Экологизация развивающей предметной среды в группе ДОУ
консультация по окружающему миру на тему

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Экологизация развивающей предметной среды в группе ДОУ

               

Подготовила воспитатель ГБОУ Школа № 1411 ДО 1327:    

Шиманская Ирина Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        2

1. Виды растений, наиболее часто встречающиеся в ДОУ        3

2. Комнатные растения – средообразующий экологический фактор

в жизни людей          5

Заключение          8

Список литературы          9


Введение

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.


1. Виды растений, наиболее часто встречающиеся в ДОУ

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания. В качестве примера рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся в дошкольных учреждениях растения.

Аспидистра высокая (дружная семейка). Происхождение этого растения – субтропические леса Южной Японии и Китая. Это растение устойчивое, выносит затененные места, понижение температуры до 10 °С. Земельная смесь: дерновая, перегнойная, листовая, песок (в пропорции 2,2,1,1).

Бальзамин (огонек, Ванька мокрый). Происхождение – тропическая Африка. Свето-, влаго-, теплолюбивое растение, любит простор. Может сбрасывать листву от недостатка света и тепла, от тесного соседства с другими растениями. Западная и восточная экспозиции. Земельная смесь: листовая, перегной, песок (2,2,1). Полив обильный, температура зимой не менее 15-18 °С.

Колеус (крапивка), имеет много разновидностей. Происхождение – Тропическая Азия. Свето-, тепло- и влаголюбивое растение, подходят западная и восточная экспозиции, но необходимо притенение от солнца. Зимнее содержание при 16-18 °С, в холоде может сбрасывать листву.

Ройциссус (циссус) ромбический (березка). Происхождение – влажные субтропики Южной Африки. Светолюбивое растение, но требует притенения от солнца. Подходят северная, западная, восточная экспозиция. Полив частый, зимой реже, содержится при температуре около 13-18 °С. Летом необходимо опрыскивание. Земельная смесь: дерновая, перегной, торф, песок (4, 2, 2, 1).

Толстянка (крассуля портулаковидная). Происхождение – Южная Африка. Суккулент – светолюбив, засухоустойчив, подходит южная экспозиция, но с притенением от солнца. Зимнее содержание при 6-12 °С с ограниченным поливом, Почва: дерновая, листовая, перегной, песок (2, 1, 1, 1).

Традесканция (бабьи сплетни). Происхождение – влажные субтропики Бразилии и тропики Северной Америки. Влаголюбивое, теневыносливое, нетребовательное к температуре и почве растение. На западной и восточной экспозиции нуждается в притенении от солнца. Почва: дерновая, перегной, песок (2, 2, 1).

Хлорофитум хохлатый. Происхождение – влажные субтропики Южной Африки. Влаголюбивое, нетребовательное к температуре растение. Светолюбив, но требует притенения от солнца. Зимой полив умеренный, содержание при температуре 10-20 °С. Почва: дерновая, листовая, песок (3, 1, 1).

Розан китайский. Происхождение –  Южный Китай Светолюбивое и влаголюбивое растение, зимой нуждается в опрыскивании. Подходит западная и восточная экспозиция. Земельная смесь: дерновая, листовая, песок (4,2,1).

Седум (очиток). Происхождение – засушливые зоны Центральной Америки, Южной Азии. Суккулент – светолюбивое, засухоустойчивое растение, приемлема южная экспозиция. Зимнее содержание без полива при температуре 6-12 °С. Земельная смесь: листовая, дерновая, песок (2, 2, 1).

Лимон. Происхождение – тропическая Азия. Светолюбивое растение, зимой умеренный полив и прохладное содержание. (8-10 °С). Чувствителен к перемене освещения, может сбрасывать листву. Летом нуждается в опрыскивании, легко переносит перепады температуры.

Нефролепсис (папоротник). Происхождение – тропики любых континентов. Тене выносливое растение северной экспозиции, на западном и восточном окнах нуждается в притенении, летом – в опрыскивании. Зимнее содержание при 16-20 °С. Земельная смесь: дерновая, листовая, торф, песок. (2,2,4,1).

2. Комнатные растения – средообразующий экологический фактор в жизни людей

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае имеют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.

В каждой возрастной группе могут находиться любые безопасные для детей растения, но обязательно в ухоженном состоянии. В этом случае обеспечиваются не только красота, но и наибольшая вероятность их зацветания, что в свою очередь делает их более привлекательными, повышает эстетику жизненного пространства. Размещая растения в интерьере, следует иметь в виду несколько простых правил фитодизайна. Красивы все растения, поэтому их целесообразно ставить на некотором расстоянии друг от друга – в этом случае им легко дышать и расти, детям – легко наблюдать и ухаживать. Есть растения, которые особенно чувствительны к жизненному пространству – они хорошо себя чувствуют и красиво выглядят лишь в том случае, когда их ничто не стесняет, например бальзамин-недотрога. Поэтому на подоконнике может стоять несколько растений на значительном расстоянии друг от друга. К тому же занавески не должны свисать – это препятствует обмену воздуха, общению детей с растениями.

Дети привыкают к растениям, осторожно с ними обращаются, глаза их часто отдыхают на зелени, они чувствуют себя комфортно. Распределение растений в пространстве улучшает микроклимат в группе, сохраняет психическое здоровье детей и взрослых. Композиции из растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, на них отдыхает взор. Рядом с напольной композицией неплохо поставить небольшое кресло, декоративную скамейку, на которые может присесть взрослый, куда можно посадить для успокоения (вместо наказания) разбаловавшегося ребенка.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость – листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом – именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды – легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что способствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем. Известно, что дети очень чувствительны к различной инфекции, часто являются носителями и распространителями бактерий (если кашляют или чихают). Растения, обладающие фитонцидными свойствами, позволяют улучшить воздушную среду помещения. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки), аукуба японская, антуриум величественный, колеус Блюме, пеперомии, туя восточная.

Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которых в настоящее время достаточным в каждом помещении – их выделяют разнообразные синтетические материалы, из которых сделаны предметы быта: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Все эти вещества вредны для здоровья, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Наиболее подходящим для очищения воздуха комнатным растением является хлорофитум хохлатый – неприхотливое растение, имеющееся в каждом детском саду. Для очистки воздуха помещения группы (достаточно большого) нужно не менее двух растений.


Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: не забывают, что растения – это живые организмы. О них следует заботиться и их надо любить!


Список литературы:

  1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы» – Программа экологического образования детей. – СПб: Детство-пресс, 2003.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Экологизация развивающей предметной среды

Консультация для воспитателейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город КирсановТема: «Экологизация развивающей предметной среды»Одним ...

Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".

Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....

Экологизация развивающей предметно-пространственной среды

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стран...

Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству

Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству...

Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста

Разнообразие и наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяет усваивать знания и умения одного плана, но разными способами....