Методическая разработка конспекта НОД для детей подготовительной к школе группе " Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кондрусова Анжела Михайловна

В ходе НОД используются экспонаты мини- музея группы " Кукляндия". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 90 Приморского района г. Санкт- Петербург

Методическая разработка конспекта

непосредственной образовательной деятельности

«Пусть вам лучшею подружкой
станет русская игрушка!»:

с использованием экспонатов

мини- музея « Кукляндия».

                       (для  детей  подготовительной к школе группе )

по реализации образовательных областей:

познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие;

с использованием  здоровьесберегающей и игровых технологий.

                                                                  Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной категории

 Кондрусова  А.М. 

Санкт-Петербург

2018

Цель:  Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам  с помощью изучения  истории предмета- куклы, формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с народной куклой.

Задачи: 

Познавательное развитие: 

 Закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно- прикладного искусства. Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам.  Продолжать пробуждать у детей интерес к музейному делу,   к профессии  « экскурсовод

Социально-коммуникативное развитие: 

Вызывать у детей  чувство восхищения талантом русского народа и гордость за него. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать  развивать коммуникативные качества и  навыки, способы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение друг к другу, умение переживать успехи и неудачи сверстников.

Речевое развитие: 

Формировать умение детей узнавать ту или иную  народную игрушку по описанию, устно описывать тот или иной предмет. Развивать речь- описание (метод  «дети-экскурсоводы"). Активизировать и обогащать активный словарный запас словарь детей за счет слов « деревянная», «соломенная», «глиняная», «тряпичная», «экспозиция», «экспонаты».

Художественно-эстетическое развитие:

 Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Закреплять  знакомые детям детали народного  костюма. Развивать эстетический вкус.

Физическое развитие:

Способствовать оздоровлению детей.  Создать условия для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей. Снять напряжение, активизировать внимание детей.

Предварительная работа: 

- Д/и :« Разрезные картинки»,  « Что изменилось», « Найди лишнее», « Раз- матрёшка, два- матрёшка», « Сложи узор», « Подбери узор к платью барыни», « Угадай и расскажи».

-Настольно- печатные игры:  « Моя Родина- Россия», « Русские узоры».

-ЧХЛ:  Лагздынь  Г.«Деревянные матрешки», Медведева З. « Матрёшка»,

 Моисеев  В. « Матрёшка», Степанов В. « Матрёшка», Берестов В. «Матрёшкины  потешки», « Игрушкины частушки».

-Загадывание загадок, разучивание  потешек, стихотворений , песен. Использование малых форм фольклора.

-Опытно- экспериментальная деятельность:  знакомство со свойствами дерева, глины, соломы, ткани, выделение  качеств.

 -Организация в группе мини- музея ( совместно с родителями) « Кукляндия, знакомство с  его экспонатами (куклами) , сделанными из различных материалов.

Сюжетно- ролевые игры « Экскурсовод», « Мы приехали в музей».

Материалы и оборудование: 

Большая коробка, экспонаты мини- музея (деревянные, тряпичные, глиняные, соломенные народные куклы); шаблоны барыней (дымковская, филимоновская, каргопольская),  детали для того или иного вида росписи; платочек или колокольчик; аудиозаписи с русской народной музыкой  в обработке для детей.

Ход НОД:

На столе в помещении  группы  стоит большая коробка, в неё  воспитатель бережно убирает экспонаты мини- музея « Кукляндия».

Воспитатель :  Ребята, сегодня в детском саду нас, как всегда, ждёт очень много интересного. Но немного позже. Только вот уберу экспонаты нашего мини- музея в коробку, отнесу её в кладовку.  Жаль, конечно, но придётся мне это сделать. Я заметила, что вы уже совсем не играете с ними. Ваши любимицы- Феи Winx, Куклы Monster High, Тильда, Bratz,Moxie, а у мальчиков- « ЛЕГО» и солдатики.  Да и  большие вы  совсем, 1-го сентября в школу пойдёте и вас ждут другие заботы.  

Воспитатель просит детей принести современные куклы, рассматривает их вместе с детьми.

Воспитатель:  А у меня точно куклы? Ребята,  что такое кукла?

 Дети: Кукла – это игрушка в виде фигуры человека в полный рост. Она может быть сделана из ткани, дерева или фарфора, а также пластика.

Воспитатель: Из какого материала сделаны ваши куклы?

Дети: Из пластмассы.

Воспитатель: А мои из какого материала? Они какие?

Дети: Глиняные, тряпичные, деревянные, соломенные.

Воспитатель: Мои  куклы на ваши не похожи совсем. Уберу их подальше, ненужных.  Жаль, конечно, и очень грустно. Ведь когда- то мы собирали эти экспонаты всей группой,  вместе с родителями : эту сделала своими руками Олина мама, а эту Маша из великого Новгорода привезла в подарок…

Дети ( с подачи воспитателя) предлагают вернуть убранных кукол  в мини- музей.

Воспитатель: Только я уже разобрала экспозицию, перепутала экспонаты. Ребята, вы поможете мне вернуть всё на место? Для этого необходимо потрудиться: выполнить задания. Справитесь?  ( утвердительные ответы детей).

Воспитатель:   Я тоже в этом уверена! Итак, мы начинаем:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….                    

Дети: Русская матрешка!

Воспитатель: Молодцы! Много лет назад в Россию из Японии привезли деревянную игрушку. Она изображала  добродушно улыбающегося старичка- мудреца « Фукуруму». Игрушка была с секретом. Ответьте , что это был за секрет?

Дети: Внутри игрушки находилась вся его многочисленная семья.

Воспитатель: Кукла эта очень понравилась русским мастерам, но они её переделали на русский лад и дали  новое имя. Если вы мне расскажете, как называется эта кукла и какие чудесные превращения с ней произошли, мы сможем вернуть её в наш музей.

Дети : Русские мастера нарядили её в русский народный сарафан, повязали платочек, нарисовали озорные глазки и румяные щёчки, назвали её Матрёной.

Воспитатель хвалит детей, достаёт матрёшку из коробки и возвращает её в музей.

Воспитатель: Матрёшки - весёлые жизнерадостные хохотушки и плясуньи. Потанцуем вместе с ними?

Проводится физминутка « Матрёшки».

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Матрёшка- кукла деревянная. А теперь догадайтесь, из какого материала сделана  следующая . Он твёрдый,  но хрупкий и свойства эти приобретает после обжига в печи.

Дети: Это глина.

Воспитатель: Какие игрушки из этого материала вы знаете ?

Дети: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская.

Воспитатель: В   этот чудесный  мешочек я спрятала куклу.  Предлагаю вам на ощупь отгадать её.

Дети (выполнив задание): Это « Барыня»!

Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в игру « Подбери узор к платью барыни», но перед этим нам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшайте барынь смело

Выбирай смелей  узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель:  А теперь, мастера, приступайте к работе!

Проводится д/и « Подбери узор к платью барыни» ( на шаблонах барынь ребята выкладывают  узор, используя детали того или иного вида росписи).

Выполнив задание, дети объясняют свой выбор.

Например :

Ребёнок : Моя барышня -дымковская, поэтому я выбрал оранжевые, золотые, алые, зелёные узоры: круги, колечки,  точечки , волнистые линии. Этот узор геометрический.

Ребёнок: Моя барышня -филимоновская. Я её узнала,  потому что она вытянутая. Она- свистулька. Очень яркая за счёт малинового цвета и зелёного. Орнамент-  разноцветные штрихи, пятна, точки, розетки.

Ребёнок: Каргопольская барышня – приземистая. Расписаны в ярких или приглушённых тонах, орнамент- древние символы солнца ( красные круги, кресты) или мотивы зёрен, хлебных колосьев.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Главное то, что вы заметили, что эти барышни отличаются по форме!

Кукол- барынь возвращают в экспозицию.

Воспитатель: Следующая кукла  так же сделана из недолговечного материала,  она непрочная , её нельзя раздеть и помыть… Зато она хорошо горит!    Русским людям она очень нравилась . Вокруг неё они водили хороводы, совершали обряды. Были обряды, когда разыгрывали или сжигали соломенную куклу. Из какого материала она сделана? Назовите самую известную из них.

Дети: Из соломы. Масленица.

Воспитатель предлагает вспомнить весёлую масленичную неделю и поиграть в  подвижную игру « Гори- гори ясно»:

Выходи, честной народ, становись в хоровод!

Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает:

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

Соломенная кукла занимает своё место в музее.

Воспитатель: Ну вот, ребята, в коробке осталась одна кукла. Как вы думаете, из какого материала она сделана?

Дети: Из ткани.

Воспитатель: Да, это - тряпичная кукла. В нашем мини- музее она представлена очень широко. Я предлагаю отнести её « домой», а самим отправиться « в гости» к куклам. У нас сегодня получилось настоящее путешествие во времени.

Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется - как будто время вспять.  ( Берестов В.)

Ребята, мы пришли в музей и теперь мы…

Дети: Экскурсанты.

Воспитатель:  Напомните, как нужно вести себя в музее?

( Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы!

Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Поиграем в игру « Экскурсоводы и экскурсанты». ( Дети делятся на «экскурсоводов» и «экскурсантов».  Вторые загадывают экспонат (одну из тряпичных кукол) , описывая его, экскурсоводы- отгадывают и рассказывают о нём).

Например:

Ребёнок- экскурсант: Это кукла- оберег, она парная или двуликая. Одна куколка сделана из тёмной ткани, другая- из светлой.

Ребёнок- экскурсовод: Эта кукла называется « День и Ночь». Светлая куколка-день, тёмная- ночь. Они соединены цветной нитью. Этот оберег охраняет дом. Тот, кто ложился спать последним, поворачивал её ночной стороной в комнату, кто просыпался первым- сразу же поворачивал куклу дневной стороной.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята за помощь и за то, что стараетесь не забывать народную куклу, народные промыслы. Поэтому открою вам секрет: все эти куклы-«бабушки» и  «прабабушки» тех кукол, которыми вы играете сегодня!



.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка».

Закрепить представления о русских народных традициях празднования народных праздников, познания предметов народного творчества....

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд»

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд» Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу...

Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»

Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»...

Методическая разработка развлечения для детей подготовительной к школе группы "Игра "Что? Где? Когда?"

Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор....

Проект по художественно-эстетическому развитию для средней группы детского сада «Пусть нам лучшею подружкой станет русская игрушка…»

Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности....