внешним видом, песок состоит из песчинок, глина похожа на пластилин)
- а вы хотите рассмотреть песчинки через микроскоп?
- с микроскопом мы будем работать в паре.
- с этим прибором мы уже работали, не торопитесь, рассмотрите внимательно.
- на что похожи песчинки? (на мелкую крупу, бусинки, бисер, соль, …)
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные.
- опыт. Исследование плотности песка и глины
- продолжаем работу с этими же стаканчиками.
- возьмите 2 лабораторные палочки, будьте осторожны они острые и попытайтесь проткнуть одной палочкой песок, другой глину.
- вы заметили разницу?
- почему сквозь песок палочка проходит легче, чем сквозь глину?
Вывод: частички глины плотнее связаны между собой, поэтому сквозь глину палочка проходит труднее, чем сквозь песок. Вот почему на глинистых почвах растения растут хуже, т.к. росточек не может прорасти сквозь плотную глину.
Воспитатель: Вам интересно? Продолжаем наши опыты?
- опыт. Исследование водопроницаемости песка и глины
- теперь поставьте перед собой стаканчики с цифрами 3 и 4;
- что в них находится?
- из 1 мерного стаканчика аккуратно налейте воды в стаканчик с песком
- из 2 мерного стаканчика аккуратно налейте воды в глину
- давайте понаблюдаем, что происходит, вы заметили разницу?
Вывод: глина плотнее песка, её частички сильнее связаны между собой, через песок вода проходит быстрее и легче. Это еще раз доказывает то, что глина плотный материал.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами впереди остались еще 2 самых интересных опыта.
- опыт. Клеящие свойства воды
- сейчас пододвиньте к себе тарелочку с цифрой 5
- обратите внимание, что в ней лежит? (песок)
- какой? (мокрый)
- как вы догадались? (он темный)
- у меня на тарелке тоже песок, чем он отличается от вашего?
(ответы детей)
- посмотрите, что я сейчас буду делать (воспитатель через трубочку дует на сухой песок)
- возьмите трубочку и попробуйте теперь вы подуть на него
- что происходит?
- какой песок легче сдувается ветром – влажный или сухой? почему сухой песок сдувается легче? чем склеены частички влажного песка?
Вывод: Вода способна «склеивать» песчинки. Вспомните так же происходит, когда мы играем в песочнице, только из мокрого песка могут получиться разные постройки и даже интересные и красивые скульптуры (картинка скульптуры из песка)
Вот юные исследователи и завершились наши опыты, и научная конференция подходит к концу.
Вы показали сегодня хорошие знания, организованность, молодцы.
Когда вы вырастите, возможно, кто - то из вас станет ученым, а может быть геологом или рабочим и будет изучать проблемы, связанные с полезными ископаемыми и тогда вы вспомните, о чем мы говорили сегодня. А пока расскажите своим родителям и друзьям про то чем мы сегодня занимались в лаборатории, я думаю им будет интересно.
И в заключении, уважаемые гости и ребята, у меня к вам большая просьба: берегите природу родного края.
Литература
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2017г.;
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, старшая и подготовительная группа»;
- Иванова А. И. «Естественно - научные наблюдения в детском саду» - М., 2007г.;
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Детство-Пресс, 2011г.;
- Рыжова П. «Игры с водой и песком», 1997г.;
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2004 г.;
- Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность «На лесной полянке».
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «На лесной полянке»Цель: помочь детям увидеть многообразие картин осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закрепить зна...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с социальным миром» тема «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа)
Ребята совершили виртуальный полет вокруг планеты Земля, убедились, что она самая красивая. Ребятам было предложены задания из Центра Управления Полётами. Сначала дети разделились на 3 экипажа. Потом ...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие на сказочные острова» в рамках Дня открытых дверей
Итоговое занятие в подготовительной группе в рамках "Дня открытых дверей"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности ««Стоит в поле Теремок» (в рамках тематической недели «Театральная афиша»)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 53 «Светофорик» г. Альметьевска» Рассмотрен...
Семинар по теме Приемственность в рамках реализации ФГОС ДО
Семинар по теме Приемственность в рамках реализации ФГОС ДО...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР "КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО". КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: ДЕДУШКИНЫ ПОМОЩНИКИ"
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: ДЕДУШКИНЫ ПОМОЩНИКИ"...