Секреты песка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Рогозина Наталья Владимировна

Вашему вниманию представлен конспект занятия со старшими дошкольниками, в ходе которого дети с помощью экспериментальной деятельности знакомятся со свойствами песка, устанавливают причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_peska.docx277.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе №10 «Секреты песка»

Рогозиной Натальи Владимировны, воспитателя ГБДОУ «детский сад

№ 51» Калининского р-на, г. Санкт-Петербург.

Образовательная область «Познавательное развитие»,

раздел «Познавательно-исследовательская деятельность».

Современные образовательные технологии:

  • Личностно-ориентированная технология - наблюдения, экспериментальная деятельность.
  • Социоигровая технология-работа в малых группах.
  • Здоровьесберегающая технология - динамическая пауза.

Конспект занятия в старшей группе №10 «Секреты песка»

Образовательная область «Познавательное развитие»,

раздел «Познавательно-исследовательская деятельность».

Образовательные задачи:

-Уточнение и расширение словаря за счет новых слов: сыпучий, текучий, лупа, песчинка.

-Познакомить детей со свойствами сухого песка, с тем, что песок состоит из очень мелких частиц-зернышек песчинок.

-Знакомить детей с применением песка человеком.

Развивающие задачи:

-Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно- следственные связи.

-Познакомить с «Разноцветным песком».

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к окружаемому миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность, инициативность, самостоятельность

Интеграция образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие;

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие.

Технологии:

-Личностно-ориентированная технология - наблюдения, экспериментальная деятельность.

- Социоигровая технология-работа в малых группах.

- Здоровьесберегающая технология - динамическая пауза.

Материалы:

Песок, по два стаканчика на каждого ребенка, передники на каждого ребенка, лупы, вода, влажные салфетки, цветные мелки (порошок), клей - карандаш, одноразовые тарелки, ложки, контурные предметные изображения. Мультимедийная установка и слайды.

Ход деятельности:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание -как много гостей пришло. Давайте поздороваемся с ними.

«Здравствуйте!»

А теперь послушайте меня. Получила я сегодня утром посылку. Без вас я ее не открыла. Давайте посмотрим, что в ней. Открывает посылку, а в ней - «Чудесный мешочек» и «Баночка - шумелочка». Что же это? Как вы думаете? Давайте пощупаем, потрогаем мешочек и послушаем звуки в баночке; попробуем предположить, что там может находиться. (Дети высказывают свои предположения) Вы уверены? Может это сахар или соль, а может мука? Чтобы точно узнать, что в мешочке отгадайте загадку.

Он нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

Дети: Песок

Воспитатель: (открывает мешочек и баночку-шумелочку –показывает детям) Правильно, а где можно встретить песок?

Дети: На улице, на море, в песочнице.

Основная часть:

Воспитатель: Давайте подойдем к экрану и посмотрим, где можно видеть песок.                                

Слайд 1.

G:\экология\секреты песка\images (7).jpgG:\экология\секреты песка\images (28).jpgG:\экология\секреты песка\Nature___Desert__038238_.jpg

G:\экология\секреты песка\images (1).jpgG:\экология\секреты песка\images (17).jpgG:\экология\секреты песка\скачанные файлы.jpg

Песок - это природный материал, который специальной техникой добывают со дна рек и озер.

Его добывают в песчаных карьерах.

Песок встречается на берегах морей и океанах, на берегах рек, в пустынях,  в песочницах,  применяют в строительстве, используют для изготовления стекла.  

Слайд 2.

G:\экология\секреты песка\images (18).jpgG:\экология\секреты песка\скачанные файлы (1).jpgG:\экология\секреты песка\images (19).jpg

G:\экология\секреты песка\images (20).jpgG:\экология\секреты песка\images (4).jpgG:\экология\секреты песка\images (5).jpg

Песок используют для изготовления песочных часов. Зимой песком посыпают обледенелые дорожки, его используют для тушения пожаров, а также создают живописные картины и скульптуры из песка.         

Воспитатель: А хотите узнать из чего состоит песок? Тогда пройдем в нашу лабораторию, проведем опыты с песком. Напоминаю правила проведения при проведении опытов (показ моделей: внимательно слушать, выполнять предложенные действия, ничего не пробовать на вкус).

Слайд 3.

http://900igr.net/datas/chelovek/_CHasti-tela.files/0007-007-Ukho.jpghttp://lady-mama.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D1%8B-%D1%80%D1%83%D0%BA.jpghttp://900igr.net/datas/chelovek/_CHasti-tela.files/0009-009-Rot.jpg

Опыт первый:

G:\экология\секреты песка\скачанные файлы (2).jpg

Детям предлагается пересыпать из стакана в тарелку песок.

Воспитатель: Легко ли сыплется песок? Почему? 

Ответы детей. Да, легко сыпется, он сухой.

Опыт второй. Воспитатель: сейчас мы рассмотрим песок с помощью вот такого приспособления (воспитатель показывает лупу). Кто знает, как оно называется?

Дети: Лупа, увеличительное стекло.

Воспитатель: Правильно.

Дети рассматривают песчинки через лупу.

Воспитатель: Из чего состоит песок?

Дети: Из песчинок, зернышек.

Воспитатель: Как они выглядят? Похожи ли друг на друга? Чем отличаются?

Ответы детей. (В песке каждая песчинка лежит друг от друга, не прилипает к своим «соседям»).

Воспитатель: Давайте проведем еще один опыт.

Опыт третий. Возьмите мельницу, поставьте в центр тарелочки. Высыпайте весь песок, не спеша. Что вы видите? Какой песок? (Сухой, сыпучий, текучий).

Вывод:                           слайд 4

 G:\экология\секреты песка\images (15).jpg G:\экология\секреты песка\images (14).jpg

G:\экология\секреты песка\images (13).jpg                                               G:\экология\секреты песка\images (16).jpg

 Песок сыпучий. Состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель: 

Воспитатель: А теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы на улице гуляем

Солнце ласково сияет

И летят как балеринки

Разноцветные песчинки.

Вверх песчинки поднялись

Закружились, понеслись.

Ветер в вальсе их несёт

Падать вовсе не дает.

Налетела тучка злая,

Дождик намочил песок

Нелегко песочку стало

Стал тяжелым, весь намок.

Воспитатель: Как  вы думаете, кто может спрятаться в песке? (Жуки, насекомые). Хотите проверить? (Да, хотим проверить).

Опыт третий.

Воспитатель предлагает перейти к столу и найти с помощью кисточки тех, кто спрятался в песке (комплект насекомых), при этом назвать ласково;

Рассмотреть и назвать как называются одним словом, «кто лишний?»; какие следы могут оставить насекомые на песке? (Дети называют).

Воспитатель: Какие вы молодцы, внимательные. Скажите, бывает песок цветным?  (Нет, да)

Воспитатель: Я вам скажу по секрету, песок может быть разноцветным.

Слайд 5.

G:\экология\секреты песка\images (6).jpg G:\экология\секреты песка\images.jpg G:\экология\секреты песка\images (5).jpg

Посмотрите какие картины из цветного песка я вам принесла (показ картин) Хотите я вас научу делать такую красоту (хотим).

Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится всё необходимое для следующего опыта.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится все необходимое для рисования песком.

Воспитатель: Для того чтобы сделать цветной песок можно натереть на терке цветной мелок, добавить песок и перемешать. Можно купить уже готовый в магазине. Смотрите, какой песок я вам приготовила.

Воспитатель: Предлагаю сделать из разноцветного песка красивые картины (воспитатель раздает детям контурные изображения насекомых). Дети выполняют работу, воспитатель по возможности помогает.

Воспитатель: Молодцы, как красиво. Давайте подарим ваши работы нашим гостям (давайте), дети дарят картины гостям. А теперь вспомним, чем мы сегодня занимались? С каким природным материалом мы сегодня познакомились, как сделать цветной песок?

- Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форму, легче в весе.

- Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.

Вот наш опыт-игра и закончилась. Скажем нашим гостям «Досвидания! До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность "Секреты песка"

В представленном занятии в доступной игровой форме обобщаются и закрепляются знания детей о свойствах песка. Развивается познавательная активность детей в поцессе экспериментирования....

Проект "Вода - песок" Игровая познавательная деятельность "Секреты песка"

В проектной деятельности "Вода - песок"  для детей раннего возраста используем игровую деятельность с кинетическим песком, который не мажет ручки детей, не прилипает, хорошо собирается,...

Секреты песка для детей средней группы.

Секреты песка для детей средней группы...

Конспект игровой познавательной деятельности "Секреты песка"

Задачи:Образовательные: обобщать и закреплять знания детей о свойствах песка, продолжать учить называть и различать геометрические фигуры и цвет предметов, закреплять понятия количества: один- м...

"Секреты песка" (Эксперименты и игры с песком)

laquo;Ранний возраст сенситивен во всём».(Л.С. Выготский).  Игра с песком это одна из естественных деятельностей ребёнка, так как эта игра близка и понятна ему. Потребность возиться с песк...