Методическая разработка конспекта НОД для детей подготовительной к школе группе " Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В ходе НОД используются экспонаты мини- музея группы " Кукляндия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pust_vam_luchsheyu_podruzhkoy_stanet_russkaya_igrushka._-_kopiya.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Приморского района г. Санкт- Петербург
Методическая разработка конспекта
непосредственной образовательной деятельности
«Пусть вам лучшею подружкой
станет русская игрушка!»:
с использованием экспонатов
мини- музея « Кукляндия».
(для детей подготовительной к школе группе )
по реализации образовательных областей:
познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие;
с использованием здоровьесберегающей и игровых технологий.
Подготовила и провела: воспитатель
первой квалификационной категории
Кондрусова А.М.
Санкт-Петербург
2018
Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам с помощью изучения истории предмета- куклы, формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с народной куклой.
Задачи:
Познавательное развитие:
Закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно- прикладного искусства. Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Продолжать пробуждать у детей интерес к музейному делу, к профессии « экскурсовод
Социально-коммуникативное развитие:
Вызывать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордость за него. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать развивать коммуникативные качества и навыки, способы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение друг к другу, умение переживать успехи и неудачи сверстников.
Речевое развитие:
Формировать умение детей узнавать ту или иную народную игрушку по описанию, устно описывать тот или иной предмет. Развивать речь- описание (метод «дети-экскурсоводы"). Активизировать и обогащать активный словарный запас словарь детей за счет слов « деревянная», «соломенная», «глиняная», «тряпичная», «экспозиция», «экспонаты».
Художественно-эстетическое развитие:
Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Закреплять знакомые детям детали народного костюма. Развивать эстетический вкус.
Физическое развитие:
Способствовать оздоровлению детей. Создать условия для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей. Снять напряжение, активизировать внимание детей.
Предварительная работа:
- Д/и :« Разрезные картинки», « Что изменилось», « Найди лишнее», « Раз- матрёшка, два- матрёшка», « Сложи узор», « Подбери узор к платью барыни», « Угадай и расскажи».
-Настольно- печатные игры: « Моя Родина- Россия», « Русские узоры».
-ЧХЛ: Лагздынь Г.«Деревянные матрешки», Медведева З. « Матрёшка»,
Моисеев В. « Матрёшка», Степанов В. « Матрёшка», Берестов В. «Матрёшкины потешки», « Игрушкины частушки».
-Загадывание загадок, разучивание потешек, стихотворений , песен. Использование малых форм фольклора.
-Опытно- экспериментальная деятельность: знакомство со свойствами дерева, глины, соломы, ткани, выделение качеств.
-Организация в группе мини- музея ( совместно с родителями) « Кукляндия, знакомство с его экспонатами (куклами) , сделанными из различных материалов.
Сюжетно- ролевые игры « Экскурсовод», « Мы приехали в музей».
Материалы и оборудование:
Большая коробка, экспонаты мини- музея (деревянные, тряпичные, глиняные, соломенные народные куклы); шаблоны барыней (дымковская, филимоновская, каргопольская), детали для того или иного вида росписи; платочек или колокольчик; аудиозаписи с русской народной музыкой в обработке для детей.
Ход НОД:
На столе в помещении группы стоит большая коробка, в неё воспитатель бережно убирает экспонаты мини- музея « Кукляндия».
Воспитатель : Ребята, сегодня в детском саду нас, как всегда, ждёт очень много интересного. Но немного позже. Только вот уберу экспонаты нашего мини- музея в коробку, отнесу её в кладовку. Жаль, конечно, но придётся мне это сделать. Я заметила, что вы уже совсем не играете с ними. Ваши любимицы- Феи Winx, Куклы Monster High, Тильда, Bratz,Moxie, а у мальчиков- « ЛЕГО» и солдатики. Да и большие вы совсем, 1-го сентября в школу пойдёте и вас ждут другие заботы.
Воспитатель просит детей принести современные куклы, рассматривает их вместе с детьми.
Воспитатель: А у меня точно куклы? Ребята, что такое кукла?
Дети: Кукла – это игрушка в виде фигуры человека в полный рост. Она может быть сделана из ткани, дерева или фарфора, а также пластика.
Воспитатель: Из какого материала сделаны ваши куклы?
Дети: Из пластмассы.
Воспитатель: А мои из какого материала? Они какие?
Дети: Глиняные, тряпичные, деревянные, соломенные.
Воспитатель: Мои куклы на ваши не похожи совсем. Уберу их подальше, ненужных. Жаль, конечно, и очень грустно. Ведь когда- то мы собирали эти экспонаты всей группой, вместе с родителями : эту сделала своими руками Олина мама, а эту Маша из великого Новгорода привезла в подарок…
Дети ( с подачи воспитателя) предлагают вернуть убранных кукол в мини- музей.
Воспитатель: Только я уже разобрала экспозицию, перепутала экспонаты. Ребята, вы поможете мне вернуть всё на место? Для этого необходимо потрудиться: выполнить задания. Справитесь? ( утвердительные ответы детей).
Воспитатель: Я тоже в этом уверена! Итак, мы начинаем:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
Дети: Русская матрешка!
Воспитатель: Молодцы! Много лет назад в Россию из Японии привезли деревянную игрушку. Она изображала добродушно улыбающегося старичка- мудреца « Фукуруму». Игрушка была с секретом. Ответьте , что это был за секрет?
Дети: Внутри игрушки находилась вся его многочисленная семья.
Воспитатель: Кукла эта очень понравилась русским мастерам, но они её переделали на русский лад и дали новое имя. Если вы мне расскажете, как называется эта кукла и какие чудесные превращения с ней произошли, мы сможем вернуть её в наш музей.
Дети : Русские мастера нарядили её в русский народный сарафан, повязали платочек, нарисовали озорные глазки и румяные щёчки, назвали её Матрёной.
Воспитатель хвалит детей, достаёт матрёшку из коробки и возвращает её в музей.
Воспитатель: Матрёшки - весёлые жизнерадостные хохотушки и плясуньи. Потанцуем вместе с ними?
Проводится физминутка « Матрёшки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Матрёшка- кукла деревянная. А теперь догадайтесь, из какого материала сделана следующая . Он твёрдый, но хрупкий и свойства эти приобретает после обжига в печи.
Дети: Это глина.
Воспитатель: Какие игрушки из этого материала вы знаете ?
Дети: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская.
Воспитатель: В этот чудесный мешочек я спрятала куклу. Предлагаю вам на ощупь отгадать её.
Дети (выполнив задание): Это « Барыня»!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру « Подбери узор к платью барыни», но перед этим нам размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшайте барынь смело
Выбирай смелей узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: А теперь, мастера, приступайте к работе!
Проводится д/и « Подбери узор к платью барыни» ( на шаблонах барынь ребята выкладывают узор, используя детали того или иного вида росписи).
Выполнив задание, дети объясняют свой выбор.
Например :
Ребёнок : Моя барышня -дымковская, поэтому я выбрал оранжевые, золотые, алые, зелёные узоры: круги, колечки, точечки , волнистые линии. Этот узор геометрический.
Ребёнок: Моя барышня -филимоновская. Я её узнала, потому что она вытянутая. Она- свистулька. Очень яркая за счёт малинового цвета и зелёного. Орнамент- разноцветные штрихи, пятна, точки, розетки.
Ребёнок: Каргопольская барышня – приземистая. Расписаны в ярких или приглушённых тонах, орнамент- древние символы солнца ( красные круги, кресты) или мотивы зёрен, хлебных колосьев.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Главное то, что вы заметили, что эти барышни отличаются по форме!
Кукол- барынь возвращают в экспозицию.
Воспитатель: Следующая кукла так же сделана из недолговечного материала, она непрочная , её нельзя раздеть и помыть… Зато она хорошо горит! Русским людям она очень нравилась . Вокруг неё они водили хороводы, совершали обряды. Были обряды, когда разыгрывали или сжигали соломенную куклу. Из какого материала она сделана? Назовите самую известную из них.
Дети: Из соломы. Масленица.
Воспитатель предлагает вспомнить весёлую масленичную неделю и поиграть в подвижную игру « Гори- гори ясно»:
Выходи, честной народ, становись в хоровод!
Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
Соломенная кукла занимает своё место в музее.
Воспитатель: Ну вот, ребята, в коробке осталась одна кукла. Как вы думаете, из какого материала она сделана?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Да, это - тряпичная кукла. В нашем мини- музее она представлена очень широко. Я предлагаю отнести её « домой», а самим отправиться « в гости» к куклам. У нас сегодня получилось настоящее путешествие во времени.
Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется - как будто время вспять. ( Берестов В.)
Ребята, мы пришли в музей и теперь мы…
Дети: Экскурсанты.
Воспитатель: Напомните, как нужно вести себя в музее?
( Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы!
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.
Поиграем в игру « Экскурсоводы и экскурсанты». ( Дети делятся на «экскурсоводов» и «экскурсантов». Вторые загадывают экспонат (одну из тряпичных кукол) , описывая его, экскурсоводы- отгадывают и рассказывают о нём).
Например:
Ребёнок- экскурсант: Это кукла- оберег, она парная или двуликая. Одна куколка сделана из тёмной ткани, другая- из светлой.
Ребёнок- экскурсовод: Эта кукла называется « День и Ночь». Светлая куколка-день, тёмная- ночь. Они соединены цветной нитью. Этот оберег охраняет дом. Тот, кто ложился спать последним, поворачивал её ночной стороной в комнату, кто просыпался первым- сразу же поворачивал куклу дневной стороной.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята за помощь и за то, что стараетесь не забывать народную куклу, народные промыслы. Поэтому открою вам секрет: все эти куклы-«бабушки» и «прабабушки» тех кукол, которыми вы играете сегодня!
.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка».
Закрепить представления о русских народных традициях празднования народных праздников, познания предметов народного творчества....
Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд»
Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд» Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу...
Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»
Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»...
Методическая разработка развлечения для детей подготовительной к школе группы "Игра "Что? Где? Когда?"
Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор....
Методическая разработка: Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Зимние чудеса". Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
Цель данного занятия - формирование эстетического отношения к окружающему миру....
Проект по художественно-эстетическому развитию для средней группы детского сада «Пусть нам лучшею подружкой станет русская игрушка…»
Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности....
«Пусть нам лучшею подружкой станет русская игрушка…»
Фотогалерея....